Якоб Йорданс, Василий Поленов и «Союз молодежи»: выставки, которые нельзя пропустить, в обзоре «Культуромании»
1. «Василий Поленов». Новая Третьяковка, 17 октября 2019 – 16 февраля 2020.
Василий Дмитриевич Поленов был человеком, которого судьба наградила многим и позволила достойно пройти испытания, предложенные временем. Он успел все: окончить юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Академию художеств, совершить путешествие по Европе как пансионер Академии, вместе с Репиным поработать на берегах Нормандии и принять участие в двух войнах. Он воспитал огромное количество учеников, многие из которых стали знаменитыми художниками. Знаменитая картина «Христос и грешница», купленная императором Александром III за 30 тысяч рублей, позволила ему выполнить свою мечту – поселиться на лоне природы. На эти деньги он купил небольшое имение на Оке и построил там дом, который, как и хотел, со временем превратился в общедоступный музей.
На выставке в Новой Третьяковке можно будет увидеть главные работы художника, много экспериментировавшего в разных жанрах: это и пейзаж, и портрет, и картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты. Впервые московская публика сможет увидеть монументальное полотно «Христос и грешница», которое привезут из Русского музея.
2. «Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века». Третьяковская галерея, 29 ноября 2019 - 17 мая 2020.
Третьяковка продолжает открывать для зрителей свои запасники: эта выставка, по замыслу кураторов, должна представить знаменитых живописцев «неизвестными» публике мастерами. Акварельные пейзажи Ивана Крамского, карандашные рисунки Льва Лагорио, ученика Айвазовского, графика Алексея Боголюбова, фиксирующая путешествия «моряка-художника» по Франции, Германии, Голландии и Италии, этюды и наброски Исаака Левитана - их объединяет особое благородство «непубличной» техники и виртуозность исполнения.
3. «Авангард. Список № I. К 100-летию Музея живописной культуры». Новая Третьяковка, 23 октября 2019 - 23 февраля 2020.
В 2019 году Третьяковская галерея отмечает 100-летний юбилей уникального проекта Советской России – организации в стране сети музеев живописной культуры. Проектом занимались Василий Кандинский, Казимир Малевич, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин, а результатом их работы стал московский Музей живописной культуры (МЖК), открывшийся в 1919 году. Пять лет спустя он стал филиалом Третьяковской галереи, а еще через пять лет был внезапно ликвидирован. Более 700 произведений, попавших в Третьяковку из МЖК, включили в экспозицию новейших течений, но с середины 1930-х картины «эпохи формализма» исключили из музейной практики. На долгое время история Музея живописной культуры была забыта, и только сейчас ее начали восстанавливать по архивным документам.
В состав выставки «Авангард. Список № I» войдут 250 живописных, графических и скульптурных работ, а также документы, книги и фотографии. Часть из них оказались в коллекциях региональных и даже зарубежных музеев (в том числе Тейт Модерн в Лондоне и Музея Людвига в Кельне), которые вместе с Третьяковской галереей участвуют в этом проекте.
4. «Цветаев и Юсуповы». ГМИИ имени А.С. Пушкина, главное здание, 14 октября - 15 декабря 2019.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова и князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон стали для музея, созданного Иваном Владимировичем Цветаевым, как мы сказали бы сейчас, постоянными спонсорами: на их пожертвования был построен Римский зал, они финансировали долговременный проект - работы художника Федора Реймана по копированию раннехристианских катакомбных фресок в Риме. Рейман провел в катакомбах в общей сложности 12 лет, по словам Цветаева, «прошел все наиболее важные катакомбы, с разных сторон облегающие Рим, и, снявши красками с их стен все лучшее и более древнее, составил для нас такое собрание образцов древнехристианской живописи, равно которому теперь не имеет мир...»
На выставке будут представлены акварели Реймана 1900-го года, документы из фондов нескольких российских музеев и фотографии, сделанные в известных петербургских и московских ателье.
5. «Союз молодежи. Русский авангард 1909 - 1914». Еврейский музей, 24 октября 2019 - 20 января 2020.
Это первая попытка объединить в одном проекте работы участников революционного объединения, повлиявшего на развитие русского авангардного искусства. В Москву привезут несколько признанных шедевров - «Усовершенствованный портрет И.В. Клюна» Казимира Малевича, «Пир королей» Павла Филонова, «Лучистый пейзаж» Михаила Ларионова. В «Союзе молодежи», организовавшем с 1910 по 1914 год семь выставок и ряд новаторских театральных постановок, состояли не только Розанова, Малевич, Матюшин, но и практически неизвестные современной публике Верховский, Машков, Балльер, Шлейфер, Бодуэн-де-Куртенэ и многие другие художники. 250 живописных и графических работ и редкие архивные материалы предоставили Русский музей и десяток частных коллекций и других музейных собраний из России, Латвии и Армении.
6. «Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России. ГМИИ имени А.С. Пушкина, главное здание 17 сентября – 30 ноября 2019.
В названии «Русский Йорданс» есть интрига, но те, кто уже побывал на этой выставке в Эрмитаже – в северной столице она открылась в начале минувшей весны – знают, что речь идет о тех полотнах знаменитого фламандца, которые находятся в российских музеях. Начало этому собранию положила Екатерина II, скупавшая для основанного в 1764 году Императорского Эрмитажа крупнейшие европейские частные коллекции. Вслед за императрицей работы фламандских художников, в том числе Якоба Йорданса, стали приобретать и русские аристократы. На выставке «русский Йорданс» будет представлен практически полностью: 18 картин и 31 рисунок, отражающие основные этапы творческой биографии мастера, разнообразие видов и жанров, в которых он работал, и эволюцию его стиля.
7. «Петр Первый. Коллекционер, исследователь, художник». Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца, 29.11.2019 – 08.03.2020.
Сальвадор Дали как-то назвал Петра I самым великим художником России: он создал в своем воображении замечательный город и построил его на огромном холсте природы. Первый в России общедоступный музей -- тоже его затея; по приказу царя в Кунсткамеру свозили различные диковины, а посетителей, которые не привыкли ходить по выставкам, заманивали туда бесплатной рюмкой водки и чашкой кофе.
Выставка в Музеях Московского Кремля рассказывает о Петре – художнике и исследователе. В экспозиции будет представлено около 200 экспонатов из России, Германии, Нидерландов и Великобритании – личные вещи, документы, парадное оружие и научные инструменты, принадлежащие российскому императору, предметы из его «Китайской» и «Сибирской» коллекций, ставшие основой собрания Кунсткамеры.
8. «Восточный джаз / East West Jazz». ГМИИ имени А.С. Пушкина, главное здание, 1 октября – 17 ноября 2019.
«Восточный джаз / East West Jazz» – это перекресток сразу двух важных для Пушкинского музея тем: взаимодействии восточной и западной культур и роли частных коллекций в формировании музейного собрания. Российский коллекционер и меценат Александр Клячин, владелец гостиницы «Метрополь», член попечительского совета Еврейского музея и Большого театра, представляет старинные восточные халаты и ковры из своего собрания, швейцарец Жан-Клод Гандюр – полотна послевоенной абстрактной живописи. Дополняют экспозицию 14 листов графической серии Анри Матисса «Джаз», 4 работы Василия Кандинского из собрания Пушкинского музея и произведения художников-абстракционистов, в том числе Александра Колдера, Лучо Фонтана, Джоан Митчелл и Сержа Полякова из фондов Центра Помпиду – Музея современного искусства – Центра промышленного дизайна в Париже.
Татьяна Филиппова