Представленные на выставке портреты жен великих мастеров демонстрируют, как развивалось русское искусство в период наиболее радикальных поворотов от передвижнического реализма до авангардных экспериментов и советской неоклассики. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом обусловлены социальными и политическими потрясениях этого времени. На смену светским красавицам в корсетах, мехах и шелках, трогательным и пленительным в своей простоте хранительницам очага, предстающим на портретах конца XIX века, приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами — они строят новый мир наравне с мужчинами.
Экспозиция расположена в двух залах: в одном - дореволюционные произведения, а в другом собраны портреты, созданные начиная с 1917 года.
“Женщины, портреты которых мы видим на этой выставке - хрупкие и прекрасные, но при этом все они были яркими личностями, все они по-своему повлияли на своих мужей и на русское искусство. Это мы и хотели донести этой выставкой, - рассказала “Культуромании” куратор выставки Юлия Ракитина. Отбирая картины мы руководствовались несколькими принципами - во-первых, показать работы не только широко известных мастеров, но и менее известных, например, совершенно великолепного Василия Шухаева. Вторая важная задача - сотрудничество с регионами. Мы стараемся привозить в Москву и показывать те произведения, которые москвичи увидеть не могут, а ведь за пределами МКАДа есть совершенно великолепные собрания. Отбирая работы, мы стремились показать русское искусство во всем его многообразии и соблюсти некоторое хронологическое равновесие - собрать воедино произведения разных периодов, разных эпох”.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова рассказала, что у выставки две составляющие: живописная - каждое подобранное для выставки произведение и автор отражают отдельное направление в искусстве, и исследовательская. Музеем была проведена большая изыскательская работа. Искусствоведы работали в архивах, общались с наследниками художников и собрали множество материалов “из первых рук” - воспоминаний, стихов, написанных супругами своим мужьям. Из этого материала складывался образ каждой семьи, каждой женщины, изображенной на портрете.
“Жена - это человек чье мироощущение, чьи переживания художнику ближе всего. Портреты жен присутствуют в наследии наверное всех живописцев, поэтому выбор произведений для этой выставки был велик. Но нам хотелось выбрать имена и явления, которые сформировали русское искусство, сделали его славу. Именно поэтому в экспозиции сегодня с гордостью называются имена Репина, Серова, Грабаря, Фалька, Бориса Григорьева, Дейнеки, Пименова. Каждое из этих имен - это явление в истории нашего искусства и я рада, что представлены такие разные вещи, что выставка получилась такой многогранной”, - отметила Юлия Петрова.
Она уточнила, что на основе собранных материалов записан аудиогид, который каждый желающий сможет получить на выставке бесплатно, а также состоятся экскурсии, в том числе с куратором выставки. Выставка дополнена также звуковым сопровождением и ароматами - к 12 произведениям добавлены ароматические ассоциации. “Мы рассчитываем, что так наши гости смогут ярче почувствовать то или иное произведение, сделать восприятие более многогранным”, - добавила Юлия Петрова.
Основатель Музея русского импрессионизма, предприниматель и коллекционер Борис Минц отметил, что это еще одна выставка, организованная Музеем русского импрессионизма “которая возвращает нам имена малоизвестных русских художников”. “Эти выставки имеют очень большой успех. Форматы, которые мы выбираем, приближают и раскрывают этих великих русских людей”, - отметил Борис Минц.
Куратор выставки Юлия Ракитина рассказала, что общаясь с наследниками художников, ей удалось добыть уникальные факты семейных биографий. В частности, удалось пообщаться с Александром Лаврентьевым - внуком Александра Родченко и его жены Варвары Степановой, портрет которой находится на выставке. Он рассказал некоторые моменты ее биографии. По его словам, в молодости его бабушка была хохотушкой и веселой девушкой, часто улыбалась, шутила, но при этом была абсолютно серьезной в том, что касалось ее принципов, ее понимания правоты и истины. Она всегда была готова отстаивать свою позицию и Владимир Маяковский за эту черту назвал ее “неистовой”. Она вместе с мужем очень активно участвовала в культурной жизни 20-х годов прошлого века. Вместе с Родченко они стояли у истоков Института художественной культуры и Музея художественной культуры. В это время Варвара Степанова вела дневники где все тщательно и подробно документировала. Эти дневники - уникальные свидетельства художественной жизни тех лет, были изданы в 1994 году.
