Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом

Музеи и выставки

Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом
17 Сентября 2018, 09:27
Третьяковская галерея открыла новый сезон знаковым проектом – в здании на Крымском Валу разместилась ретроспектива художников Ильи и Эмилии Кабаковых под названием «В будущее возьмут не всех»

Третьяковская галерея открыла новый сезон знаковым проектом – в здании на Крымском Валу разместилась ретроспектива художников Ильи и Эмилии Кабаковых под названием «В будущее возьмут не всех». Это выставка «про нас самих», про советский быт и действительность глазами свободного человека. Сопоставить свои впечатления и воспоминания с пониманием советской жизни Ильей Кабаковым важно и нужно. Выставка работает до 13 января 2019 года.


Это первый масштабный международный проект, который Третьяковка делает в сотрудничестве с Тейт Модерн и Государственным Эрмитажем, сказала на пресс-показе генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова. По ее словам, делать втроем один проект – новый и совершенно особенный опыт для Третьяковки, и он удался. Музеи быстро нашли общий взгляд на то, какой должна быть московская выставка. «Мы хотели, чтобы те, кто зайдет в эти залы, вышел с полным пониманием того, каким великим может быть современное искусство, какое воздействие оно оказывает на зрителя», - отметила Трегулова.

Илья Кабаков – пожалуй, самый известный сегодня в мире русский художник, один из ключевых создателей московского концептуализма. Он и его жена Эмилия, являющаяся соавтором работ с конца 1980-х годов, провели на мировых площадках более 500 своих выставок.

Московская экспозиция включает порядка 100 работ из 18 музейных и частных коллекций со всего мира. Здесь показаны ключевые инсталляции Кабаковых – «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», «Лабиринт. Альбом моей матери», «Случай в коридоре возле кухни», «Мусорный человек, или Человек, который никогда ничего не выбрасывал».

Кабаков, концептуалист с мировым именем, представляет нам свое творчество через восприятие человека – жителя коммунальной квартиры. Эта квартира – метафора всей советской жизни. Вот как об этом пишет сам автор: «В коммунальной квартире человек полностью лишается своей приватной сферы, он находится под постоянным контролем всей квартиры, в которой имеются своя иерархия и свои четкие представления, как надо жить. Коммунальность в этом смысле действительно является тотальной, так как она исключает любое неучастие в ней, которое сразу вызывает осуждение и террор со стороны других… каждый в коммуналке хранил свою тайну, был одержим какой-то индивидуальной маниакальной идеей. По-видимому, именно эта скученность и порождала все эти уникальные личные фантазии». Таково текстовое сопровождение к самой знаменитой инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».

Художник интерпретирует в своих произведениях правила, общественные рамки, законы, по которым должен жить человек, родившийся в определенный временной период. Это с иронией демонстрирует его работа «Собакин» - гипербола на бюрократическую составляющую любой человеческой жизни в СССР.

Кабаков мастерски играет с текстом, ставит его вровень с изображением. Так он выражает на холсте, фанере зарегламентированность жизни. Но способны ли буквы решить за нас, как нам поступать и что нас может ждать? К одной из серий работ Кабаков поясняет: «Нашим рекламам, призывам, объяснениям, указаниям, расписаниям – все это знают – никогда, нигде и ничто не соответствует в реальности. Это есть предмет чистого, завершенного на себя «ТЕКСТА» в точном смысле этого слова… этот текст пронизывает всю нашу жизнь, … так что мы можем нашу культуру назвать по преимуществу воспитательной, дидактической».

Пройдя всю экспозицию, конечно, понимаешь, что ада без рая не существует. И, если верить Кабаковым, темнота и безнадежность мира подчеркивают, что все мы можем встретиться со своим ангелом.

Данная выставка является завершением международного проекта, объединившего три мировых музея. Экспозиция уже была представлена публике лондонского Тейта и Эрмитажа. В общении с журналистами на пресс-показе Эмилия Кабакова рассказала о восприятии выставки в разных городах и странах. «В Англии это один контекст. Люди не знают этой жизни, но они понимают метафору жизни, те обобщения, о которых говорится в работах. В Санкт-Петербурге более интеллектуальный подход, люди больше рассматривают детали. И рассматривают с другой позиции - больше литературной, чем визуальной», - говорит она. Москва же – это то место, где посетители «уже столько всего насмотрелись и так иронично ко всему относятся». Поэтому вначале выставку активно обсуждают и разбирают по мелким деталям, и только потом в человека начинают входить эмоции. И появляется желание прийти сюда по-новому, еще раз.

Перед открытием выставки Эмилия и Илья Кабаковы приняли решение передать Третьяковской галерее свою знаменитую мастерскую на Сретенском бульваре в Москве. Там создавались концепции многих инсталляций, там же собирались творческие люди, мыслящие вне рамок официального искусства своего времени.

