Галерея «На Шаболовке» подготовила выставку, посвященную одному из самых ранних и необычных явлений в послереволюционной отечественной культуре - агитпоездам
В 1918 году Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) придумал совершенно уникальную форму пропаганды – агитпоезда, рассказала на открытии выставки ее куратор Александра Селиванова. Такая форма пропаганды не применялась ранее нигде в мире. Для работы с "умами" людей нужно было охватить огромные просторы. И по мере того, как регионы России становились «красными», вслед за бронепоездами туда отправлялись мирные агитационные составы.
От идеи до реализации прошло всего полгода. Первый агитпоезд имени В. Ленина отправился в путь в декабре 1918 года. Над его оформлением работал художник Александр Осмёркин - составы были расписаны на манер абстрактной живописи. Впоследствии это сочли непригодным, и остальные поезда раскрашивали в более реалистичной манере. Стенки агитпоездов часто украшались трафаретными рисунками. Трафаретными подчас были и плакаты, которые, помимо явной пропагандисткой роли, также обучали основам санитарии и рассказывали о борьбе с болезнями.
Все поезда имели совершенно уникальное оснащение: возили с собой типографии, печатавшие листовки, газеты, а также граммофоны, транслирующие речь вождей там, где не было радио. «Это был поразительный эффект присутствия», - замечает Селиванова.
Кроме того, показать всю мощь новой власти, удивить и даже шокировать публику помогал кинематограф. Ведь часто люди, пришедшие к поезду, видели движущиеся на экране картинки впервые в своей жизни. Как правило, днем шли детские сеансы, вечером - взрослые. Показывали документальные, научные, антирелигиозные фильмы. Иногда это делалось внутри вагона, иногда аппаратуру выносили на улицу.
В экспозиции выставки присутствует воспроизведенный киновагон. Посетители могут посмотреть нарезку из кинохроники того времени, послушать в наушниках речи Льва Троцкого, Александры Коллонтай, Владимира Ленина и других. А по определенным дням на выставке устраиваются кинопоказы фильмов, которые показывались в настоящих агитпоездах. В частности, организаторы покажут первые советские агитационные художественные фильмы «Товарищ Абрам» и «Уплотнение».
Советской власти важно было знать реакцию и отношение людей на произошедшие изменения. Поэтому в поездах размещали бюро жалоб. Таким образом, собирали вопросы и нарекания от населения, которые затем отправляли в центр для рассмотрения. А поезд «Красный Восток» содержал даже судебный орган, который прямо с колес осуществлял правосудие.
Чем еще завлекали население? При поезде всегда были и библиотеки, и лавки с товарами, продававшими самое ходовое - конфеты, мыло, папиросы. Что-то раздавалось бесплатно.
Всего в стране было сформировано пять агитпоездов: «Агитпоезд имени Ленина №1», «Октябрьская революция», «Красный казак», «Советский Кавказ», «Красный Восток». Вместе они с 27 декабря 1918 года по 12 декабря 1920 года совершили 20 поездок, сделали 775 остановок. Из отчетов следует, что агитационная работа на поездах охватила 2,752 миллиона человек, была прочитана 1 тысяча лекций, которые прослушали 25,5 тысяч человек, показано почти 2 тысячи киносеансов, дано 106 концертов, на которые пришло 2,216 миллиона человек.
Деятельность агитаторов была зачастую не только тяжелой, но и опасной. Так, на поезде «Красный Кавказ» больше половины сотрудников заболело малярией.
Для каждого поезда прописывался свой сценарий, и в большей мере это было сделано для поездов «Советский Кавказ», «Красный Восток» и «Красный казак». Также часто сценарии адаптировались под отдельные регионы и народности страны.
Самое большое количество рейсов сделал агитационно-инструкторский поезд «Октябрьская революция», бессменным руководителем которого был партийный деятель Михаил Калинин. В работе этого поезда принимал участие также первый нарком просвещения Анатолий Луначарский. Отчеты о работе направлялись непосредственно Ленину.
Для портала «Культуромания» куратор Александра Селиванова ответила на несколько вопросов:
- Как Вы считаете, достигла ли агитация своей цели?
- Мне кажется, что агитпоезда были невероятно эффективны - они абсолютно зримо показали приход новой власти. Эти поезда были наполнены звуком, цветом, информацией и предметами, которые могли улучшить жизнь и быт людей – всё это было эффектным способом продемонстрировать изменения, которые шли в стране. Яркие, сверкающие и могучие машины приезжали в самые отдаленные населенные пункты. Для многих людей, живших там, паровоз сам по себе был чем-то диковинным. А здесь они видели не просто паровоз, но и, например, знакомились с кинематографом, с которым большинство никогда не сталкивалось раньше.
Конечно, вот это балаганное начало агитпоездов, их зрелищность играли очень важную роль. И под этой оболочкой преподносились идеи и декларации, связанные с новым устройством жизни.
- То есть в целом такая форма агитации была положительным явлением?
- В огромной стране поменялась власть. И был найден очень эффективный способ заявить о своем приходе. Та цель, которую поставили, несомненно, была достигнута при помощи этого инструмента.
- Можно ли определить, кому первому пришла в голову идея о проведении, выражаясь современными терминами, такой масштабной пиар-акции?
- Сейчас сложно определить, потому что по архивам мы видим, что просто появляются документы о решении ВЦИК по созданию агитпоездов.
- Были ли примеры отрицательного отношения к агитпоездам или они везде воспринимались населением положительно?
- Вначале был испуг. Как и агитпароходы, поезда вызывали нерешительность и страх. Но внутри них было много всего привлекательного – кино, выставки, товары, которые можно было купить – и это, конечно, заставляло людей преодолеть испуг. Живопись, которой очень интересно были расписаны стенки вагонов, также напрямую обращалась к человеку, в доходчивой форме доносила лично до него какую-то новую информацию. И это не могло не цеплять. Первыми на необычный поезд реагировали дети, вслед за ними шли и взрослые.
- Вы сказали, что, кроме поездов, существовали еще и агитпароходы. Расскажите немного о них, пожалуйста.
- Да, параллельно агитация проходила и на пароходах. Первым был пароход «Красная звезда». Руководила им лично Надежда Крупская. Известно, что на пароходе проводилась выставка, посвященная санпросветагитации: рассказывали о гигиене, показывали, как правильно следить за чистотой маленьких детей, как пеленать ребенка. В итоге собралась большая очередь из женщин. Общий эффект от работы агитпарохода был очень неплохим.
В 1921 году готовились делать агитбаржи. Но к 1921-22 годам это движение сошло на нет. Возникли другие задачи, и передвижную агитацию заменили множественными стационарными агитпунктами в разных населенных пунктах.
- Агитация задействовала и самолеты?
- Это относится к концу 1920-х – началу 1930-х годов. Это, по сути, тоже транспортная агитация. Идеей было показать новое мощное транспортное средство, которое распространяло бы информацию, несло просвещение. Затем агитация распространилась и на дирижабли, с которых разбрасывали листовки. Конечно, мощнейший агитсамолет середины 30-х годов – это самолет «Максим Горький». Это был настоящий летающий дом с типографией на борту.
Автор статьи: Любовь Мартынова
Фото: Григорий Матвеев