Также куратор рассказала, что ей удалось пообщаться с внучкой Льва Бруни и его жены Нины Константиновны (в девичестве Бальмонт). Она рассказала, что Нина Константиновна была женщиной удивительно сильного характера. Она знала три иностранных языка, всю жизнь работала переводчиком и редактором. С Львом Бруни у них было семь детей, двое из них погибли в младенчестве, еще один сын - на фронте во время Второй мировой войны. Несмотря на такие суровые испытания, она никогда не теряла присутствие духа. Как-то, уже будучи пожилой женщиной, на Пасху она выходила из автобуса и попала под колеса. Врачи не смогли сохранить ей ногу - пришлось ампутировать. На следующий день семья пришла навестить ее в больницу, но вместо расстроенной, раздавленной женщины они обнаружили Нину Константиновну совершенно спокойной. Она курила папиросу прямо в палате и интересовалась - где же пасха, где куличи и крашеные яйца? Эта удивительная женщина пережила мужа на 34 года и каждый раз в годовщину его смерти она устраивала выставку его работ на которую приглашала художников, искусствоведов, студентов художественных училищ.
Рассказывая о выставке, Юлия Ракитина отметила, что среди жен великих художников были и просто хранительницы домашнего очага, благодаря которым художники могли не отвлекаться от своей основной деятельности, и искусствоведы, которые сохранили в истории художественное наследие своих мужей, и женщины совершенно уникальных дарований, как например шпионка Маргарита Конёнкова.
Одна из заглавных работ выставки - это портрет жены Михаила Нестерова Екатерины (в девичестве Васильевой). Это была вторая супруга художника, первая - Мария Мартыновская умерла спустя год после свадьбы. В день свадьбы Нестеров счел дурным предзнаменованием то, что священник опоздал на венчание, отпевая внезапно умершего человека. Нестеров считал, что его брак продлится не долго. Так и случилось - Мартыновская умерла вскоре после рождения дочери Ольги. Нестеров говорил, что любовь к Маше и ее потеря сделали его художником и что страдание обогатило его как мастера. Спустя некоторое время Нестеров встретил свою вторую жену Екатерину. Она была классной дамой в киевском институте, где училась его дочь Ольга. Они прожили вместе счастливые сорок лет, у них было трое детей. Сам Нестеров говорил жене, что в их машине она маховик, но машина все таки он. То есть, он признавал, что он глава семьи и в тоже время упоминал, что без жены их семейная жизнь и его творчество вряд ли бы сложились.
“Портрет Екатерины Нестеровой, представленный на выставке, работа для Михаила Нестерова достаточно типичная. В нем есть все то, за что мы так любим этого художника - и соловецкие мотивы - суровая, элегическая красота русской природы, и типаж нестеровской женщины с тонкими чертами лица, с одухотворенным выражением грустных и глубоких глаз”, - отметила куратор.
Жена Ильи Репина Наталья Борисовна Нордман, портрет и скульптурный бюст которой представлены на выставке, была женщиной совершенно иного темперамента. Она была дочкой шведского генерала, а ее крестным отцом был сам Александр II. Она получила прекрасное домашнее образование, хорошо знала иностранные языки, музицировала, увлекалась политикой, экономикой, фотографией, писала книги. Наталия Борисовна сильно повлияла на Илью Ефимовича поскольку обладала достаточно уникальным характером, который и раздражал и в то же время вызывал восхищение. Критик Владимир Васильевич Стасов так отзывался о ней - “вроде и не красавица, и не умница, и репутация так себе, а Репин ходит как пришитый к юбке своей Нордманши”. Корней Чуковский остроумно описал знаменитые обеды в усадьбе “Пенаты”, которую Репин купил для супруги. За обедом слуг сажали за общий стол с господами, никто никому не прислуживал, еда была полностью вегетарианской. Наталья Борисовна была суфражисткой, боролась за права прислуги, женщин, за новые нормы морали для общества. Несмотря на это, в искусстве она была приверженцем классических образцов. Она говорила, что не хотела бы остаться для потомков синей или зеленой. Она хотела бы чтобы увидели именно ее черты лица, ее волосы и даже чтобы платье было ее теперешнее, а не эпохи мадам Помпадур, как она говорила.
Интересна история работы Игоря Грабаря “Васильки. Групповой портрет”, которая стала лицевой на выставке. В 1904 году художник был на даче у своего друга художника Николая Мещерина и начал писать групповой портрет его племянниц - Марии и Валентины, но не успел закончить работу. Через десять лет в 1914 году Игорь Грабарь решил вернуться к этому. К тому моменту “мещеринские девочки”, как он их называл, уже выросли и одна из них - Валентина стала его женой. Дописывая портрет, он еще не знал, что ее сестра, которая также изображена на портрете, будет его второй женой. Из-за болезни, которой страдала Валентина, у нее развилось тяжелое психическое расстройство и заботу об Игоре Грабаре и об его детях взяла на себя ее сестра Мария. Спустя некоторое время она стала второй супругой художника.
