Февральское серое небо уже не кажется таким безразлично-безнадежным, если вы смотрите на него после посещения выставки «Николай Мещерин. Выход из суеты». Картины художника – это удавшаяся смесь из французского импрессионизма и нежной любви к родной земле. И если вам сложно представить фиолетовую русскую даль в стиле пуантилизма, то лучше это один раз увидеть самому. Выставка работ Мещерина и его друзей-художников – Игоря Грабаря, Василия Переплетчикова и других - будет идти в Музее русского импрессионизма до 19 мая.
«Николай Мещерин. Выход из суеты» - это совместный проект музея и Государственной Третьяковской галереи. Выставка проходит в рамках стратегии музея раскрывать для широкой публики талантливых, но малоизвестных сегодня художников. К слову сказать, последняя выставка картин Мещерина состоялась еще во времена СССР, около 30 лет назад.
Открывшаяся 13 февраля экспозиция собрала около 100 работ художника из государственных и частных музеев, а также собраний российских коллекционеров. Порядка 70% произведений предоставлено музеями, остальное – частными лицами, рассказала «Культуромании» Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. Примечательно, что на работах Мещерина - только пейзажи средней полосы России, точнее, подмосковной земли вокруг усадьбы Дугино. Художник не писал портретов вообще, как и не собирал портреты в личную коллекцию от других своих коллег.
Мещерин вдохновляется родными далями, полями, деревенской жизнью. Поэтому и тема выставки – жизнь усадьбы Дугино, которую создавали семья художника и знаменитые русские живописцы, гостившие у Мещериных и рисовавшие окружающие ландшафты.
Проходя мимо картин, невольно ищешь в картинах Мещерина отзвуки живописи то Жоржа Сёра, то Поля Синьяка. Или кажется, что вот здесь - закрученные линии Винсента Ван Гога, а здесь – поэтика цвета Клона Моне. Но Мещерин – художник со своим выработанным стилем. Почему же так бывает, что художник выпадает из ряда известных имен?
Куратор выставки Анастасия Винокурова объясняет, что Мещерин довольно редко представлял свои картины для выставок. В СССР выставок Мещерина тоже почти не было, отсюда пропадает эффект узнавания. Хотя уровень Мещерина высок: он на равных экспонировался вместе с Константином Коровиным и Борисом Кустодиевым на выставках, устраиваемых в начале XX века Союзом русских художников.
Мещерин не получил художественного образования. Как наследник большого состояния, меценат и предприниматель, он поначалу стал приглашать в усадьбу известных художников, таких, как Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Василий Переплетчиков, Алексей Степанов, Аполлинарий Васнецов. Каждому для проживания давалась отдельная комната, а для работы - специальная мастерская. Так Мещерин создал в своем имении своеобразный художественный центр и сам стал маститым художником, говорит Винокурова. Ему было уже за 30 лет, когда начали появляться его первые работы – небольшие этюдные композиции. Но прогресс в живописи пошел быстро.
Ранние вещи написаны в классической академической манере. Но постепенно Мещерина увлекает импрессионизм, чему способствуют и привезенные в Москву Сергеем Щукиным работы Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсаро и других. Кроме этого, в импрессионистской манере пишет и его друг Грабарь.
Усадьбу Дугино, к сожалению, не постигла судьба такого же уголка художников, как Абрамцево. Сегодня она в заброшенном состоянии, а в 2014 году случился серьезный пожар – от здания остался только остов и трехэтажный фасад. По словам сотрудников музея, они надеются, что нынешняя выставка поможет привлечь внимание к теме сохранения этой усадьбы.
Подготовка к выставке преподнесла организаторам сюрприз. На обратной стороне картины «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево» (1906) обнаружилась вторая полноценная работа с названием «Опушка леса зимой» (1906). В декабре 2018 года, при реставрационной подготовке к выставке хранитель Третьяковской галереи сообщила об обнаружении живописного оборота на одной из картин. До этого оборотная сторона картины была законвертована, то есть полностью закрыта. И то, что под картоном имеется вторая прекрасная картина, никто не догадывался. Удивительно, что Мещерин написал «Ржаные поля» в академической пейзажной манере, а оборот в том же году – в смелом импрессионистическом стиле, где длинные динамичные мазки играют розово-голубыми красками.
Художник тонко схватывал в работах переходное состояние суток, любил рисовать ночную природу, моменты рассветного пробуждения. Конечно, сделать это с натуры, да еще и, например, зимой, было невозможно. Поэтому Мещерин часто выезжал просто «наблюдать», а потом дома делал записи и этюдные зарисовки в альбомы, которых накопилось множество. К сожалению, пожар в начале прошлого века и затем национализация усадьбы уничтожили все альбомы, кроме одного, который смог вывезти Игорь Грабарь.
