Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником

Музеи и выставки

Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником
15 Февраля 2019, 10:45
Картины художника – это удавшаяся смесь из французского импрессионизма и нежной любви к родной земле. И если вам сложно представить фиолетовую русскую даль в стиле пуантилизма, то лучше это один раз увидеть самому. Выставка работ Мещерина и его друзей-художников – Игоря Грабаря, Василия Переплетчикова и других - будет идти в Музее русского импрессионизма до 19 мая.

Февральское серое небо уже не кажется таким безразлично-безнадежным, если вы смотрите на него после посещения выставки «Николай Мещерин. Выход из суеты». Картины художника – это удавшаяся смесь из французского импрессионизма и нежной любви к родной земле. И если вам сложно представить фиолетовую русскую даль в стиле пуантилизма, то лучше это один раз увидеть самому. Выставка работ Мещерина и его друзей-художников – Игоря Грабаря, Василия Переплетчикова и других - будет идти в Музее русского импрессионизма до 19 мая.


«Николай Мещерин. Выход из суеты» - это совместный проект музея и Государственной Третьяковской галереи. Выставка проходит в рамках стратегии музея раскрывать для широкой публики талантливых, но малоизвестных сегодня художников. К слову сказать, последняя выставка картин Мещерина состоялась еще во времена СССР, около 30 лет назад.

Открывшаяся 13 февраля экспозиция собрала около 100 работ художника из государственных и частных музеев, а также собраний российских коллекционеров. Порядка 70% произведений предоставлено музеями, остальное – частными лицами, рассказала «Культуромании» Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. Примечательно, что на работах Мещерина - только пейзажи средней полосы России, точнее, подмосковной земли вокруг усадьбы Дугино. Художник не писал портретов вообще, как и не собирал портреты в личную коллекцию от других своих коллег. 

Мещерин вдохновляется родными далями, полями, деревенской жизнью. Поэтому и тема выставки – жизнь усадьбы Дугино, которую создавали семья художника и знаменитые русские живописцы, гостившие у Мещериных и рисовавшие окружающие ландшафты.

Проходя мимо картин, невольно ищешь в картинах Мещерина отзвуки живописи то Жоржа Сёра, то Поля Синьяка. Или кажется, что вот здесь - закрученные линии Винсента Ван Гога, а здесь – поэтика цвета Клона Моне. Но Мещерин – художник со своим выработанным стилем. Почему  же так бывает, что художник выпадает из ряда известных имен?

Куратор выставки Анастасия Винокурова объясняет, что Мещерин довольно редко представлял свои картины для выставок. В СССР выставок Мещерина тоже почти не было, отсюда пропадает эффект узнавания. Хотя уровень Мещерина высок: он на равных экспонировался вместе с Константином Коровиным и Борисом Кустодиевым на выставках, устраиваемых в начале XX века Союзом русских художников.

Мещерин не получил художественного образования. Как наследник большого состояния, меценат и предприниматель, он поначалу стал приглашать в усадьбу известных художников, таких, как Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Василий Переплетчиков, Алексей Степанов, Аполлинарий Васнецов. Каждому для проживания давалась отдельная комната, а для работы - специальная мастерская. Так Мещерин создал в своем имении своеобразный художественный центр и сам стал маститым художником, говорит Винокурова. Ему было уже за 30 лет, когда начали появляться его первые  работы – небольшие этюдные композиции. Но прогресс в живописи пошел быстро. 

Ранние вещи написаны в классической академической манере. Но постепенно Мещерина  увлекает импрессионизм, чему способствуют и привезенные в Москву Сергеем Щукиным работы Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсаро и других. Кроме этого, в импрессионистской манере пишет и его друг Грабарь.

Усадьбу Дугино, к сожалению, не постигла судьба такого же уголка художников, как Абрамцево. Сегодня она в заброшенном состоянии, а в 2014 году случился серьезный пожар – от здания остался только остов и трехэтажный фасад. По словам сотрудников музея, они надеются, что нынешняя выставка поможет привлечь внимание к теме сохранения этой усадьбы.