Как сказала Трегулова, Третьяковка постарается воссоздать атмосферу, наполнявшую мастерскую в 70-80-е годы. «Мы хотели бы, чтобы мастерская продолжала быть местом встреч, важнейших разговоров об искусстве, показа новых работ. То есть чтобы там происходило то же самое, что происходило в 70-80-е годы, когда там встречались главные фигуры русского искусства второй половины XX века», - отметила она.

К выставке есть очень разнообразная образовательная программа. Будут лекционные блоки, творческие встречи и дискуссии, семейные мероприятия.

Творческий метод Кабаковых актуален и понятен сегодня людям из разных стран. А насколько советский контекст может заинтересовать молодое поколение посетителей Третьяковки? «Культуромания» поговорила об этом с советником гендиректора Третьяковской галереи, участником рабочей группы выставки Фаиной Балаховской.

- А есть опасения, что молодежи будет не понятна тональность выставки, заложенные в ней смыслы?

- Мне кажется, это всегда понятно. Это история про человека, как он живет, что они видит, как он реагирует на то, что видит. Мне кажется, что даже эти короткие диалоги, штампованные фразы, которые мы видим в работах Кабакова, нынешнему молодому поколению понятнее. Ведь сегодня оно так и общается в фейсбуке, в чатах, в соцсетях. Вот эти маленькие картинки с подписью – это очень современный способ общения, мелькающий, сменяющий друг друга.

Мне кажется, что выставка - это именно про обычного человека. Это не про поколение, не про какую-то отдельно взятую жизнь. Это не больше, чем, например, истории XIX века, изображенные художником Павлом Федотовым. Они ведь нам доступны сегодня.

- Работы Кабакова не оставляют зрителя без эмоций. Сами работы больше иронично-добрые, на Ваш взгляд?

- Конечно, эмоции подобная выставка вызывает всегда. Чувство, которое отражается в работах, разное: оно и саркастичное, и сентиментальное, иногда печальное, раздраженное. Это рассказ о мире, о человеке. Естественно, это и про определенное время тоже, потому что человек проживает его. Но эмоции, чувства, желание вырваться из быта во что-то прекрасное – оно сохраняется всегда.

- Расскажите, пожалуйста, какой была работа Третьяковки с галереей Тейт?

- Музеи часто вступают в какие-то сложные кооперации между собой. Для нас это был первый подобный опыт. Мне кажется, он достаточно интересный и удачный. Всегда важно знать чужое мнение, иметь возможность увидеть что-то совсем другими глазами и понять резоны людей, выросших в другой культуре и имеющих свой взгляд на мир.

Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом

<h2>Третьяковская галерея открыла новый сезон знаковым проектом – в здании на Крымском Валу разместилась ретроспектива художников Ильи и Эмилии Кабаковых под названием «В будущее возьмут не всех». Это выставка «про нас самих», про советский быт и действительность глазами свободного человека. Сопоставить свои впечатления и воспоминания с пониманием советской жизни Ильей Кабаковым важно и нужно. Выставка работает до 13 января 2019 года. </h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Это первый масштабный международный проект, который Третьяковка делает в сотрудничестве с Тейт Модерн и Государственным Эрмитажем, сказала на пресс-показе <b>генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова</b>. По ее словам, делать втроем один проект – новый и совершенно особенный опыт для Третьяковки, и он удался. Музеи быстро нашли общий взгляд на то, какой должна быть московская выставка. «Мы хотели, чтобы те, кто зайдет в эти залы, вышел с полным пониманием того, каким великим может быть современное искусство, какое воздействие оно оказывает на зрителя», - отметила Трегулова.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Илья Кабаков – пожалуй, самый известный сегодня в мире русский художник, один из ключевых создателей московского концептуализма. Он и его жена Эмилия, являющаяся соавтором работ с конца 1980-х годов, провели на мировых площадках более 500 своих выставок. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Московская экспозиция включает порядка 100 работ из 18 музейных и частных коллекций со всего мира. Здесь показаны ключевые инсталляции Кабаковых – «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», «Лабиринт. Альбом моей матери», «Случай в коридоре возле кухни», «Мусорный человек, или Человек, который никогда ничего не выбрасывал».</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Кабаков, концептуалист с мировым именем, представляет нам свое творчество через восприятие человека – жителя коммунальной квартиры. Эта квартира – метафора всей советской жизни. Вот как об этом пишет сам автор: «В коммунальной квартире человек полностью лишается своей приватной сферы, он находится под постоянным контролем всей квартиры, в которой имеются своя иерархия и свои четкие представления, как надо жить. Коммунальность в этом смысле действительно является тотальной, так как она исключает любое неучастие в ней, которое сразу вызывает осуждение и террор со стороны других… каждый в коммуналке хранил свою тайну, был одержим какой-то индивидуальной маниакальной идеей. По-видимому, именно эта скученность и порождала все эти уникальные личные фантазии». Таково текстовое сопровождение к самой знаменитой инсталляции «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Художник интерпретирует в своих произведениях правила, общественные рамки, законы, по которым должен жить человек, родившийся в определенный временной период. Это с иронией демонстрирует его работа «Собакин» - гипербола на бюрократическую составляющую любой человеческой жизни в СССР. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Кабаков мастерски играет с текстом, ставит его вровень с изображением. Так он выражает на холсте, фанере зарегламентированность жизни. Но способны ли буквы решить за нас, как нам поступать и что нас может ждать? К одной из серий работ Кабаков поясняет: «Нашим рекламам, призывам, объяснениям, указаниям, расписаниям – все это знают – никогда, нигде и ничто не соответствует в реальности. Это есть предмет чистого, завершенного на себя «ТЕКСТА» в точном смысле этого слова… этот текст пронизывает всю нашу жизнь, … так что мы можем нашу культуру назвать по преимуществу воспитательной, дидактической». </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Пройдя всю экспозицию, конечно, понимаешь, что ада без рая не существует. И, если верить Кабаковым, темнота и безнадежность мира подчеркивают, что все мы можем встретиться со своим ангелом. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Данная выставка является завершением международного проекта, объединившего три мировых музея. Экспозиция уже была представлена публике лондонского Тейта и Эрмитажа. В общении с журналистами на пресс-показе Эмилия Кабакова рассказала о восприятии выставки в разных городах и странах. «В Англии это один контекст. Люди не знают этой жизни, но они понимают метафору жизни, те обобщения, о которых говорится в работах. В Санкт-Петербурге более интеллектуальный подход, люди больше рассматривают детали. И рассматривают с другой позиции - больше литературной, чем визуальной», - говорит она. Москва же – это то место, где посетители «уже столько всего насмотрелись и так иронично ко всему относятся». Поэтому вначале выставку активно обсуждают и разбирают по мелким деталям, и только потом в человека начинают входить эмоции. И появляется желание прийти сюда по-новому, еще раз.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Перед открытием выставки Эмилия и Илья Кабаковы приняли решение передать Третьяковской галерее свою знаменитую мастерскую на Сретенском бульваре в Москве. Там создавались концепции многих инсталляций, там же собирались творческие люди, мыслящие вне рамок официального искусства своего времени.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Как сказала Трегулова, Третьяковка постарается воссоздать атмосферу, наполнявшую мастерскую в 70-80-е годы. «Мы хотели бы, чтобы мастерская продолжала быть местом встреч, важнейших разговоров об искусстве, показа новых работ. То есть чтобы там происходило то же самое, что происходило в 70-80-е годы, когда там встречались главные фигуры русского искусства второй половины XX века», - отметила она. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> К выставке есть очень разнообразная образовательная программа. Будут лекционные блоки, творческие встречи и дискуссии, семейные мероприятия. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Творческий метод Кабаковых актуален и понятен сегодня людям из разных стран. А насколько советский контекст может заинтересовать молодое поколение посетителей Третьяковки? «Культуромания» поговорила об этом с советником гендиректора Третьяковской галереи, <b>участником рабочей группы выставки Фаиной Балаховской.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> - А есть опасения, что молодежи будет не понятна тональность выставки, заложенные в ней смыслы? </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Мне кажется, это всегда понятно. Это история про человека, как он живет, что они видит, как он реагирует на то, что видит. Мне кажется, что даже эти короткие диалоги, штампованные фразы, которые мы видим в работах Кабакова, нынешнему молодому поколению понятнее. Ведь сегодня оно так и общается в фейсбуке, в чатах, в соцсетях. Вот эти маленькие картинки с подписью – это очень современный способ общения, мелькающий, сменяющий друг друга. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Мне кажется, что выставка - это именно про обычного человека. Это не про поколение, не про какую-то отдельно взятую жизнь. Это не больше, чем, например, истории XIX века, изображенные художником Павлом Федотовым. Они ведь нам доступны сегодня.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>- Работы Кабакова не оставляют зрителя без эмоций. Сами работы больше иронично-добрые, на Ваш взгляд?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Конечно, эмоции подобная выставка вызывает всегда. Чувство, которое отражается в работах, разное: оно и саркастичное, и сентиментальное, иногда печальное, раздраженное. Это рассказ о мире, о человеке. Естественно, это и про определенное время тоже, потому что человек проживает его. Но эмоции, чувства, желание вырваться из быта во что-то прекрасное – оно сохраняется всегда. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> - Расскажите, пожалуйста, какой была работа Третьяковки с галереей Тейт?</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Музеи часто вступают в какие-то сложные кооперации между собой. Для нас это был первый подобный опыт. Мне кажется, он достаточно интересный и удачный. Всегда важно знать чужое мнение, иметь возможность увидеть что-то совсем другими глазами и понять резоны людей, выросших в другой культуре и имеющих свой взгляд на мир. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <b> </b><span style="font-size: 14pt;"><b> Любовь Мартынова</b></span> <p> </p>

Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом

Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом

Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом

Выставка Кабаковых в Третьяковке: жизнь маленького советского человека крупным планом