Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»

Музеи и выставки

Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»
15 Июня 2018, 10:10
Галерея «На Шаболовке» отмечает 125-летие со дня рождения Владимира Маяковского. В центре экспозиции - неизданная книга поэта «Универсальный ответ записочникам». Записки Маяковский получал от своих слушателей во время своих публичных выступлений. По этим запискам кураторам удалось воссоздать характер эпохи 1920-х годов, когда люди только созданного Советского Союза учились новой жизни, новым ориентирам

Галерея «На Шаболовке» отмечает 125-летие со дня рождения Владимира Маяковского. В центре экспозиции - неизданная книга поэта «Универсальный ответ записочникам». Записки Маяковский получал от слушателей во время своих публичных выступлений. По этим запискам кураторам удалось воссоздать цветной характер эпохи 1920-х годов, когда люди только созданного Советского Союза учились новой жизни, новым ориентирам. И спрашивали, как жить. В том числе, у поэта.


Выставка посвящена не столько Маяковскому, сколько людям того времени. По характеру записок читаются характеры и чаяния граждан новой страны. Кураторы постарались представить публику Маяковского: дотошную, ироничную, порой откровенно злоязычную, порой влюблено - восторженную. Записки собраны кураторами Александрой Селивановой и Мариной Красновой под следующими заголовками: рабочие, студенты, «бывшие», новая интеллигенция, нэпманы, чекисты, советский служащий, красноармеец. Дополняют картину типовые предметы быта каждой группы записочников, удачно размещенные в экспозиции.

Что же волновало слушателей Маяковского? Вот, например, что говорилось в некоторых записках (оригинальная пунктуация и орфография сохранены):

«Не зависит ли размер ваших стихов от того что платят за каждую строчку»,

«Читала «Облако в штанах» и не поняла. Если не трудно – прочтите»,

«Ваше рассуждение о кобыле, говорит больше о вас, как о клоуне низкопробных цирков, нежели о пролетарском поэте»,

«Дорогой тов Маяковский. Или не цитируйте классиков или не перевирайте все равно пишите хуже Пушкина»,

«Какое ваше социальное происхождение? Почему у вас такой злой язык и умный?»,

«Вы пишите для интеллигенции»,

«Почему Ленин при всей своей гениальности не мог понимать ваших стихов? Как вы относитесь к Демьяну Бедному?»,

«Почему вы пишите не как все поэты строчками, а какой то дикой и непонятной лесенкой»,

«Вы пишите для рабочих и крестьян как футурист но таковой совершенно недоступен понятию масс, тогда к чему сведется ваша поэзия без читателя»,

«Толстой сказал, что настоящее искусство – понятно каждому. Хорошую музыку каждый понимает. Ваше искусство – не доходит до рабочего уха, ума и сердца».

Пожалуй, самыми категоричными в суждении традиционно выступают студенты. Одна записка звучит так: «А ведь просто говоря шкура продажная из тебя выходит хорошая – Вовочка».

Самому поэту хватало смелости отвечать на такие выпады. Он анализировал и собирал все записки публики. Для чего это было нужно? Как сказано в пояснительном материале к выставке, Маяковский ставит для себя цель – выработать поэтический язык, который был бы близок и понятен народу. И для этого ему нужно быть, в первую очередь, понятным рабочим и крестьянам. Ведь именно от них зависит, каким будет будущее страны. Сам же в этой системе он позиционирует себя как «завод, вырабатывающий счастье». Может, для поэта это и нескромно, но время требовало и ярко излагать, и ставить большие цели.

«Культуромания» поговорила о концепции выставки с одним из ее кураторов - Мариной Красновой.

- Замечательно, что Вы рассказываете о Владимире Маяковском с совсем непривычной стороны. Мало кто знает о неопубликованной книге поэта. На Ваш взгляд, он ее больше про себя и для себя писал? Или цель книги – сделать беспристрастный обзор тех групп населения, которые сложились после революции?

- Наверое, цель книги – это информация и выводы и для себя, и для зрителя. Не про себя любимого. Это для себя. Для Маяковского работа над книгой - это момент рефлексии в большей степени. И общение со зрителями, и записки – это тоже больше рефлексия.

В книге поэт пытается понять, что важно, а что нет, в каком направлении нужно двигаться. И основной вопрос - как быть ближе к аудитории.

- Он так много времени уделил своим зрителями. А почему Маяковский так хотел быть ближе к ним?

- Во-первых, для него очень важным был момент восприятия аудиторией. В некоторых записках был следующий смысл: «Когда мы читаем ваши стихи, мы их не понимаем. Когда читаете вы, мы их понимаем». Именно поэтому Маяковский много выступал.