Подготовка к выставке преподнесла организаторам сюрприз. На обратной стороне картины «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево» (1906) обнаружилась вторая полноценная работа с названием «Опушка леса зимой» (1906). В декабре 2018 года, при реставрационной подготовке к выставке хранитель Третьяковской галереи сообщила об обнаружении живописного оборота на одной из картин. До этого оборотная сторона картины была законвертована, то есть полностью закрыта. И то, что под картоном имеется вторая прекрасная картина, никто не догадывался. Удивительно, что Мещерин написал «Ржаные поля» в академической пейзажной манере, а оборот в том же году – в смелом импрессионистическом стиле, где длинные динамичные мазки играют розово-голубыми красками. 

Художник тонко схватывал в работах переходное состояние суток, любил рисовать ночную природу, моменты рассветного пробуждения. Конечно, сделать это с натуры, да еще и, например, зимой, было невозможно. Поэтому Мещерин часто выезжал просто «наблюдать», а потом дома делал записи и этюдные зарисовки в альбомы, которых накопилось множество. К сожалению, пожар в начале прошлого века и затем национализация усадьбы уничтожили все альбомы, кроме одного, который смог вывезти Игорь Грабарь. 

Мещерин в нем пишет: «Розово-палевая тусклая луна едва намечается сквозь облака. Облака книзу сиреневые, выше полосы гуще и серее. Небо у облаков палево-бирюзовое, мутное, выше – голубо-зеленое, бирюзовое» (3 часа ночи 4 мая 1905 года). Или: «Синее небо. Очень густая гамма.  Лилово-серый снег, и избы, и деревья (ветлы) почти одного тона – табачного. Луна справа» (зима 1905 года). Как иллюстрация к записям на выставке есть знаменитая картина 1908 года «Морозная ночь», на которой так ажурно переданы и искристый ночной снег, и силуэт березы в инее. 

Любопытны письма Мещерина к друзьям. Например, в письме к Грабарю он самокритично признается: «Что касается меня, то я начинаю трусить: как бы не ограммофониться. Так увлекся, что беда. То бывало: утренняя заря, да лунная ночь и т.п.; а теперь еще и граммофон» (11 июня 1907 года).

Мещерин умер в 1916 году, не увидев национализацию усадьбы. Наследие художника сохранилось во многом благодаря усилиям Грабаря.

Как готовилась это выставка, «Культуромании» рассказала директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова

- Подготовка заняла около года. В ходе обсуждений мы пришли к тому, что интереснее и богаче будет экспозиция, посвященная Мещерину и тому миру, который он вокруг себя сам создал. Его мир – это усадьба Дугино и  художники-современники, большие мастера, на которых он равнялся и которых по-человечески любил. Это, в первую очередь, конечно, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Василий Переплетчиков, Мануил Аладжалов. 

К теме выставки создан каталог. Это важная составляющая, в каталоге есть и научные статьи, и архивные материалы, а также иллюстрации тех работ, которые не смогли по разным причинам присутствовать в нашей экспозиции.

- Примечательно, что Мещерин выставлялся не только в России, но и в Париже.

- Да, это было в рамках выставки «Русское искусство», организованной Сергеем Дягилевым. Дягилев, очень тонкий ценитель искусства, отбирал работы сам. Он пригласил к участию и Мещерина, и несколько его работ поехали в Париж.

Анастасия Винокурова, куратор выставки тоже поговорила с «Культуроманией» о художнике:

- Необычно, что Мещерин не был за границей и даже редко уезжал из Дугино. Ему было достаточно для впечатлений русской, привычной нам всем природы.

- Да, от подмосковных пейзажей не перехватывает дух, но Мещерин находил в них особый лиризм, поэтичность. Для него родные виды были самыми лучшими на земле.

- Зато от его картин, без преувеличения, дух перехватывает. Например, заснеженный лес в лиловых тонах очень впечатляет. Каковы истоки такой живописи?