Мещерин в нем пишет: «Розово-палевая тусклая луна едва намечается сквозь облака. Облака книзу сиреневые, выше полосы гуще и серее. Небо у облаков палево-бирюзовое, мутное, выше – голубо-зеленое, бирюзовое» (3 часа ночи 4 мая 1905 года). Или: «Синее небо. Очень густая гамма. Лилово-серый снег, и избы, и деревья (ветлы) почти одного тона – табачного. Луна справа» (зима 1905 года). Как иллюстрация к записям на выставке есть знаменитая картина 1908 года «Морозная ночь», на которой так ажурно переданы и искристый ночной снег, и силуэт березы в инее.
Любопытны письма Мещерина к друзьям. Например, в письме к Грабарю он самокритично признается: «Что касается меня, то я начинаю трусить: как бы не ограммофониться. Так увлекся, что беда. То бывало: утренняя заря, да лунная ночь и т.п.; а теперь еще и граммофон» (11 июня 1907 года).
Мещерин умер в 1916 году, не увидев национализацию усадьбы. Наследие художника сохранилось во многом благодаря усилиям Грабаря.
Как готовилась это выставка, «Культуромании» рассказала директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова:
- Подготовка заняла около года. В ходе обсуждений мы пришли к тому, что интереснее и богаче будет экспозиция, посвященная Мещерину и тому миру, который он вокруг себя сам создал. Его мир – это усадьба Дугино и художники-современники, большие мастера, на которых он равнялся и которых по-человечески любил. Это, в первую очередь, конечно, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Василий Переплетчиков, Мануил Аладжалов.
К теме выставки создан каталог. Это важная составляющая, в каталоге есть и научные статьи, и архивные материалы, а также иллюстрации тех работ, которые не смогли по разным причинам присутствовать в нашей экспозиции.
- Примечательно, что Мещерин выставлялся не только в России, но и в Париже.
- Да, это было в рамках выставки «Русское искусство», организованной Сергеем Дягилевым. Дягилев, очень тонкий ценитель искусства, отбирал работы сам. Он пригласил к участию и Мещерина, и несколько его работ поехали в Париж.
Анастасия Винокурова, куратор выставки тоже поговорила с «Культуроманией» о художнике:
- Необычно, что Мещерин не был за границей и даже редко уезжал из Дугино. Ему было достаточно для впечатлений русской, привычной нам всем природы.
- Да, от подмосковных пейзажей не перехватывает дух, но Мещерин находил в них особый лиризм, поэтичность. Для него родные виды были самыми лучшими на земле.
- Зато от его картин, без преувеличения, дух перехватывает. Например, заснеженный лес в лиловых тонах очень впечатляет. Каковы истоки такой живописи?
- Это исключительно заслуга импрессионизма. Вначале Мещерин начинал рисовать в реалистических традициях, он был учеником Алексея Корина, Алексея Степанова. Дружил с Алаждановым и Переплетчиковым - последователями пейзажа левитановского типа, неяркого по колориту, сглаженного по манере исполнения. А потом появляется Грабарь. И, начиная с 1905-1906 годов, у Мещерина меняется техника живописи. Он начинает писать дробно, активно использует стилистику дивизионизма, когда кисть работает точечно, сложение тона происходит не на палитре, а, благодаря оптическим приемам, в глазах зрителя. Эта система оказалась для Николая Васильевича наиболее удобной, чтобы передавать многообразие света и цвета в природе.
- И все же удивительно, что Мещерин неизвестен широкому зрителю.
- Его можно поставить в один ряд с Аполлинарием Васнецовым, с Игорем Грабарем, с Борисом Кустодиевым. Мещерин выставлялся, его картины активно покупались. В этом ирония времени, что кого-то мы забываем, кого-то начинаем вспоминать вновь.
- Многие картины Мещерина – как брызги света. Он рисует очень смело. Оказывается, видеть родные березки на французский манер – так радостно. Мещерин и сам был таким легким человеком?
- Да, он использует очень тонкие оттенки цвета, чувственно подает природное настроение.
Мещерина, по воспоминаниям, очень любили. Он был гостеприимным, душевным. Грабарь писал, что в летние месяцы в усадьбе за столом собиралось до 20 человек. Знаете, как в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», где герои бесконечно разговаривают, со стола не сходит самовар. Нам хотелось передать на выставке нечто похожее, вот эту легкость и ощущение свободы.
Любовь Мартынова