Еще один художник, которого организаторы выставки не могли обойти своим вниманием - это Роберт Фальк. У него было четыре жены и портреты трех из них, представленные на выставке, прекрасно иллюстрируют различные этапы творчества художника. Первой супругой Фалька была Елизавета Потехина - художница и педагог, она тоже вошла в историю русской живописи. Они познакомились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Потехина не могла выйти замуж за Фалька из-за разного вероисповедания. Ради любимой Фальк покрестился с именем Роман и стал православным. Работа, представленная на выставке, написана за два года до брака, то есть, в то время, когда Фальк был зачарован этой девушкой, испытывал к ней возможно самые яркие чувства. Работа характеризует ранний период творчества Фалька - она импрессионистическая, очень светлая.
На втором этаже музея, где представлены работы, написанные уже после революции, располагаются еще два портрета кисти Роберта Фалька. Его третьей женой была Раиса Идельсон - талантливая поэтесса и художница. Однако свои таланты она не смогла в полной степени реализовать всю себя посвятив семье. Даже четвертая жена художника - Ангелина Щекин-Кротова, которая была искусствоведом, признавала, что Идельсон как никто иной хорошо видел живопись Роберта Фалька. Она могла часами внимательно изучать работы Фалька, полностью погружаясь в них. Ангелина Щекин-Кротова была женщиной активной и очень много сделала для сохранения наследия Роберта Фалька, для его популяризации.
Портреты третьей и четвертой жены Фалька, представленные на выставке, также показывают эволюцию живописи художника. Портрет Раисы Идельсон, написанный в 1926 году, характеризует период московского сезонизма Фалька. Портрет Щекин- Кротовой написан 20 лет спустя - в 1947 году. Этот период искусствоведы называют поздним периодом тончайшей духовности. Между двумя этими работами видна колоссальная разница. Образ Ангелины Щекин-Кротовой в белой шали практически сливается с задним планом и в большей степени рассказывает не о реальных чертах этой женщины, сколько о том как Фальк воспринимал ее и об его интересе к нематериальной стороне мира.
Маргарита Конёнкова (в девичестве Воронцова) скульптура которой представлена на выставке, женщина удивительной судьбы, в жизни которой было наверное все, чего можно и желать, и бояться. Маргарита была женщиной уникальной, способной очаровывать самых ярких, самых талантливых и самых гениальных мужчин своей эпохи. В юности она была классической красавицей. Известно, что она вращалась в высшем обществе, часто бывала в свете, в нее были влюблены Рахманинов и Блок. Однако она собиралась замуж за скульптора Петра Бромирского, который сделал ей предложение. Однажды Бромирский показал фотографию своей невесты другу - Сергею Конёнкову. Тот был очарован фотографией, он написал, что никогда не видел таких прекрасных рук как у нее и спустя некоторое время уже сам женился на Маргарите Воронцовой. Это был брак длинною в целую жизнь. Маргарита вместе с Конёнковым уехала в США, где они провели более 20 лет. В США Маргарита, благодаря своему умению очаровывать людей, быстро влилась в высшее общество. Благодаря этому Конёнков стал получать заказы. В частности, Маргарита получила для своего мужа заказ для создания бюста Альберта Энштейна, который в 30-е годы ХХ века переехал в Нью-Йорк из Германии. Маргарита подружилась с Энштейном - тот был влюблен в нее, посвящал ей трогательные и нежные стихи.
Нельзя также обойти вниманием тот факт, что благодаря Альберту Энштейну Маргарита Коненкова вошла в круг физиков-ядерщиков к которому так же принадлежал и Роберт Оппенгеймер - создатель атомной бомбы. Судя по всему, кроме способности очаровывать, Маргарита обладала невероятным интеллектом и силой духа. Она участвовала в разведывательной операции, благодаря которой советская разведка получала сведения о создании ядерной бомбы. В 1945 году чета Конёнковых получила приказ о возвращении в СССР, на этом любовная история разведчицы и гениального физика была закончена. Умерла Маргарита Конёнкова в 1980 году в Москве - тихая и забытая.
Выставка “Жены” продлится в Музее русского импрессионизма до 15 мая.
Ольга Степанова