- Это исключительно  заслуга импрессионизма. Вначале Мещерин начинал рисовать в реалистических традициях, он был учеником Алексея Корина, Алексея Степанова. Дружил с Алаждановым и Переплетчиковым - последователями пейзажа левитановского типа, неяркого по колориту, сглаженного по манере исполнения. А потом появляется Грабарь. И, начиная с 1905-1906 годов, у Мещерина меняется техника живописи. Он начинает писать дробно, активно использует стилистику дивизионизма, когда кисть работает точечно, сложение тона происходит не на палитре, а, благодаря оптическим приемам, в глазах зрителя. Эта система оказалась для Николая Васильевича наиболее удобной, чтобы передавать многообразие света и цвета в природе.

- И все же удивительно, что Мещерин неизвестен широкому зрителю.

- Его можно поставить в один ряд с Аполлинарием Васнецовым, с Игорем Грабарем, с Борисом Кустодиевым. Мещерин выставлялся, его картины активно покупались. В этом ирония времени, что кого-то мы забываем, кого-то начинаем вспоминать вновь. 

- Многие картины Мещерина – как брызги света. Он рисует очень смело. Оказывается, видеть родные березки на французский манер – так радостно. Мещерин и сам был таким легким человеком?

- Да, он использует очень тонкие оттенки цвета, чувственно подает  природное настроение.

Мещерина, по воспоминаниям, очень любили. Он был гостеприимным, душевным. Грабарь писал, что в летние месяцы в усадьбе за столом собиралось до 20 человек. Знаете, как в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», где герои бесконечно разговаривают, со стола не сходит самовар. Нам хотелось передать на выставке нечто похожее, вот эту легкость и ощущение свободы.

Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником

<h2>Февральское серое небо уже не кажется таким безразлично-безнадежным, если вы смотрите на него после посещения выставки «Николай Мещерин. Выход из суеты». Картины художника – это удавшаяся смесь из французского импрессионизма и нежной любви к родной земле. И если вам сложно представить фиолетовую русскую даль в стиле пуантилизма, то лучше это один раз увидеть самому. Выставка работ Мещерина и его друзей-художников – Игоря Грабаря, Василия Переплетчикова и других - будет идти в Музее русского импрессионизма до 19 мая.</h2> <br> «Николай Мещерин. Выход из суеты» - это совместный проект музея и Государственной Третьяковской галереи. Выставка проходит в рамках стратегии музея раскрывать для широкой публики талантливых, но малоизвестных сегодня художников. К слову сказать, последняя выставка картин Мещерина состоялась еще во времена СССР, около 30 лет назад.<br> <br> Открывшаяся 13 февраля экспозиция собрала около 100 работ художника из государственных и частных музеев, а также собраний российских коллекционеров. Порядка 70% произведений предоставлено музеями, остальное – частными лицами, рассказала «Культуромании» Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. Примечательно, что на работах Мещерина - только пейзажи средней полосы России, точнее, подмосковной земли вокруг усадьбы Дугино. Художник не писал портретов вообще, как и не собирал портреты в личную коллекцию от других своих коллег. <br> <br> Мещерин вдохновляется родными далями, полями, деревенской жизнью. Поэтому и тема выставки – жизнь усадьбы Дугино, которую создавали семья художника и знаменитые русские живописцы, гостившие у Мещериных и рисовавшие окружающие ландшафты.<br> <br> Проходя мимо картин, невольно ищешь в картинах Мещерина отзвуки живописи то Жоржа Сёра, то Поля Синьяка. Или кажется, что вот здесь - закрученные линии Винсента Ван Гога, а здесь – поэтика цвета Клона Моне. Но Мещерин – художник со своим выработанным стилем. Почему  же так бывает, что художник выпадает из ряда известных имен? <br> <br> Куратор выставки Анастасия Винокурова объясняет, что Мещерин довольно редко представлял свои картины для выставок. В СССР выставок Мещерина тоже почти не было, отсюда пропадает эффект узнавания. Хотя уровень Мещерина высок: он на равных экспонировался вместе с Константином Коровиным и Борисом Кустодиевым на выставках, устраиваемых в начале XX века Союзом русских художников.<br> <br> Мещерин не получил художественного образования. Как наследник большого состояния, меценат и предприниматель, он поначалу стал приглашать в усадьбу известных художников, таких, как Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Василий Переплетчиков, Алексей Степанов, Аполлинарий Васнецов. Каждому для проживания давалась отдельная комната, а для работы - специальная мастерская. Так Мещерин создал в своем имении своеобразный художественный центр и сам стал маститым художником, говорит Винокурова. Ему было уже за 30 лет, когда начали появляться его первые  работы – небольшие этюдные композиции. Но прогресс в живописи пошел быстро. <br> <br> Ранние вещи написаны в классической академической манере. Но постепенно Мещерина  увлекает импрессионизм, чему способствуют и привезенные в Москву Сергеем Щукиным работы Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсаро и других. Кроме этого, в импрессионистской манере пишет и его друг Грабарь.<br> <br> Усадьбу Дугино, к сожалению, не постигла судьба такого же уголка художников, как Абрамцево. Сегодня она в заброшенном состоянии, а в 2014 году случился серьезный пожар – от здания остался только остов и трехэтажный фасад. По словам сотрудников музея, они надеются, что нынешняя выставка поможет привлечь внимание к теме сохранения этой усадьбы.<br> <br> Подготовка к выставке преподнесла организаторам сюрприз. На обратной стороне картины «Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево» (1906) обнаружилась вторая полноценная работа с названием «Опушка леса зимой» (1906). В декабре 2018 года, при реставрационной подготовке к выставке хранитель Третьяковской галереи сообщила об обнаружении живописного оборота на одной из картин. До этого оборотная сторона картины была законвертована, то есть полностью закрыта. И то, что под картоном имеется вторая прекрасная картина, никто не догадывался. Удивительно, что Мещерин написал «Ржаные поля» в академической пейзажной манере, а оборот в том же году – в смелом импрессионистическом стиле, где длинные динамичные мазки играют розово-голубыми красками. <br> <br> Художник тонко схватывал в работах переходное состояние суток, любил рисовать ночную природу, моменты рассветного пробуждения. Конечно, сделать это с натуры, да еще и, например, зимой, было невозможно. Поэтому Мещерин часто выезжал просто «наблюдать», а потом дома делал записи и этюдные зарисовки в альбомы, которых накопилось множество. К сожалению, пожар в начале прошлого века и затем национализация усадьбы уничтожили все альбомы, кроме одного, который смог вывезти Игорь Грабарь. <br> <br> Мещерин в нем пишет: «Розово-палевая тусклая луна едва намечается сквозь облака. Облака книзу сиреневые, выше полосы гуще и серее. Небо у облаков палево-бирюзовое, мутное, выше – голубо-зеленое, бирюзовое» (3 часа ночи 4 мая 1905 года). Или: «Синее небо. Очень густая гамма.  