И еще в конце 1922 - начале 1923 годов образуется группа «ЛЕФ» - Левый фронт искусства. Одним из ее основателей был Владимир Маяковский. Члены этой группы выдвигали теорию о том, что должна быть литература факта. Писатель, поэт должны быть на острие современности, в гуще событий. А чтобы быть в самой гуще событий, надо видеть общую картину.

Первая поездка Маяковского состоялась еще в 1914 году, когда он отправился в турне вместе с туристами. Но именно с 1923-1924 годов он начинает активно ездить по стране со своими выступлениями. И рождается огромное количество произведений. Мы можем по стихам наблюдать его перемещения. Практически в стихах Маяковский документирует свою жизнь.

- На выставке много ранее неэкспонированных вещей. Каков их процент примерно?

- Мы можем сказать, что большинство записок, а здесь их более 100, не экспонировались ранее. Также не экспонировались тетради с записями.

- На какую аудиторию расчитана эта выставка?

- Конечно, выставка рассчитана на тех, кому интересно творчество Маяковского. Но мне кажется, эта может быть интересно и молодежной аудитории, и тем, кто любит соцсети, потому что выставка, можно сказать, практически показывает соцсети 1920-х годов.

Сейчас мы имеем возможность очень быстро реагировать на какие-то комментарии, посты. Публика 1920-х годов не имела такой возможности. А выступления поэта как раз давали такую обратную связь. Поэтому выставка будет интересна многим.

- Оказывается, через записки можно так много узнать о характерах людей. И сам поэт становится понятнее и ближе.

- Экспозиция дает срез аудитории людей 1920-х годов. И мы видим, что студенты могут быть хамоватыми и резкими. Писатели и молодые рабкоры могут быть не очень грамотными. Всё очень неоднозначно.

Эта выставка, с одной стороны, является историческим задокументированным памятником аудитории, а с другой - дает новый взгляд на Маяковского. Источники записок служат источником отношения к нему самому. Потому что одно дело – читать чьи-то воспоминания, которые могут быть адаптированы, подвержены цензуре советского времени. А здесь мы видим Маяковского и его публику без цензуры. Мне кажется, это очень важно и интересно.

Выставка будет продолжаться в Галерее «На Шаболовке» до 12 августа.

Любовь Мартынова


Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»

