Загадочные догоны: искусство "внеземной цивилизации"

Музеи и выставки

Загадочные догоны: искусство "внеземной цивилизации"
4 Апреля 2018, 10:55
Новый выставочный проект Государственного музея Востока посвящен художественному миру догонов - скандально известного племени, живущего на территориях Республики Мали, Буркина-Фасо и Кот-д’Ивуар

Новый выставочный проект Государственного музея Востока посвящен художественному миру догонов - племени, живущего на территориях Республики Мали, Буркина-Фасо и Кот-д’Ивуар. Догоны относятся к числу самых известных народностей Тропической Африки. Они стали знамениты благодаря книге французского этнолога Марселя Гриоля "Бог воды. Разговоры с Оготеммели", в которой приводились доказательства загадочного, внеземного происхождения этого догонов.


После многочисленных экспедиций в Западную Африку, спустя десятилетия, стало понятно, что автор много чего добавил от себя в мифологию догонов, например "прилёт племени с звёзды Сириус". Тем не менее этот удивительный народ до сих пор привлекает внимание историков, этнографов и искусствоведов.

В экспозиции представлены фетиши, статуарная пластика, а также ткани и керамика – всего около 60 произведений искусства из фондов Музея Востока и частной коллекции Петра Куценкова - консультанта выставки и автора фотографий, представленных на ней. В 2015 и в 2016 годах исследователь совершил экспедиции в Республику Мали на Плато Догон для исследования эволюции традиционной культуры догонов и для сбора коллекции предметов материальной культуры для Кунсткамеры.

Нагорье Бандиагара, ставшее второй родиной догонов, было обитаемо со времен среднего и позднего каменного века Африки. Догоны пришли туда в 12-16 веке из страны Манде, которая находилась между современными городами Бамако, Кита и Кангаба. Их предшественники теллем появились там в 10 веке. История теллем мало изучена, но исключительное мастерство в изготовлении тканей и керамики позволяют считать теллем развитым земледельческим народом со сложным социальным устройством. Устные традиции разных деревень и даже разных кварталов одной и той же деревни по-разному описывают отношения догонов с их предшественниками. Так, по одной версии догоны мирно сосуществовали с теллем на протяжении довольно долгого времени, восприняв многие особенности их культуры. По другой версии все теллем покинули нагорье после прихода туда догонов.

Железные фетиши теллем внешне близки к тем, что использовались как магические предметы некоторыми группами догонов, а их значение понятно современным догонам. На выставке представлен фетиш теллем “питон” - охранитель  власти вождя.

Скульптура теллем обнаруживает много общего с ранней скульптурой догонов - фетишами - охранителями деревни, и с трудом отличима от нее. Иногда такие фетиши сочетают в себе мужские и женские черты. Старые статуэтки отличаются подчеркнуто обобщенными формами, причем для каждой деревни характерен свой стиль. Такие фигуры использовались в ритуальной практике до момента, когда утрачивали свою магическую “силу” в результате старения или поломки. Но даже давно утратившие “силу” фетиши бережно охраняются в доме вождя деревни как весьма почитаемые предметы.    

В деревнях догонов можно увидеть множество произведений художественного творчества. Жители проводят большую часть времени на улице или во дворе, поэтому дома украшают богато снаружи: дверные засовы, сами двери, стены декорированы деревянной резьбой и лепными рельефами. Сундуки и табуреты украшены орнаментом, тонкостенные лепные горшки и миски являются настоящими произведениями керамического искусства. Праздничная и повседневная одежда, вытканная вручную, окрашивается природными красителями и декорируется традиционными орнаментальными композициями, элементы которых представляют собой пиктограммы, обозначающие горы, воду, солнце, луну и звезды.

Резные изображения играют очень важную роль в культуре догонов. Они тесно связаны с традиционными верованиями и высоко ценятся за свои эстетические качества. У догонов скульпторы не составляют особую “касту”: навыками резьбы по дереву владеют практически все жители деревни. Профессиональное изготовление скульптуры - личный выбор человека. Поскольку любой житель деревни в состоянии создать достойное произведение из дерева, то требования к художественному уровню скульптуры возрастают многократно.

