Музей на Ленинградке продолжает заполнять культурную жизнь столицы знанием о выдающихся, но нерастиражированных деятелях художественного фронта XX века. Сегодняшний герой – автор хрестоматийного портрета Анны Ахматовой, мемуаров «Дневник моих встреч», иллюстраций к поэме «Двенадцать» Александра Блока, номинант на премию «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Ему прочили большое будущее в России, но родину пришлось променять на Францию из-за портрета Льва Троцкого. Юрий Анненков, действительно, был человеком интересной судьбы и больших художественных дарований. А в наше время является одним из самых дорогих русских художников на международных аукционах.
Экспозиция выставки разбита на несколько логических разделов. Отдельно выделены русский и парижский периоды, также акцентируется деятельность героя как портретиста, иллюстратора, художника по костюмам. Такая «всеядность» Анненкова не обезличивает -- напротив, показывает стремление меняться, узнавать новое, быть всегда на «острие времени». Экспонаты предоставили для выставки Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, частные коллекционеры. Три работы впервые приехали в Россию из Центра Жоржа Помпиду.
Жизнь Юрия Павловича – пример того, как творческие действия в послереволюционное время могли совершенно непрогнозируемо повлиять на всю оставшуюся жизнь. Поэтому на выставке специальным образом обозначена красная зона с развешенными портретами политических деятелей тех лет из папки «Семнадцать портретов», сделанной в 1923 и изданной в 1926 году. Анненков был их автором, и это косвенно повлияло на то, что художник впоследствии стал гражданином Франции. Так, папка содержала блистательный портрет Троцкого, который был показан вначале на московской выставке, приуроченной к пятилетию Красной Армии, а затем - на XIV международной биеннале в Венеции в 1924 году. В Италию отправился тогда и Анненков, чтобы уже никогда не возвращаться в Россию. Развернувшаяся антитроцкистская кампания сделала невозможной дальнейшее существование данной папки с портретами, практически все копии были уничтожены к 1928 году. Однако еще в 1926 году Анненков через советское полпредство смог получить четыре экземпляра папки к себе в Париж, и как раз репринты портретов одной из них и представлены сегодня в пространстве музея.
Экспозиция дает полноценный обзор творчества художника. В его ранних работах мы видим влияние кубофутуризма, в поздних – экспрессионизма. Представлены абстрактные композиции, коллажи, точная и реалистичная графика, афиши, эскизы костюмов и декораций. Если душа потребует еще, то «Культуромания» советует посетить постоянную экспозицию в Новой Третьяковке и найти там внушительных размеров полотно Анненкова «Адам и Ева».
Научный консультант выставки, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковской галереи Анна Дьяконицына поговорила с «Культуроманией» о масштабе личности Анненкова:
- Кто он в первую очередь? Художник, писатель, кино- и театральный деятель?
- Казалось бы, Анненков, бесспорно, художник, но кто не знает его книгу «Дневник моих встреч»? Там он пишет и про Ахматову, и про Горького, и про Пастернака. Он обладал и даром создания визуального образа, и даром слова.
Мне кажется, что Анненков -- прежде всего мастер парадокса, он все время нарушает границы и устоявшиеся рамки. Он вроде и художник, но художник пишущий, он мастер авангарда, но в то же время у него много работ, выходящих за его границы или границы стилистики объединения «Мир искусства».
- Эта «своевольность», возможно, от отца-народовольца Павла Семеновича Анненкова, сосланного в Петропавловск-Камчатский?
- Приведу в пример то, что он, вопреки желанию отца, не стал идти по юридической линии, а уехал в Париж учиться художественному мастерству.
- А как Анненков стал частью богемной жизни России?
- Он был очень общительным, творческим человеком. Он все время оказывался к месту. С детства его знакомым по даче был Корней Чуковский, которого мы все знаем как детского писателя. Чуковский порекомендовал Анненкова издателю журнала «Сатирикон». Там его острые карикатуры заметил режиссер Николай Евреинов. И благодаря этому Анненков попал в качестве художника в театр. При этом надо отметить, что систематического образования у него не было, он был, что называется, художником, который сделал себя сам.
- Представлено много замечательных работ, но очень привлекает взгляд его картина «Июнь. Лес» 1918 года. Поражает то, насколько разные техники он применял.
- Это одна из ранних работ. Она написана еще до поездки в Париж, мы видим здесь влияние кубофутуризма. Эта некая общая интерпретация в духе времени. В отличие от Казимира Малевича, который создает новое пространство, с новой гравитацией и новыми законами физики, Анненков сохраняет классическую картину, у работы есть передний и дальний планы, при этом всё очень остро, отчасти гротесково.
- Среди ранних работ Анненкова на выставке есть «Зимний пейзаж» 1910 года. И это уже настоящий русский импрессионизм?
- Да.
- Портретная галерея творческой интеллигенции, созданная художником, знакома нам со школы.
- Да, портрет Анны Ахматовой стал хрестоматийным. И надо признать, что черно-белая графика художника была очень востребована в печати. Часто Анненкову заказывали портреты литературных деятелей перед изданием их произведений.
Также интересны его портреты политических деятелей. С ними совершенно отдельная история. Это был заказ от 1923 года Анненкову, как уже прославленному, известному портретисту. Видите, на выставке они отделены красной зоной?
- И эти портреты провели черту в жизни самого художника.
- Добавлю, что многие исследователи надеялись найти тот самый знаменитый портрет Троцкого, который экспонировался на биеннале, но следы его теряются. Неизвестно, сохранился ли он.
- Кстати, тогда вопрос: как Анненков отнесся к революции? Революция отмечена даже в названии выставки.
- В своих воспоминаниях он писал, что многие художники, и он в их числе, ожидали, что революция социальная совпадет с революцией творческой, что это будет поводом для реализации новых идей, новых замыслов. Так оно и было.
- Многообразие художественных методов Анненкова оставляет сильное впечатление.
- Он не ставил себе ограничений, был очень внутренне свободен. И при этом его творчество - не какое-то разностилье, эклектизм, а некие блоки, которые и выделены на этой выставке. Отчасти это биографично. Например, графика пересекается с его театральными работами, с работами для книг. Но Анненков всегда узнаваем.
- Расскажите, пожалуйста, о французском периоде его жизни.
- Желание поработать в Париже было связано с целью быть в центре мировой художественной культуры, заявить о себе, состояться. Он ощущал себя гражданином мира, и так сложилось, что в Париже он и остался. На целых 50 лет.
Очень приятно, что три его работы впервые приехали в Россию из Центра Жоржа Помпиду. Интерес к творчеству Анненкова очень большой. Посмотрите, за какие фантастические цены уходят его работы на аукционах.
Он является видным творческим деятелем Франции. Его костюмы входят в коллекцию Французской синематеки. Анненков оформил более 50 фильмов, в числе которых, например, известная картина «Монпарнас -19», которая даже выходила в СССР.
Любовь Мартынова