- Вы были куратором первой персональной выставки Виктора Цоя в петербургской KGallery, она прошла летом 2020 года. Логичный вопрос: почему первая выставка появилась спустя тридцать лет после ухода Цоя, почему не раньше?
- Дело в том, что картины Виктора, его живопись, графика, личные вещи находились в семейных архивах, у сына Виктора и у Наталии Разлоговой, его возлюбленной. Так получилось, что архивы начали разбирать в 2010 году, и в течение десяти лет мы все сообща предлагали разным культурным институциям, продюсерам персональную выставку Виктора. Когда мы наконец провели ее в KGallery, я понял, почему нам так долго не шли навстречу. Все начали говорить, что эта выставка открыла публике Виктора Цоя-художника, и я внезапно осознал, что люди просто не понимали, о чем идет речь, когда мы говорили о Викторе Цое как большом художнике. Его воспринимали как рок-музыканта и поэта, но огромный пласт его влияния на художественную жизнь и кинематограф все время оставался в стороне.
- Вы встречались с Виктором Цоем в конце 80-х?
- Нет, в то время я был школьником. Я знал Цоя, разумеется, я слушал «Группу крови», я ходил на какие-то концерты, на ночную премьеру фильма «Рок» в кинотеатре «Молодежный», я был тусовщиком и воспринимал рок-культуру как собственную. Но я никак не участвовал в процессе. Мне было пятнадцать лет, и я все это воспринимал со стороны. Но сразу после трагической гибели Виктора ко мне попала книга, где были опубликованы его рисунки фломастером. И в этот момент, мне было уже девятнадцать, я понял, что огромный пласт его творчества мне неизвестен. Меня очень заинтересовала его графика, а потом, когда я познакомился с архивом Наталии Разлоговой, для меня стала открытием его живопись. И когда мы разобрали архивы, я понял, какое влияние он оказывал на своих современников, на художников, которые потом стали известными. А Виктор Цой как художник остался в тени.
Как пример я хочу привести людей из его ближайшего окружения. Барабанщиком в группе «Кино» был Георгий Гурьянов, художник, участник объединения «Новая Академия». Андрей Крисанов, член группы «Новые художники», делал декорации и обложки для «Кино» и выступал в концертах как бас-гитарист. Тимур Новиков какие-то оформительские работы делал для концертов. Константин Гончаров, модельер и художник, делал стиль. Виктор собирал вокруг себя талантливых людей и давал им возможность самореализации рядом с собой. Поступал абсолютно по-дружески.
- Я читала, что он принимал участие в выставках «Новых художников», но никакой информации об этом не было, все заслоняла слава Виктора Цоя как рок-музыканта и последнего героя.
- С его кинокарьерой было примерно так же. Все говорят, что у Виктора Цоя мало фильмов. Но у Брюса Ли и Джеймса Дина тоже немного фильмов, тем не менее это настоящие кинозвезды. И когда Виктор появился на обложке «Советского экрана» – там были только советские «звезды», и вдруг после фильма «Игла» все увидели там рок-музыканта, звезду андеграунда – это вызвало культурный шок.
Я очень хочу, чтобы благодаря этой выставке люди поняли, что Виктор больше, чем группа «Кино», он больше, чем фильмы, в которых он снимался, это мультимедийный человек, влияние которого продолжается до сих пор. И мы не до конца понимаем, как могла развиваться его карьера, если бы не автомобильная авария, которая ее оборвала. Увидели бы мы его в новых фильмах, или он штурмовал бы западные галереи со своими работами, или создавал новые музыкальные группы. Мы не можем даже предположить. В наших силах только не создавать никаких преград между Цоем и публикой. Не нужны современники, которые будут о нем рассказывать, критики, которые будут обсуждать его работы. Нужен Виктор Цой, его творчество, с которым люди смогут соприкоснуться.
- Байопик – это биография. То есть это не просто художественная выставка, вы вписали творчество Виктора Цоя в контекст его жизни.
- Дело в том, что до сих пор нет достойного байопика, как считают родные и близкие Виктора, и было интересно его создать. Зал «Манежа» огромный, в десятки раз превышает масштабы KGallery, и там будет показано несравненно больше, чем на первой выставке. Первая, выставка-квартирник, как я ее назвал, была ограничена коллекцией Наталии Разлоговой, сейчас добавились предметы из архива Саши Цоя, сына Виктора, из архива Роберта Максимовича, его отца, а также из частных коллекций. То есть мы собрали все, что есть сейчас настоящего и подтвержденного – рукописи, личные документы, предметы, полароидные снимки, фотографии, рисунки, даже вылепленные из пластилина фигурки. Проделана грандиозная работа с подключением родных и близких, кураторов, всех, кто лично знал Виктора, и на сегодняшний день к этой подборке нечего добавить. Раз нет до сих пор фильма о Викторе Цое, сделаем выставку, посмотрим на жизнь героя со всех сторон.
Татьяна Филиппова
Фото: афиша к фильму «Игла»