Талант художника Василия Верещагина по-настоящему огромен. Это оценили еще современники, ведь выставки Верещагина при жизни с успехом шли по всему миру. При этом тематика картин многообразна как жизнь. Каждый зритель совершает свое путешествие с художником и оценивает его работы, от знаменитых батальных сцен Балканской серии до изображения невыносимой голубизны неба в Индийской серии или красочного убранства храмов из серии «Русского Севера».
Третьяковка собрала все известные полотна в одном месте. Это 500 произведений автора из музеев и частных собраний: 180 живописных и 120 графических работ, почти 100 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные письма, книги, фотографии. Но столь внушительное собрание от огромных полотен до небольших этюдных зарисовок карандашом не утомляет. Потому что эмоционально выставка очень свежа и наполнена вечными смыслами.
Нет, это не привычный автор «Апофеоза войны». На выставке можно увидеть, сколько внимания в тематических сериях Верещагин уделял изображению простого человека, природы, аутентичных местных зданий. И всё это в ярких красках, с почти фотографической точностью и с присущим стране колоритом. Мы видим горных животных в этюдах «В горах Алатау», многочисленные живописные портреты людей в национальных одеждах. Здесь и изображения мальчика-персиянина, и старого еврейского торговца, и цыгана, и ойратского ламы в ритуальном головном уборе.
Выставку сопровождает подробная аннотация к каждой картине, а также тематические вещи, от японских кимоно до оружия и обмундирования того времени. Например, Туркестанскую серию удачно дополняет костюм дервиша из музея антропологии и этнологии Петербурга, а Балканскую серию – знамена полков XIX - XX веков.
Все это очень органично вписывается в концепцию выставки. Мы знаем, что и сам художник придавал большое значение выставочному оформлению. И наверняка рассчитывал на эффект контраста, который разителен: залитые солнцем картины, спокойствие природы и быта мешается с батальными сценами войны и человеческой болью.
Отдохнуть и осмыслить увиденное можно на антресольном этаже помещения экспозиции, где устроен стилизованный шатер с удобными скамьями. Там же можно послушать аудиозаписи писем самого Верещагина, которые читают креативный консультант Третьяковки Алена Долецкая и актер МХТ им. А.П.Чехова Анатолий Белый.
«Культуромания» поговорила о выставке с заместителем генерального директора по научной работе Татьяной Карповой.
- Татьяна Львовна, как Вы оцениваете актуальность выставки Верещагина сегодня?
- Вы знаете, это всегда актуально. Человечество продолжает вести войны, хотя уже давно есть ощущение, что это варварство, напрасная гибель людей, прежде всего простых солдат.
Но человечество до сих пор не в состоянии выработать механизмы решения возникающих между странами проблем и прибегает к голосу оружия, а не к методу переговоров – это трагично, печально.
Верещагина без сомнения и сегодня можно назвать актуальным художником. Таких художников волнует не, например, мотив природы, решение флористических задач, а острые вопросы современности. Он выбрал форму искусства, чтобы достучаться до сердец людей, руководителей стран. Это не художник для художников. Его волновали глобальные проблемы этого мира. Причем связанные не только с войной, но и с экологией, с существованием варварских народов. Верещагин предлагал создать корпус мира, некий независимый военный отряд, который помогал бы гасить некоторые конфликты. И тем самым он словно предвидел создание Организации объединенных наций.
Ему неинтересно было замыкаться только в проблемах России. Он мыслил глобально. А сегодня мы сами окружены такими глобальными процессами, и никто не может замкнуться в рамках только своего национального государства. Поэтому опыт художника интересен и важен.
- Просматривая экспозицию, мы замечаем, что тема Азии была очень интересна художнику.
- Да, несомненно. Если посмотреть на Туркестанскую серию, мы видим отношение художника к азиатским народам, как к варварским. Что и оправдывало колонизаторскую политику России и других стран. Но Верещагин эволюционировал в своих взглядах. И постепенно он отходит от этой точки зрения, принимает то, что у каждого народа есть свое право, свои обычаи, культура. И если ты не понимаешь сути нации, то ты не имеешь права и на осуждение.
Придя к таким выводам, Верещагин более не позволит использовать свое творчество в качестве рекламы, ширмы действий правительства. И, уже работая над Балканской серией, он столкнется с острым неприятием своего творчества не только со стороны царской власти, но и патриотично настроенной общественности, ратовавшей за участие России в балканской войне.
При этом Верещагина можно со всем правом назвать патриотом России, просто сознание его не было так узко направленно, он мыслил глубже.
- Обращает на себя внимание Японская серия. Рассматривая ее, кажется, что Верещагин внутренне успокоился, принял мир таким, какой он есть. Можно ли считать эту серию итогом его взглядов?
- Понимаете, работа над Японской серией была прервана смертью Верещагина в 1094 году. Он был в Японии два раза. Именно в свою первую поездку Верещагин и написал свою Японскую серию. Его официальным заданием первого посещения Японии было составление аналитической записки о том, имеет ли смысл России вступать в эту войну. И в этой записке он написал, что, по его мнению, война России с Японией закончится нашим поражением. Что и произошло.
Второй раз художник едет в Японию тогда, когда война уже была объявлена. В его замыслах было сделать серию картин как некий контрапункт этой красоте японской природы, храмов. Верещагин был в совершеннейшем упоении от Японии. К сожалению, художник погиб. И судьба поставила вот такой лирический итог его жизни.
Знаете, наши художники-передвижники чувствовали свою миссию русского художника. И это миссианское начало пропитывает искусство всего XIX века. Художники поколения 60-70- х годов XIX века считали, что создавать «ковры, ласкающие глаз», развлекающие публику, русский художник не имеет права. Для многих из них живопись была формой обсуждения социально-политических проблем. Потому что цензура была жесткой, а искусство было в меньше степени подцензурно. Хотя от этого страдал даже Павел Третьяков на протяжении своей собирательской деятельности.
«Культуромания» хотела бы напомнить, что выставка продлится до 15 июля, приобрести билеты можно онлайн. Вход на выставку осуществляется по сеансам через каждые 30 минут.
Любовь Мартынова