«Культуромания» поговорила с коллекционером игрушечных лошадок Еленой Кармацкой
Поймать собеседницу удалось на открытии выставки «Конь-огонь. XX век в истории игрушек» в Музее педальных машин. Двое детей коллекционера — молодой красивой женщины, крутились вокруг мамы, иногда отвлекаясь на экспонаты, пока старший не уехал от мамы, оседлав педального коня.
— Неужели это тот самый конь педальный?
— Да, это легендарная советская игрушка — конь педальный. Его выпускали с 50-х годов до начала 90-х. Это название обросло такой отрицательной окраской, уж не знаю почему. Но ездить на нем непросто. 10—15 минут уходит на то, чтобы научиться им управлять. По сравнению с педальным автомобильчиком, в который сел и поехал, здесь надо приноровиться, научиться им управлять: руль правильно вращать, педали. Игрушка очень классная, наверное, многие в СССР ее помнят. На ней можно было кататься в прокате в парке, допустим.
— Какие еще предметы есть у вас в коллекции?
— Я разные игрушки собираю, но основная тема моей коллекции — игрушечные лошадки-качалки. Это пошло, наверное, еще с детства, со стихотворения Агнии Барто «Я люблю свою лошадку». Но в то время лошадки, которые были на иллюстрациях, — с гривами и хвостами — в жизни мне не встречались. Во взрослом возрасте я начала создавать игрушки, интересоваться их историей, посещать музеи игрушек. Увидела, какими на самом деле были раньше лошадки: и с гривами, и с хвостами, со съемными седлами, очень красивыми. Ну, и так постепенно они начали как-то накапливаться. Я собираю их около 15 лет.
— Сколько у вас экспонатов?
— 200 экземпляров разного времени из разных стран. Здесь на выставке представлены лошадки советского периода. У нас экспозиция называется «Конь-огонь» по названию стихотворения Владимира Маяковского. Мы совместили две темы — педальные автомобильчики и лошадки-качалки. Потому что именно в советское время начинается интенсивное развитие производства, переход от кустарки и малотиражных выпусков к промышленному производству. Начинают выпускать и педальные автомобили, и продолжают традиции выпуска различных лошадок-качалок и лошадок-каталок. Есть на выставке и несколько дореволюционных лошадок.
— Какой самый дорогой экземпляр?
— Сложно сказать. Самый интересный с исторической точки зрения экземпляр оказался не самым дорогим. Это дело случая, дело удачи. Например, смотрите, это лошадка дореволюционного периода. Внешность у нее, конечно, спорная, но выбирать не приходится, потому что их сохранилось крайне-крайне мало. Это лошадка, мы ей дали имя Аврора, приехала из Санкт-Петербурга. В семье своих предыдущих владельцев она прослужила более 100 лет. Там она появилась где-то в 1910-м году. Откатала на себе несколько поколений, пережила множество исторических событий. У нее такие тоненькие ножки, и тем не менее, видимо, за ней очень хорошо ухаживали, она не сломана.
— Где вы ее купили?
— В интернете. Я там все в основном покупаю. Бывает, привожу что-то из путешествий, хотя порой возникали сложности с провозом покупки в самолете.
Вот в Авроре интересна сама технология производства. Это деревянная игрушка, она набита соломой и обтянута натуральной шкурой. Такая технология известна еще со времен детства Петра Первого, а может и раньше. Сохранились письменные воспоминания, как раз о такой лошадке, подаренной маленькому Петру — это деревянный конь, обтянутый шкурой. Единственное, он был украшен богаче: драгоценные камни, золото, серебро. Та лошадка не сохранилась до нашего времени — только в письменных упоминаниях, но по такой технологии игрушки производили до середины прошлого века. Дети императорской семьи тоже играли с такими лошадками. Их мастерили кустари Сергиева Посада. В основном такие игрушки часто покупали, когда семьи приезжали на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.
— У меня в семье были лошадки-качалки. А я смотрю, тут все в основном лошадки с колесиками.
— Это было более практично. Лошадки же раньше выполняли функцию беговелов. У нас есть модели, которые совмещают в себе и качалку, и каталку. Они более функциональны.
— Вот на этой маленькой лошадке можно было ездить?
— Ну, совсем маленький ребенок — до двух лет, мог ездить. Но такую игрушку можно было использовать в игре, кукол возить или саночки поставить. Ведь раньше все передвигались на лошадях — верхом, на извозчиках. Дети все это видели и в своей игре копировали.
— Какими средствами нужно обладать, чтобы заняться коллекционированием таких лошадок?
