Предлогом становится тот факт, что компанией-конкурентом владеют акционеры российской Mercury
Журналисты издания Guardian, жонглируя разнообразными цифрами, пытаются доказать, что компания находится в сложной финансовой ситуации и ее будущее туманно. Для доказательства данного тезиса приводятся малопонятные без общего контекста схемы взаимных финансовых обязательств между Phillips и ее российскими акционерами. Так, Guardian сообщает, что аукционный дом должен выплатить своим акционерам в ближайшие 12 месяцев 96 млн фунтов и еще 58 млн фунтов в долгосрочной перспективе, при этом сами акционеры должны Phillips 60 млн фунтов, а на счетах компании находится 7 млн. Автор статьи просто вычитает одно из другого и приходит к выводу о «финансовой дыре» в 90 млн — так, как будто речь идет о неработающем активе, который вообще не генерирует прибыль.
Между тем, Phillips в последние годы, сконцентрировавшись главным образом на современном искусстве, фотографии, часах и ювелирных украшениях, стремительно ворвался в мировую топ-лигу. Да, он еще заметно отстает от Sotheby’s (6,4 млрд долларов) и Christie's (8,4 млрд долларов), тем не менее, продажи Phillips с 2016 по 2022 год выросли более чем в два раза, с 567 млн до 1,3 млрд долларов. В 2021 году рост составил феноменальные 32%, впервые в истории Phillips была взята отметка в 1 млрд долларов (1,2 млрд). В прошлом году компания поставила «личный рекорд» по цене одного отдельного лота — картина современного художника Жан-Мишеля Баскии продана за 85 млн долларов. Интересно, что 47% покупателей в 2022 году были на аукционе новичками. Кроме того, аукционный дом второй год подряд реализовал 100% выставленных на продажу часов — более 3000 лотов в 2022 году. В марте года текущего компания открыла свой азиатский филиал в Гонконге и провела там первый аукцион с продажами 45 млн долларов, что, по оценкам экспертов, очень неплохо для остывающего китайского рынка, который в прошлом году «просел» сразу на 43%.
Отметим, что «наезды» на Phillips в той же Guardian появлялись в последние месяцы на регулярной основе и были связаны с темой «российского следа». Владельцы Mercury Group Леонид Фридлянд и Леонид Струнин, пусть и являются резидентами Монако и Кипра, но все равно «повязаны с Кремлем», утверждало издание. По версии журналистов, высказанной в прошлом году еще до начала СВО, аукционный дом станет «прачечной», с помощью которой «российские олигархи станут обходить санкции и отмывать деньги», продавая или покупая предметы искусства и антиквариат. Сразу после начала СВО Guardian выражала уверенность, что Phillips ждет тотальный «бойкот» со стороны участников рынка — никто не рискнет теперь пользоваться услугами этого аукционного дома. В качестве доказательства приводилась цитата некоего коллекционера, который сравнивал российский бизнес с компаниями нацистов во время Второй мировой войны. Аукционный дом ответил на эти прогнозы новым рекордом продаж по итогам 2022 года.
Характерно, что одним из главных «обличителей» Phillips выступает в медиа Мэтью Гирлинг, бывший глава британского аукционного дома Bonhams, ближайшего конкурента, продажи которого составили в 2022 году 1 млрд долларов. Интересно, что в 2001 году Bonhams, основанный в 1793 году, скупил большую и самую прибыльную часть активов пришедшего в упадок Phillips, другого старейшего британского аукциона, существующего с 1796 года. Mercury Group приобрела в 2008 году именно «остатки», получившие название Phillips de Pury & Company. Российские акционеры через некоторое время вернули компании прежнее имя, а затем дали ей «второе рождение», продвинув на вершину мирового аукционного бизнеса. Таким образом, Bonhams из-за русских так и не смог избавиться от конкурента — более того, тот серьезно укрепился.
Татьяна Филиппова
Фото: phillips.com