“Вероятно, это первая выставка, когда все представленные предметы атрибутированы так, что мы можем узнать из какой конкретно они деревни, а это очень важно, поскольку догоны говорят на 30 языках и у каждой деревни свой стиль. У многих предметов еще и другая атрибуция (в том случае когда это возможно) - это авторские вещи. Искусство Африки называют примитивным - изучая его, нетрудно убедится в том, что оно какое угодно, но только не примитивное. Это высочайшая культура - древняя, сложившаяся и очень разнообразная. Существует миф о том, что в традиционном обществе нет индивидуальности. Я уверяю вас - все наши друзья догоны очень яркие индивидуальности. Это у современного горожанина стерта индивидуальность. То же самое можно отнести и к изобразительному искусству догонов. Даже в двух произведениях из одной деревни распознаются два очень четких индивидуальных стиля. В общем, у нас есть надежда, что эта выставка хоть в какой-то степени разрушит крайне неприятные стереотипы, касающиеся искусства Африки, искусства Мали и в частности искусства догонов. Я имею в виду как рассказы про Сириус, так и оценку этой культуры в истории мировой культуры, оценку этой цивилизации, которая заслуживает самого большого внимания, уважения и изучения, свободного от стереотипов”, - считает Петр Куценков.

“Догоны - это самый известный народ Тропической Африки, и к сожалению, скандально известный после выхода книги "Бог воды. Разговоры с Оготеммели". Про них ходят самые чудовищные слухи о миграции с Сириуса, о наскальной живописи, изображающей траекторию перелета с Сириуса. Однако все это не так - цивилизация Западной Африки и действительность культуры догонов оказались значительно интересней и шире, чем все эти рассказы о перелетах с Сириуса и прочих вещах, волнующих неокрепшие души. Догоны, как и другие народы Тропической Африки - это одна из цивилизаций, сохранившая преемственность с глубокой древностью. А Африка, как известно, колыбель всего человечества. Достаточно сказать, что при том, что догоны говорят на 30 языках и имеют разную культуру, они обладают удивительным чувством единства. Даже в пределах одной деревни традиции могут отличаться - у двух кварталов могут быть разные исторические предания. У них есть чему поучиться - например, не показной, а истинной толерантности - в Мали среди догонов уживаются разные этносы, разные религии. Очень интересно проходят деревенские советы - я думаю, что любой европейский парламент мог бы поучится у догонов, потому что сложнейшие вопросы решаются быстро и очень эффективно, чему я был свидетелем неоднократно”, - рассказал “Культуромании” Петр Куценков.

Выставка «Догоны: небезымянное искусство» пройдет в Государственном музее Востока до 17 апреля.

Ольга Степанова
 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Загадочные догоны: искусство "внеземной цивилизации"