— Ну, это опять же по-разному. Мне известны случаи, когда люди действительно находят предметы на помойке. Просто проходят мимо и видят, что кто-то выставил ненужную вещь. У нас в стране коллекционирование все-таки не развито так, как на Западе. Поэтому еще люди не совсем понимают ценность игрушек. Нашли ее где-нибудь у себя на даче на чердаке и вынесли на помойку. Цена же зависит от запросов продавца. Бывает, что какие-то экземпляры особой ценности не представляют, а на аукционах стоят какие-то десятки тысяч и стоят там годами. А иногда бывает, что ты листаешь, листаешь и находишь просто шедевр.
— Много в России людей, коллекционирующих лошадки?
— Конкретно лошадок — мало. Обычно такие игрушки покупают себе в коллекцию как дополнение — в компанию к куклам, в компанию к мишкам. Лошадки как предметы коллекционирования пока только набирают обороты. Я здесь себе рою яму, потому что начинаю популяризировать эту тему. Вижу, что с каждым годом лошадки начинают расти в цене. Появляются коллекционеры, которые на лошадках специализируются, но их меньше, конечно, чем тех, кто собирает елочные игрушки. Я считаю, что нужно больше о таком коллекционировании рассказывать, ведь игрушка — это не просто утилитарная вещь, это культурное достояние и предмет искусства.
— Как вы популяризируете тему собирания лошадок?
— Я веду блоги, странички в интернете, у меня есть сайт, который посвящен лошадкам. Я там собираю различную интересную информацию, которая посвящена любимым игрушкам. Кажется, что тема «лошадки-качалки» — очень ограниченная, что о них вообще можно сказать? А на самом деле, когда углубляешься в эту тему, выплывает и рубрика «лошадки в живописи» и «лошадка со знаменитостью» и так далее. И у меня этот блог никак не заканчивается, все время поступает новая информация, собирается вокруг целое сообщество, уже есть ценители, а некоторые люди мне присылают какие-то интересные факты. Ну, и то, что я участвую в выставках. Кстати, сейчас у меня в работе книга, которая, я надеюсь, осенью выйдет — «История лошадок».
— Дорого стоит отреставрировать такую игрушку?
— Так как я реставрирую сама, то не могу ответить — дорого или нет. Но восстанавливать игрушку — очень большой труд, особенно когда она побывала в руках и прошла через не всегда грамотный ремонт. Приходится делать двойную работу. Исправлять то, что уже было сделано и пытаться привести к какому-то оригинальному состоянию.
— Игрушки достаточно большие. Где вы их храните? На игрушечной конюшне?
— Конюшни, к сожалению, нет (смеется). Квартира у нас самая обыкновенная. Хранить предметы коллекции особо негде. Поэтому я очень избирательно отношусь к покупке. Покупаю только что-то самое редкое. А храню дома. У нас выделена стена, где обычно у людей телевизор висит, а у нас — стеллаж до потолка, в котором в два-три ряда хранятся лошадки.
— Что мечтаете приобрести в коллекцию?
— Я сейчас мечту озвучу, и за ней будут гоняться коллекционеры (смеется). Есть редкие игрушки советского периода, которые я видела только на иллюстрациях. Например, их можно увидеть на картинах в стиле соцреализма. Но в реальности их очень сложно встретить. Есть такая игрушка, называется «Конь Будёновец». Она была выпущена специально к сельскохозяйственной выставке 1939 года на ВДНХ. Самой породы лошадей — буденновской — еще не существовало, она появится только в 1948 году, после войны. Но на тот момент родоначальники породы участвовали в выставке, и была выпущена модель лошадки в честь этой породы. Сделали их всего 300 штук, и скорее всего они на этой выставке разошлись, возможно даже уехали за границу. Живьем я этой модели никогда не видела, только в газетных заметках. И еще есть картина Ефима Чепцова 1945 года «Среди родных» про возвращение солдата с фронта. Там изображена эта лошадка. Вот такие бывают редкие экземпляры с историей, которые хотелось бы, конечно, заполучить, но пока никакой информации о них нет.
— Можно ли считать инвестицией такое коллекционирование?
— Наверное, можно. Игрушки стали расти в цене, это можно наблюдать по разным игрушкам. Например, елочные игрушки советского периода, я помню время, когда их ящиками продавали за копейки, потом сложилось сообщество коллекционеров, появились любители елочных игрушек, которые обрели какую-то ценность и теперь с годами только дорожают. Вообще я вижу тренд: советские игрушки становятся все более популярными, появляется больше коллекционеров, больше людей, которые понимают их ценность и, соответственно, игрушки растут в цене.
Елена Сердечнова
Фото: Мария Томилова, публикуется с разрешения правообладателя