Создатели фильмов пытаются судиться с Илоном Маском
Недавнее футуристическое шоу, устроенное главой компании Space X Илоном Маском в Лос-Анджелесе, вызвало отклики, так сказать, весьма широкого спектра. Компания роботов и беспилотные авто восхитили одних, напугали других, ну а у кого-то вызвали желание подзаработать. Итогом шоу стали претензии сразу от двух кинокомпаний, что обвинили самого богатого человека планеты в «краже дизайна» и «видового ряда».
Напомним, что в ходе мероприятия с названием «Мы, робот» (ссылка на книгу Айзека Азимова «Я, робот» и одноименный фильм) перед публикой выгуляли сразу несколько роботов-гуманоидов, а также показали новое робо-такси «Тесла» и робо-вэн этой же марки, рассчитанный на перевозку 20 человек. В ходе презентации, которая проходила в «свободном формате», роботы общались с посетителями, разливали за стойкой напитки, а также танцевали. Как рассказал присутствующим сам предприниматель, эти футуристические машины очень скоро должны стать элементами повседневной жизни людей. По крайней мере, полностью лишенное руля робо-такси поступит в продажу уже через год и будет стоить примерно 30 тысяч долларов. Гуманоиды «Оптимус» получат примерно такой же ценник — правда, Маск не уточнил, когда рядовой американец сможет заказать их в магазине, сюжет, известный нам по множеству фантастических фильмов.
Помимо ожидаемых охов и ахов, презентация вызвала и претензии — со стороны создателей фильмов о будущем, вышедших в начале века. Первым отметился режиссер Алекс Пройас, снявший в 2004 году тот самый фильм «Я, робот». Он тут же настрочил в соцсетях пост, где полушутливо, полусерьезно потребовал «вернуть обратно дизайн», который был разработан для снятого им фильма и теперь якобы украденный командой Маска. Речь идет как и о собственно роботе-гуманоиде «Оптимусе», так и о робо-такси. В свое время создатели фильма нанимали работавшего с автомобильной компанией Audi дизайнера для того, чтобы «прорисовать» все эти футуристические детали.
В своем посте в соцсети X режиссер хэштегнул лично Маска, однако ответили ему в комментариях другие пользователи, справедливо заметив, что робот, присутствующий в фильме 2004 года, на самом деле во многом скопирован с персонажа классического фильма немца Фрица Ланга «Метрополис» — maschinenmensch, человека-машины лже-Марии. Ее костюм был разработан архитектором Вальтером Шульц-Миттендорфом, о котором сегодня даже не существует отдельной страницы в Википедии, есть только упоминание в статье о самом фильме.
Что касается претензий по поводу «уникальности» показанных в кинокартине «Я, робот» авто, то они вообще выглядят смешными. Любой любитель кинофантастики со стажем или же, напротив, знаток автоиндустрии, расскажет вам, что похожий «приплюснутый» дизайн присутствует в медийном поле как минимум с конца 1960-х гг. Для примера можно взглянуть хотя бы на представленный в далеком 1970 году на Токийском автосалоне концепт компании Nissan — 126X. Или же Lancia Stratos HF Zero того же, 1970 года. Первый же автомобиль с дверцами, открывающимися вверх, так называемыми «крыльями чайки», был запущен в серийное производство аж в 1974 году. Это был Bricklin SV-1 — канадский полуспортивный автомобиль, выпускавшийся с 1974 по 1976 годы на заводе Bricklin Canada Co. в провинции Нью-Брансуик.
Пока непонятно, будут ли иметь малообоснованные претензии режиссера какие-то юридические последствия. Но один иск по итогам своей презентации Маск уже получил. Его выдвинула компания Alcon Entertainment, снявшая в 2017 году весьма и весьма посредственный римейк великого фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Претензия заключается в том, что команда Маска использовала для слайда в презентации картинку, очень похожую на кадр из фильма (пейзаж с марсианскими песками и красным небом). Кадр демонстрировался в течение 11 секунд и в то же самое время Маск сообщил собравшимся что он является фанатом «Бегущего по лезвию».
Авторы иска считают, что Маск связал голливудскую франшизу со своей беспилотной разработкой (в фильме тоже присутствует беспилотный автомобиль) и, таким образом, усилил коммерческую привлекательность продукции Tesla. По их словам, если бы Маск официально запросил у них разрешение воспользоваться франшизой, это обошлось бы ему в сумму от 500 тысяч до 10 млн долларов. Сумма иска — компенсация за 11 секунд слайда — составляет 150 тысяч долларов.
Правда, сами авторы иска признают, что картинка не позаимствована целиком — ее сгенерировал ИИ. Но она «очень похожа» на то, что видели зрители в «Бегущем по лезвию 2049». Иск отмечает три элемента — характерная поверхность Марса, фигура в длинном тренче и покинутые небоскребы на горизонте. Означает ли это, что теперь любой марсианский пейзаж с одинокой темной фигурой будет считаться «собственностью» Alcon Entertainment? А если фигур будет две или три?
Есть, конечно, и другие вопросы, скорее философские. Илон Маск — на самом деле весьма нехарактерная фигура для современной западной экономики, ориентирующейся больше не на реальное развитие, а на «модель рантье» и «финансовых пузырей». В 2024 году его компания Space X осуществила уже 100 успешных космических запусков, это больше чем у всех суммарно взятых государственных и частных компаний мира (95). Сам Маск, наверное, точно так же делает для приближения будущего из голливудских фильмов (имеется в виду технологическая составляющая) больше, чем все остальные миллиардеры из первой сотни «Форбс» вместе взятые. Тогда как другие почему-то видят в этом самом будущем просто повод для сутяжничества и судебных разборок.
Игорь Сирин
Фото: кадр из фильма «Метрополис»