Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу

Музеи и выставки

Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу
18 Февраля 2021, 14:08
Есть такая давняя традиция: раз в сто лет Пушкинский музей принимает на свои стены тяжеловесных Тьеполо. 

Есть такая давняя традиция: раз в сто лет Пушкинский музей принимает на свои стены тяжеловесных Тьеполо. Впервые это было сделано после революции в России. Сегодня, во второй раз два монументальных 6-метровых полотна погостят в ГМИИ почти два года, пока в главном дворце музея-усадьбы «Архангельское» будет идти реставрация. 

Эта выставка предвосхищает будущие крупные события с итальянской тематикой, намекает директор Пушкинского музея Марина Лошак. Очень хочется в это верить, ведь что может быть лучше колоритных и утонченных итальянцев для нашей несолнечной ковидной действительности?

Работы выдающегося итальянского живописца XVIII Джамбаттисты Тьеполо и его талантливого сына Джандоменико Тьеполо находятся в России уже 220 лет. В 1800 году целая коллекция их работ, включающая картины «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», была приобретена князем Николаем Юсуповым. В разное время эти картины размещались в фамильных дворцах Юсуповых в Санкт-Петербурге и подмосковном «Версале»  –  в Архангельском. Теперь их грандиозность и величественность смогут оценить и посетители Пушкинского музея.

Пушкинский музей, конечно, грустит. Ковид окончательно испортил международные выставочные планы, и пришлось вновь искать источник вдохновения на родных просторах. Собственные кладовые ГМИИ в этот раз почти не задействовал. Обновить интерьеры помог музей-усадьба «Архангельское». Он вверил Пушкинскому свои главные произведения искусства – два монументальных полотна Джамбаттисты Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», по стоимости превышающие саму знаменитую усадьбу. Юсуповский дворец сейчас проходит длительную реставрацию, поэтому усадебный Тьеполо будет находиться в ГМИИ рекордное для выставки время – до ноября 2022 года.

«Наш музей наполнен вещами из коллекции Юсуповых, поэтому его стены не случайны для этих вещей», – сказала на открытии выставки глава ГМИИ Марина Лошак. И тут же обнадежила по будущим планам: «2021 и 2022 годы будут связаны с сотрудничеством Пушкинского музея с итальянскими музеями. Мы запланировали очень масштабную и разнообразную работу. 2021 год будет чрезвычайно насыщен событиями. Я думаю, что эта выставка – предвестник того, что у нас будет очень много итальянского искусства».

В свою очередь куратор, доктор искусствоведения, хранитель итальянской живописи ГМИИ Виктория Маркова отметила, что выставка позволила показать, как картины отца и сына Тьеполо взаимодействуют между собой в новом пространстве и новых сочетаниях. «Вы увидите постоянные переклички», – заметила она. Экспозиция дает нам возможность попасть внутрь мира Тьеполо, более прочувствованно понять творчество великих мастеров.

Самая большая коллекция Тьеполо в России находится в Эрмитаже, но картины из Архангельского – это лучшие и самые значимые картины художника в России, считает г-жа Маркова.

Теперь отцу и сыну Тьеполо посвящен целый зал. Всего в нем находится восемь работ: две масштабные интерьерные приехали из Архангельского, пять из постоянной экспозиции, одну – «Мадонну со спящим Младенцем» Тьеполо-сына - достали из запасников. Также демонстрируются прекрасные рисунки Тьеполо, они будут меняться каждые три месяца, так положено по правилам хранения хрупких экспонатов.

Виктория Маркова в интервью «Культуромании» объяснила, почему выставленные «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» так интересны и важны для понимания творческого наследия Джамбаттисты Тьеполо, который, безусловно, солирует в творческом дуэте с сыном Джандоменико.

- Джамбаттиста Тьеполо – мастер прежде всего монументальной живописи, поэтому его самые главные произведения – это росписи во дворцах и виллах. Мы видим, как полотна Тьеполо из Архангельского близки по решению к монументальной живописи. Мы не знаем, к сожалению, для какого дворца они были первоначально написаны. Но можем себе представить, как располагались: утопленными в стену, без рамы.

- В России достаточно большая коллекция Тьеполо?

- Вы знаете, Тьеполо не определяется в количестве полотен, он определяется в качестве. «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» – это картины, которые предшествуют знаменитым росписям Палаццо Лабиа и Виллы Вальмарана. Они как пролог к будущим работам, известным всему миру.

А что же интересного ждет посетителей музея-усадьбы «Архангельское» в период реставрации главного дворца? Как рассказали «Культуромании» сотрудники музея, помимо прекрасного паркового ансамбля это большая выставка фарфора из коллекции Николая Борисовича Юсупова в павильоне «Каприз». Экспозиция состоит как из местного фарфора, который расписывали мастера в Архангельском, так и из приобретенных Юсуповыми западноевропейских образцов.

Уже совсем скоро на территории усадьбы, напротив колоннады откроется строение с названием «Ботанические оранжереи». Нет, живых заморских растений там, к сожалению, не найдем. Зато будет полная информация о том, что произрастало в бывших ботанических оранжереях Юсуповых, как они были технически оснащены. А еще на площадях «Ботанических оранжерей» откроются лекторий и кафе.

Выставка в ГМИИ имени А.С.Пушкина «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико» открыта до 1 ноября 2022 года. В период ограничений билеты приобретаются онлайн на сайте музея на определенное время посещения. 

Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу

<h2> Есть такая давняя традиция: раз в сто лет Пушкинский музей принимает на свои стены тяжеловесных Тьеполо. Впервые это было сделано после революции в России. Сегодня, во второй раз два монументальных 6-метровых полотна погостят в ГМИИ почти два года, пока в главном дворце музея-усадьбы «Архангельское» будет идти реставрация. </h2> <p> Эта выставка предвосхищает будущие крупные события с итальянской тематикой, намекает директор Пушкинского музея Марина Лошак. Очень хочется в это верить, ведь что может быть лучше колоритных и утонченных итальянцев для нашей несолнечной ковидной действительности? </p> <p> Работы выдающегося итальянского живописца XVIII Джамбаттисты Тьеполо и его талантливого сына Джандоменико Тьеполо находятся в России уже 220 лет. В 1800 году целая коллекция их работ, включающая картины «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», была приобретена князем Николаем Юсуповым. В разное время эти картины размещались в фамильных дворцах Юсуповых в Санкт-Петербурге и подмосковном «Версале»  –  в Архангельском. Теперь их грандиозность и величественность смогут оценить и посетители Пушкинского музея. </p> <p> Пушкинский музей, конечно, грустит. Ковид окончательно испортил международные выставочные планы, и пришлось вновь искать источник вдохновения на родных просторах. Собственные кладовые ГМИИ в этот раз почти не задействовал. Обновить интерьеры помог музей-усадьба «Архангельское». Он вверил Пушкинскому свои главные произведения искусства – два монументальных полотна Джамбаттисты Тьеполо «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», по стоимости превышающие саму знаменитую усадьбу. Юсуповский дворец сейчас проходит длительную реставрацию, поэтому усадебный Тьеполо будет находиться в ГМИИ рекордное для выставки время – до ноября 2022 года. </p> <p> «Наш музей наполнен вещами из коллекции Юсуповых, поэтому его стены не случайны для этих вещей», – сказала на открытии выставки глава ГМИИ Марина Лошак. И тут же обнадежила по будущим планам: «2021 и 2022 годы будут связаны с сотрудничеством Пушкинского музея с итальянскими музеями. Мы запланировали очень масштабную и разнообразную работу. 2021 год будет чрезвычайно насыщен событиями. Я думаю, что эта выставка – предвестник того, что у нас будет очень много итальянского искусства». </p> <p> В свою очередь куратор, доктор искусствоведения, хранитель итальянской живописи ГМИИ Виктория Маркова отметила, что выставка позволила показать, как картины отца и сына Тьеполо взаимодействуют между собой в новом пространстве и новых сочетаниях. «Вы увидите постоянные переклички», – заметила она. Экспозиция дает нам возможность попасть внутрь мира Тьеполо, более прочувствованно понять творчество великих мастеров. </p> <p> Самая большая коллекция Тьеполо в России находится в Эрмитаже, но картины из Архангельского – это лучшие и самые значимые картины художника в России, считает г-жа Маркова. </p> <p> Теперь отцу и сыну Тьеполо посвящен целый зал. Всего в нем находится восемь работ: две масштабные интерьерные приехали из Архангельского, пять из постоянной экспозиции, одну – «Мадонну со спящим Младенцем» Тьеполо-сына - достали из запасников. Также демонстрируются прекрасные рисунки Тьеполо, они будут меняться каждые три месяца, так положено по правилам хранения хрупких экспонатов. </p> <p> Виктория Маркова в интервью «Культуромании» объяснила, почему выставленные «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» так интересны и важны для понимания творческого наследия Джамбаттисты Тьеполо, который, безусловно, солирует в творческом дуэте с сыном Джандоменико. </p> <p> - Джамбаттиста Тьеполо – мастер прежде всего монументальной живописи, поэтому его самые главные произведения – это росписи во дворцах и виллах. Мы видим, как полотна Тьеполо из Архангельского близки по решению к монументальной живописи. Мы не знаем, к сожалению, для какого дворца они были первоначально написаны. Но можем себе представить, как располагались: утопленными в стену, без рамы. </p> <p> <b>- В России достаточно большая коллекция Тьеполо?</b> </p> <p> - Вы знаете, Тьеполо не определяется в количестве полотен, он определяется в качестве. «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры» – это картины, которые предшествуют знаменитым росписям Палаццо Лабиа и Виллы Вальмарана. Они как пролог к будущим работам, известным всему миру. </p> <p> А что же интересного ждет посетителей музея-усадьбы «Архангельское» в период реставрации главного дворца? Как рассказали «Культуромании» сотрудники музея, помимо прекрасного паркового ансамбля это большая выставка фарфора из коллекции Николая Борисовича Юсупова в павильоне «Каприз». Экспозиция состоит как из местного фарфора, который расписывали мастера в Архангельском, так и из приобретенных Юсуповыми западноевропейских образцов. </p> <p> Уже совсем скоро на территории усадьбы, напротив колоннады откроется строение с названием «Ботанические оранжереи». Нет, живых заморских растений там, к сожалению, не найдем. Зато будет полная информация о том, что произрастало в бывших ботанических оранжереях Юсуповых, как они были технически оснащены. А еще на площадях «Ботанических оранжерей» откроются лекторий и кафе. </p> <p> <b><i>Выставка в ГМИИ имени А.С.Пушкина «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико» открыта</i><i> до 1 ноября 2022 года. В период ограничений билеты приобретаются онлайн на сайте музея на определенное время посещения.</i></b><b> </b> </p> <p> <b>Любовь Мартынова</b> </p>

Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу

Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу

Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу

Выставка работ Джамбаттисты и Джандоменико Тьеполо в ГМИИ. История по кругу

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Музеи и выставки

Капсула времени: кем были стрельцы на самом деле
2 октября 2024, 08:56

Коллекционирование/Арт-рынок

Подделок на 200 млн евро
15 ноября 2024, 14:02