<h2>Галерея «На Шаболовке» отмечает 125-летие со дня рождения Владимира Маяковского. В центре экспозиции - неизданная книга поэта «Универсальный ответ записочникам». Записки Маяковский получал от слушателей во время своих публичных выступлений. По этим запискам кураторам удалось воссоздать цветной характер эпохи 1920-х годов, когда люди только созданного Советского Союза учились новой жизни, новым ориентирам. И спрашивали, как жить. В том числе, у поэта.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Выставка посвящена не столько Маяковскому, сколько людям того времени. По характеру записок читаются характеры и чаяния граждан новой страны. Кураторы постарались представить публику Маяковского: дотошную, ироничную, порой откровенно злоязычную, порой влюблено - восторженную. Записки собраны кураторами Александрой Селивановой и Мариной Красновой под следующими заголовками: рабочие, студенты, «бывшие», новая интеллигенция, нэпманы, чекисты, советский служащий, красноармеец. Дополняют картину типовые предметы быта каждой группы записочников, удачно размещенные в экспозиции.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Что же волновало слушателей Маяковского? Вот, например, что говорилось в некоторых записках (оригинальная пунктуация и орфография сохранены):</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Не зависит ли размер ваших стихов от того что платят за каждую строчку», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Читала «Облако в штанах» и не поняла. Если не трудно – прочтите», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Ваше рассуждение о кобыле, говорит больше о вас, как о клоуне низкопробных цирков, нежели о пролетарском поэте»,</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Дорогой тов Маяковский. Или не цитируйте классиков или не перевирайте все равно пишите хуже Пушкина», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Какое ваше социальное происхождение? Почему у вас такой злой язык и умный?», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Вы пишите для интеллигенции», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Почему Ленин при всей своей гениальности не мог понимать ваших стихов? Как вы относитесь к Демьяну Бедному?», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Почему вы пишите не как все поэты строчками, а какой то дикой и непонятной лесенкой», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Вы пишите для рабочих и крестьян как футурист но таковой совершенно недоступен понятию масс, тогда к чему сведется ваша поэзия без читателя», </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Толстой сказал, что настоящее искусство – понятно каждому. Хорошую музыку каждый понимает. Ваше искусство – не доходит до рабочего уха, ума и сердца». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Пожалуй, самыми категоричными в суждении традиционно выступают студенты. Одна записка звучит так: «А ведь просто говоря шкура продажная из тебя выходит хорошая – Вовочка».</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Самому поэту хватало смелости отвечать на такие выпады. Он анализировал и собирал все записки публики. Для чего это было нужно? Как сказано в пояснительном материале к выставке, Маяковский ставит для себя цель – выработать поэтический язык, который был бы близок и понятен народу. И для этого ему нужно быть, в первую очередь, понятным рабочим и крестьянам. Ведь именно от них зависит, каким будет будущее страны. Сам же в этой системе он позиционирует себя как «завод, вырабатывающий счастье». Может, для поэта это и нескромно, но время требовало и ярко излагать, и ставить большие цели.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> «Культуромания» поговорила о концепции выставки с одним из ее <b>кураторов -</b> <b>Мариной Красновой</b>.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Замечательно, что Вы рассказываете о Владимире Маяковском с совсем непривычной стороны. Мало кто знает о неопубликованной книге поэта. На Ваш взгляд, он ее больше про себя и для себя писал? Или цель книги – сделать беспристрастный обзор тех групп населения, которые сложились после революции? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Наверое, цель книги – это информация и выводы и для себя, и для зрителя. Не про себя любимого. Это для себя. Для Маяковского работа над книгой - это момент рефлексии в большей степени. И общение со зрителями, и записки – это тоже больше рефлексия.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В книге поэт пытается понять, что важно, а что нет, в каком направлении нужно двигаться. И основной вопрос - как быть ближе к аудитории.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> - Он так много времени уделил своим зрителями. А почему Маяковский так хотел быть ближе к ним?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Во-первых, для него очень важным был момент восприятия аудиторией. В некоторых записках был следующий смысл: «Когда мы читаем ваши стихи, мы их не понимаем. Когда читаете вы, мы их понимаем». Именно поэтому Маяковский много выступал.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> И еще в конце 1922 - начале 1923 годов образуется группа «ЛЕФ» - Левый фронт искусства. Одним из ее основателей был Владимир Маяковский. Члены этой группы выдвигали теорию о том, что должна быть литература факта. Писатель, поэт должны быть на острие современности, в гуще событий. А чтобы быть в самой гуще событий, надо видеть общую картину. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Первая поездка Маяковского состоялась еще в 1914 году, когда он отправился в турне вместе с туристами. Но именно с 1923-1924 годов он начинает активно ездить по стране со своими выступлениями. И рождается огромное количество произведений. Мы можем по стихам наблюдать его перемещения. Практически в стихах Маяковский документирует свою жизнь.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- На выставке много ранее неэкспонированных вещей. Каков их процент примерно?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Мы можем сказать, что большинство записок, а здесь их более 100, не экспонировались ранее. Также не экспонировались тетради с записями. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- На какую аудиторию расчитана эта выставка?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Конечно, выставка рассчитана на тех, кому интересно творчество Маяковского. Но мне кажется, эта может быть интересно и молодежной аудитории, и тем, кто любит соцсети, потому что выставка, можно сказать, практически показывает соцсети 1920-х годов. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Сейчас мы имеем возможность очень быстро реагировать на какие-то комментарии, посты. Публика 1920-х годов не имела такой возможности. А выступления поэта как раз давали такую обратную связь. Поэтому выставка будет интересна многим. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Оказывается, через записки можно так много узнать о характерах людей. И сам поэт становится понятнее и ближе.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Экспозиция дает срез аудитории людей 1920-х годов. И мы видим, что студенты могут быть хамоватыми и резкими. Писатели и молодые рабкоры могут быть не очень грамотными. Всё очень неоднозначно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Эта выставка, с одной стороны, является историческим задокументированным памятником аудитории, а с другой - дает новый взгляд на Маяковского. Источники записок служат источником отношения к нему самому. Потому что одно дело – читать чьи-то воспоминания, которые могут быть адаптированы, подвержены цензуре советского времени. А здесь мы видим Маяковского и его публику без цензуры. Мне кажется, это очень важно и интересно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Выставка будет продолжаться в Галерее «На Шаболовке» до 12 августа.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Любовь Мартынова</b></span> <p> </p> <br>

Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»

Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»

Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»

Записки Маяковскому. Выставка в Галерее «На Шаболовке»

Интересное по теме

Музеи и выставки

«Профессиональный благотворитель» Алексей Бахрушин и его коллекция
24 октября 2024, 13:17

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05