Реставрационный центр имени И.Э.Грабаря открыл выставку, посвященную 145-летию Ивана Яковлевича Билибина.
Это хороший повод вспомнить о судьбе и творческом наследии художника, которого все мы знаем с детства. Знаменитые иллюстрации к русским сказкам, декорации к балетам Дягилева, обширная коллекция этнографического костюма – всё это Билибин.
Жизнь Ивана Яковлевича была такой же контрастной и яркой, как и его сказочные иллюстрации. Судьба получилась как странствие с четко прочерченными основными остановками – Россия, Каир, Париж, СССР. Дворянин, ученик самого Ильи Репина, Билибин остро схватывал самую суть русской сущности, и твердо, уверенно переносил ее на бумагу. Прозвище «Иван – железная рука» было дано ему именно за безошибочно четкую линию в любых графических сюжетах.
Художник участвовал в этнографических экспедициях, изучал народную одежду, местные орнаменты. Этим он закрепил свой необычный стиль рисунка и следовал ему всю жизнь. Билибин создавал эскизы костюмов и театральные декорации к балетным постановкам, в том числе и к прославленным «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Он входил в объединение художников «Мир искусства», был востребованным книжным иллюстратором, выполнял коммерческие заказы на изготовление плакатов, афиш, открыток, почтовых марок. Билибин иллюстрировал целую серию сказок, создав в них русский образ не только для своих соотечественников, но и для всего мира. Вспомним, например, эмоциональные и колоритные рисунки к «Коньку-горбунку» Петра Ершова или к «Руслану и Людмиле» Александра Пушкина.
Устроенность и профессиональная востребованность сменились эмигрантскими муками, когда в 1920 году на пароходе «Саратов» он приехал в Каир. Мастерство помогло выжить – Иван Билибин выполнял интерьерные росписи на виллах богатых египтян, делал эскизы икон и храмовых росписей. Со временем удалось перебраться в Париж, найти новых почитателей, вновь заняться любимой книжной иллюстрацией. В 1936 году художник возвращается в СССР, работает преподавателем в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина). А в феврале 1942 года, отказавшись от эвакуации, умирает в блокадном Ленинграде.
Центр Грабаря в год 145-летия со дня рождения Ивана Билибина посвятил выставку творческому наследию художника. И это не случайно. На протяжении нескольких лет сотрудники центра изучали и реставрировали экспонаты авторства Билибина из собрания Ивангородского музея. И сегодня 40 вещей из этого музея представлено в экспозиции Центра Грабаря. Это эскизы к театральным постановкам, графика, народные костюмы, привезенные Билибиным из экспедиций по Русскому Северу.
Дмитрий Сергеев, генеральный директор реставрационного центра, презентовал выставку такими словами: «Мне кажется, каждый человек в России хоть раз в жизни открывал книгу с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина. Высшее достижение Ивана Яковлевича заключается в том, что он через свои удивительные рисунки к русским сказкам сумел в наших душах сформировать правильную матрицу добра и зла, представления о мире, понимания любви как высшего проявления человеческой доброты».
В интервью «Культуромании» Елена Проханова, заведующая отделом по научно-методической работе и выставочной деятельности Центра Грабаря, рассказала об уникальности дарования Ивана Яковлевича:
- От Ивана Билибина мы всегда ждем сказочных картинок, а здесь, на выставке, понимаешь, что он более многогранный человек.
- Да, мы все привыкли с детства, что Билибин – это в первую очередь художник наших сказок. Но по образованию он юрист, и вначале он работал именно по этой специальности. Также он был прекрасным фотографом, коллекционером и собирателем народных костюмов. Здесь присутствует небольшая часть его коллекции. Он также и преподаватель, знаток геральдики. Ведь не все знают, что двуглавый орел на монетах Банка России имеет авторство Ивана Яковлевича. Билибин – замечательный театральный художник-декоратор. В сентябре 1941 года по приглашению Сергея Эйзенштейна он должен был стать художником по костюмам к фильму «Иван Грозный». Но, к сожалению, началась война, проект перенесли. А в 1942 году Ивана Яковлевича не стало.
О том, какой это был одаренный человек, мало кто знает. И мы надеемся, наша выставка восполнит этот пробел.
- Почему появилась выставка именно с этими экспонатами?
- Мы работали с собранием Ивангородского музея. Там находится большая коллекция его работ и работ его последней жены Александры Щекатихиной-Потоцкой. В экспозиции музея есть мемориальные вещи Билибина: рабочий стол, палитры, краски. Пожалуй, это самый приграничный музей России – за зданием практически сразу начинается Мост Дружбы, соединяющий город с эстонской Нарвой.
К нам в Центр Грабаря для реставрации привезли этнографическую коллекцию и коллекцию графики Билибина. Так мы познакомились с этим художником. И в течение года в двух мастерских – реставрации ткани и реставрации графики – была проведена большая кропотливая работа.
- Часто ли Центр Грабаря принимает на реставрацию этнографические вещи? Много ли в России таких собраний?
- Мы посчитали – около 350 музеев по всей стране имеют свои этнографические коллекции. Мы работаем даже с теми музеями, которые имеют свои реставрационные мастерские. Потому что можем делать самые сложные вещи.
- Как вы считаете, сегодня этнографическое направление нуждается в популяризации?
- Оно, безусловно, очень интересное. На предпоказе для блогеров мы увидели, как пришедшие молодые люди оказались потрясены этнографической одеждой. Конечно, это надо сохранять, делать открытым для общества.
- По итогам просмотра задаешься вопросом: Билибин больше художник, коллекционер, педагог?
- Мне кажется, он реализовался во всем, за что брался.По 1925 год он жил в Каире, где проявил себя как иконописец, расписывая храмы. А потом уехал в Париж, где занимался книжной графикой. Финансовые запасы позволили ему иметь и квартиру, и хорошую мастерскую. Там он полностью состоялся как художник. И французские издатели даже советовали ему сменить фамилию на более привычную для Франции. А потом он пишет письмо Исааку Бродскому, директору Академии художеств имени Ильи Репина. Возвращается в советскую страну, начинает работать преподавателем в знаменитой «Репинке» на кафедре книжной графики. И вновь занимается театральными декорациями. Кстати, коллекция народного костюма Билибина стала ядром Российского этнографического музея в Петербурге. Вот такой это был удивительный человек.
Любовь Мартынова
Выставка «Сказ об Иване Билибине» открыта во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря до 15 октября. Билеты продаются онлайн.
Фото предоставлено организаторами выставки