На Петербургском международном экономическом форуме уверены, что сегодня время уникальных возможностей для креативных отраслей
Жаркая дискуссия развернулась на одной из первых сессий ПМЭФ-2022 — «Креативизация экономики: развитие национальных проектов, продуктов и брендов». Спикеры — да какие! — директор Центра креативной экономики НИУ ВШЭ
Татьяна Абанкина, гендиректор творческого индустриального кластера «Октава»
Дмитрий Барсенков, директор по музыкальным сервисам VK Николай Дуксин и, конечно, представитель самого креативного и культурного ведомства — замминистра культуры РФ Ольга Ярилова долго обсуждали будущее креативных индустрий в нашей стране.
— Мне кажется, наша самая главная сейчас задача — сделать так, чтобы экспорта было больше, чем импорта, — взяла быка за рога Ольга Ярилова. — Сегодня уникальное время возможностей для творческих индустрий. А они очень важны, потому что креативные индустрии — это динамично развивающийся сектор экономики, это популяризация нашего культурного наследия, нашего культурного кода, культурного кода каждой территории, а, значит, и сохранение нашей богатейшей культуры, сохранение нашей идентичности. Сейчас, когда с помощью цифровых технологий мы можем из любой точки мира увидеть, услышать, узнать любую информацию, невозможно спрятать российский бренд. Мне кажется, его нужно только укреплять. Технологические новинки помогают нам увеличивать капитализацию каждого креативного продукта, спрос на специалистов в области маркетинга, дизайнеров, IT-специалистов только растет, и все это дает беспрецедентные возможности для становления российской креативной экономики.
Однако эти возможности пришлись на сложное время. Наложенные западными странами санкции заставили креативных бизнесменов радикально пересмотреть подходы к формированию добавленной стоимости. Пришлось менять логистику: закупить товары и оборудование не так-то просто, а продать за рубеж и того сложнее. Поэтому приходится на коленке писать новые маркетинговые правила, рассчитанные уже на другую аудиторию. В то же время, в связи с массовым уходом иностранных компаний на российском рынке образовались свободные ниши для импортозамещения. Что же предлагает в такой ситуации государство, готово ли оно помочь креативным индустриям?
А государство присматривается к творческому бизнесу уже несколько лет. Причин этому несколько. Во-первых, во всем мире, и Россия не исключение, креативная экономика хорошо растет. Чтобы не быть голословными, можно сослаться на данные, которые привела замминистра. Судя по ОКВЭД с 2017 по 2020-й год доля творческого бизнеса выросла вдвое. Во-вторых, автоматизация производства неминуемо приведет к тому, что высвобождается огромное количество рабочих мест. Если взять доклад Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест - 2020», мы увидим в нем, что к 2025 году практически половина, 47% работодателей планируют сократить рабочие места. Креативные же индустрии смогут обеспечить какое-то количество рабочих мест. Ну и третья причина, возникшая совсем недавно — у творческого бизнеса появилась возможность занять рынок, оставленный западными компаниями.
Эти несколько лет власти не просто присматривались к творческому бизнесу. В сентябре 2021 года была представлена Концепция развития креативных индустрий. Этим документом Правительство России определило стратегическое направление для креативной индустрии нашей страны. А уже в октябре был утвержден федеральный проект «Придумано в России». Он уже более конкретно прописал то, как будут развиваться креативные индустрии.
— Это всё как раз о том, как же будут развиваться креативные индустрии, и что каждый из нас будет делать. Потому что абсолютно понятно, что эта история не только Министерства культуры, здесь мы работаем все вместе — и с учеными, и с бизнесом, и со всеми нашими субъектами Российской Федерации, — так охарактеризовала проект «Придумано в России» замминистра.
Благодаря этой инициативе ведомство начало «взращивать» творческий бизнес и выстраивать эффективную логистику. Уже сегодня создаются школы креативных индустрий. В этом году их откроется 32, а затем их количество дойдет до 86.
— Три школы у нас уже работают — в Калининграде, в Кемерово и во Владивостоке. 500 человек уже учатся. Появились первые выпуски. Ребята занимались креативным бизнесом и их работы активно покупают предприниматели. А это значит, что потребность в этом есть. Мы ввели в этом году программу повышения квалификации. Уже первые три тысячи человек пройдут эти курсы. С 2024 года вместе с Минпросвещения мы введем уроки творческого предпринимательства в школах, — перечисляла Ярилова. — Что касается выстроенной логистики и коммуникации, здесь мы тоже уже внедряем с этого года и создаем центры прототипирования на базе высших образовательных учреждений. Потому что важно не только придумать идею, не только получить какие-то знания, но важно иметь возможность ее воплотить. Центры прототипирования — место, где любой сможет прийти и сделать на современном оборудовании малую партию своего товара. Всего будет создано 26 центров.
Но любое «взращивание» бизнеса не бывает без финансирования. И хотя сегодня есть гранты для креативных бизнесменов, которые дает, например, Фонд президентских грантов, этих средств недостаточно для развития отрасли. Поэтому Минкультуры собирается заняться организацией венчурного финансирования, а затем — созданием возможности получать кредиты под залог интеллектуальной собственности.
— Сложная система, мы все это прекрасно понимаем, никто никогда этого в комплексе не делал. Именно поэтому сегодня мы договорились с Министерством экономического развития, что мы создадим проектный офис, который будет как раз заниматься решением вопросов финансирования. Определим возможные направления креативных индустрий, подходящих для инвестирования, определим критерии, по которым мы будем выделять средства и, допустим, осуществлять венчурное финансирование. Начнем двигаться в этом направлении, рассчитывая, что в 2024 году у нас будет первый пилот, первое тестирование всех вопросов, связанных с финансированием, — рассказала Ольга Ярилова.
По ее словам, Минкультуры впечатлил опыт работы культурного кластера в Туле. Поэтому впервые ведомство решило разработать шесть мастер-планов для других регионов.
— Я впервые сейчас назову эти регионы, мы еще нигде об этом не говорили. Это Белгород, Архангельск, Калуга, Липецк, Башкортостан и Татарстан. На этих территориях появятся арт-резиденции, и мы дадим новую жизнь разным промышленным объектам, как, например, в Архангельске, где в арт-резиденцию войдет Трамвайная подстанция и Казармы гарнизонного батальона. И создадим там уникальные возможности для развития творческого бизнеса. Я очень надеюсь, что мы дадим регионам в некотором смысле новую жизнь, новый толчок для развития креативных индустрий. Потому что сегодня мы понимаем, что эта сфера — не просто одна локация где-то. Это огромная экосистема, которая объединяет абсолютно все — образование, воспитание, центры прототипирования, арт-резиденции, финансирование, продвижение и продажи. Это целый цикл жизнедеятельности этого продукта, одно без другого просто не может существовать. Мы в этом абсолютно убеждены.
Елена Сердечнова
Фото: скриншот официальной трансляции сессии по креативным индустриям ПМЭФ