<h2>Новый выставочный проект Государственного музея Востока посвящен художественному миру догонов - племени, живущего на территориях Республики Мали, Буркина-Фасо и Кот-д’Ивуар. Догоны относятся к числу самых известных народностей Тропической Африки. Они стали знамениты благодаря книге французского этнолога Марселя Гриоля "Бог воды. Разговоры с Оготеммели", в которой приводились доказательства загадочного, внеземного происхождения этого догонов.</h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">После многочисленных экспедиций в Западную Африку, спустя десятилетия, стало понятно, что автор много чего добавил от себя в мифологию догонов, например "прилёт племени с звёзды Сириус". Тем не менее этот удивительный народ до сих пор привлекает внимание историков, этнографов и искусствоведов.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В экспозиции представлены фетиши, статуарная пластика, а также ткани и керамика – всего около 60 произведений искусства из фондов Музея Востока и частной коллекции <b>Петра Куценкова</b> - консультанта выставки и автора фотографий, представленных на ней. В 2015 и в 2016 годах исследователь совершил экспедиции в Республику Мали на Плато Догон для исследования эволюции традиционной культуры догонов и для сбора коллекции предметов материальной культуры для Кунсткамеры.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Нагорье Бандиагара, ставшее второй родиной догонов, было обитаемо со времен среднего и позднего каменного века Африки. Догоны пришли туда в 12-16 веке из страны Манде, которая находилась между современными городами Бамако, Кита и Кангаба. Их предшественники теллем появились там в 10 веке. История теллем мало изучена, но исключительное мастерство в изготовлении тканей и керамики позволяют считать теллем развитым земледельческим народом со сложным социальным устройством. Устные традиции разных деревень и даже разных кварталов одной и той же деревни по-разному описывают отношения догонов с их предшественниками. Так, по одной версии догоны мирно сосуществовали с теллем на протяжении довольно долгого времени, восприняв многие особенности их культуры. По другой версии все теллем покинули нагорье после прихода туда догонов. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Железные фетиши теллем внешне близки к тем, что использовались как магические предметы некоторыми группами догонов, а их значение понятно современным догонам. На выставке представлен фетиш теллем “питон” - охранитель  власти вождя. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Скульптура теллем обнаруживает много общего с ранней скульптурой догонов - фетишами - охранителями деревни, и с трудом отличима от нее. Иногда такие фетиши сочетают в себе мужские и женские черты. Старые статуэтки отличаются подчеркнуто обобщенными формами, причем для каждой деревни характерен свой стиль. Такие фигуры использовались в ритуальной практике до момента, когда утрачивали свою магическую “силу” в результате старения или поломки. Но даже давно утратившие “силу” фетиши бережно охраняются в доме вождя деревни как весьма почитаемые предметы.    </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В деревнях догонов можно увидеть множество произведений художественного творчества. Жители проводят большую часть времени на улице или во дворе, поэтому дома украшают богато снаружи: дверные засовы, сами двери, стены декорированы деревянной резьбой и лепными рельефами. Сундуки и табуреты украшены орнаментом, тонкостенные лепные горшки и миски являются настоящими произведениями керамического искусства. Праздничная и повседневная одежда, вытканная вручную, окрашивается природными красителями и декорируется традиционными орнаментальными композициями, элементы которых представляют собой пиктограммы, обозначающие горы, воду, солнце, луну и звезды.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Резные изображения играют очень важную роль в культуре догонов. Они тесно связаны с традиционными верованиями и высоко ценятся за свои эстетические качества. У догонов скульпторы не составляют особую “касту”: навыками резьбы по дереву владеют практически все жители деревни. Профессиональное изготовление скульптуры - личный выбор человека. Поскольку любой житель деревни в состоянии создать достойное произведение из дерева, то требования к художественному уровню скульптуры возрастают многократно. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> “Вероятно, это первая выставка, когда все представленные предметы атрибутированы так, что мы можем узнать из какой конкретно они деревни, а это очень важно, поскольку догоны говорят на 30 языках и у каждой деревни свой стиль. У многих предметов еще и другая атрибуция (в том случае когда это возможно) - это авторские вещи. Искусство Африки называют примитивным - изучая его, нетрудно убедится в том, что оно какое угодно, но только не примитивное. Это высочайшая культура - древняя, сложившаяся и очень разнообразная. Существует миф о том, что в традиционном обществе нет индивидуальности. Я уверяю вас - все наши друзья догоны очень яркие индивидуальности. Это у современного горожанина стерта индивидуальность. То же самое можно отнести и к изобразительному искусству догонов. Даже в двух произведениях из одной деревни распознаются два очень четких индивидуальных стиля. В общем, у нас есть надежда, что эта выставка хоть в какой-то степени разрушит крайне неприятные стереотипы, касающиеся искусства Африки, искусства Мали и в частности искусства догонов. Я имею в виду как рассказы про Сириус, так и оценку этой культуры в истории мировой культуры, оценку этой цивилизации, которая заслуживает самого большого внимания, уважения и изучения, свободного от стереотипов”, - считает Петр Куценков. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> “Догоны - это самый известный народ Тропической Африки, и к сожалению, скандально известный после выхода книги "Бог воды. Разговоры с Оготеммели". Про них ходят самые чудовищные слухи о миграции с Сириуса, о наскальной живописи, изображающей траекторию перелета с Сириуса. Однако все это не так - цивилизация Западной Африки и действительность культуры догонов оказались значительно интересней и шире, чем все эти рассказы о перелетах с Сириуса и прочих вещах, волнующих неокрепшие души. Догоны, как и другие народы Тропической Африки - это одна из цивилизаций, сохранившая преемственность с глубокой древностью. А Африка, как известно, колыбель всего человечества. Достаточно сказать, что при том, что догоны говорят на 30 языках и имеют разную культуру, они обладают удивительным чувством единства. Даже в пределах одной деревни традиции могут отличаться - у двух кварталов могут быть разные исторические предания. У них есть чему поучиться - например, не показной, а истинной толерантности - в Мали среди догонов уживаются разные этносы, разные религии. Очень интересно проходят деревенские советы - я думаю, что любой европейский парламент мог бы поучится у догонов, потому что сложнейшие вопросы решаются быстро и очень эффективно, чему я был свидетелем неоднократно”, - рассказал “Культуромании” Петр Куценков. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Выставка «Догоны: небезымянное искусство» пройдет в Государственном музее Востока до 17 апреля.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Ольга Степанова</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;">   </span> <p> </p>

Загадочные догоны: искусство &amp;quot;внеземной цивилизации&amp;quot;

Загадочные догоны: искусство &amp;quot;внеземной цивилизации&amp;quot;

Загадочные догоны: искусство &amp;quot;внеземной цивилизации&amp;quot;

Загадочные догоны: искусство &amp;quot;внеземной цивилизации&amp;quot;

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Пикассо от старьевщика
10 октября 2024, 14:34

Кино-театр

Главные фильмы ноября 2024 по версии «Культуромании»
11 ноября 2024, 14:31

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56