Лилово-серый снег, и избы, и деревья (ветлы) почти одного тона – табачного. Луна справа» (зима 1905 года). Как иллюстрация к записям на выставке есть знаменитая картина 1908 года «Морозная ночь», на которой так ажурно переданы и искристый ночной снег, и силуэт березы в инее. <br> <br> Любопытны письма Мещерина к друзьям. Например, в письме к Грабарю он самокритично признается: «Что касается меня, то я начинаю трусить: как бы не ограммофониться. Так увлекся, что беда. То бывало: утренняя заря, да лунная ночь и т.п.; а теперь еще и граммофон» (11 июня 1907 года).<br> <br> Мещерин умер в 1916 году, не увидев национализацию усадьбы. Наследие художника сохранилось во многом благодаря усилиям Грабаря.<br> <br> Как готовилась это выставка, «Культуромании» рассказала <b>директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова</b>: <br> <br> - Подготовка заняла около года. В ходе обсуждений мы пришли к тому, что интереснее и богаче будет экспозиция, посвященная Мещерину и тому миру, который он вокруг себя сам создал. Его мир – это усадьба Дугино и  художники-современники, большие мастера, на которых он равнялся и которых по-человечески любил. Это, в первую очередь, конечно, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Василий Переплетчиков, Мануил Аладжалов. <br> <br> К теме выставки создан каталог. Это важная составляющая, в каталоге есть и научные статьи, и архивные материалы, а также иллюстрации тех работ, которые не смогли по разным причинам присутствовать в нашей экспозиции.<br> <br> <b>- Примечательно, что Мещерин выставлялся не только в России, но и в Париже.</b><br> <br> - Да, это было в рамках выставки «Русское искусство», организованной Сергеем Дягилевым. Дягилев, очень тонкий ценитель искусства, отбирал работы сам. Он пригласил к участию и Мещерина, и несколько его работ поехали в Париж.<br> <br> <b>Анастасия Винокурова, куратор выставки</b> тоже поговорила с «Культуроманией» о художнике:<br> <br> <b>- Необычно, что Мещерин не был за границей и даже редко уезжал из Дугино. Ему было достаточно для впечатлений русской, привычной нам всем природы.</b><br> <br> - Да, от подмосковных пейзажей не перехватывает дух, но Мещерин находил в них особый лиризм, поэтичность. Для него родные виды были самыми лучшими на земле.<br> <br> <b>- Зато от его картин, без преувеличения, дух перехватывает. Например, заснеженный лес в лиловых тонах очень впечатляет. Каковы истоки такой живописи?</b><br> <br> - Это исключительно  заслуга импрессионизма. Вначале Мещерин начинал рисовать в реалистических традициях, он был учеником Алексея Корина, Алексея Степанова. Дружил с Алаждановым и Переплетчиковым - последователями пейзажа левитановского типа, неяркого по колориту, сглаженного по манере исполнения. А потом появляется Грабарь. И, начиная с 1905-1906 годов, у Мещерина меняется техника живописи. Он начинает писать дробно, активно использует стилистику дивизионизма, когда кисть работает точечно, сложение тона происходит не на палитре, а, благодаря оптическим приемам, в глазах зрителя. Эта система оказалась для Николая Васильевича наиболее удобной, чтобы передавать многообразие света и цвета в природе.<br> <br> <b>- И все же удивительно, что Мещерин неизвестен широкому зрителю.</b><br> <br> - Его можно поставить в один ряд с Аполлинарием Васнецовым, с Игорем Грабарем, с Борисом Кустодиевым. Мещерин выставлялся, его картины активно покупались. В этом ирония времени, что кого-то мы забываем, кого-то начинаем вспоминать вновь. <br> <br> <b>- Многие картины Мещерина – как брызги света. Он рисует очень смело. Оказывается, видеть родные березки на французский манер – так радостно. Мещерин и сам был таким легким человеком?</b><br> <br> - Да, он использует очень тонкие оттенки цвета, чувственно подает  природное настроение.<br> <br> Мещерина, по воспоминаниям, очень любили. Он был гостеприимным, душевным. Грабарь писал, что в летние месяцы в усадьбе за столом собиралось до 20 человек. Знаете, как в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», где герои бесконечно разговаривают, со стола не сходит самовар. Нам хотелось передать на выставке нечто похожее, вот эту легкость и ощущение свободы.<br> <br> <b>Любовь Мартынова</b><br> <br>

Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником

Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником

Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником

Выставка Николая Мещерина. Меценат, который стал художником

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30

Музеи и выставки

«В Музее военной формы много мультимедиа. Если нельзя отобрать гаджет у ребенка, то нужно вложить в него правильный контент»
28 октября 2024, 15:35

Коллекционирование/Арт-рынок

Дорогое не покупают
14 октября 2024, 15:43