История и сегодняшний день крупнейшей частной коллекции велосипедов
Веломузей Андрея Мятиева огромен и разносторонен. И экзотичен: марки собирают многие, собирательство велосипедов дело редкое. С этого и начался наш разговор.
– Как возникла ваша коллекция? Понятно, почему люди начинают собирать марки или монеты: в основе этого лежит детское увлечение. Каждый из нас помнит свой первый велосипед – это как первая любовь. А с годами выясняется, что коллекция имеет инвестиционную ценность. Но я очень сомневаюсь в том, что старые, и даже старинные велосипеды можно рассматривать как инвестиции.
–Мое увлечение велосипедами тоже началось с детского интереса. Он развивался, трансформировался, интерес к велосипедам превратился в интерес к связанным с ними историям. Сейчас я, в основном, собираю не велосипеды, а судьбы. Как коллекционер, я всегда отталкиваюсь от человека.
– Но экспонаты-то у вас железные, их очень много. Невероятное количество велосипедов, да еще и мотоциклы есть.
– У меня больше тысячи велосипедов, и около сорока мотоциклов. А если считать фотографии, различные документы – «бумагу» – то наберется более полумиллиона экспонатов. И это, конечно, удивляет даже меня самого. С другой стороны, я занимаюсь всем этим тридцать семь лет, так что удивляться, в общем, нечему.
– Наверное, это очень затратное увлечение? Люди собирают мотоциклы, сами их реставрируют, превращают увлечение в бизнес – и все равно их расходы едва-едва догоняют доходы…
– Еще какое затратное. Тем более, что бизнеса вокруг моего увлечения практически нет. Если что-то и удается заработать, то это микроскопично по сравнению с расходами. А началось все по законам жанра – с детского увлечения. Соседи по даче разбирали сарай после смерти своего дедушки, и нашли за дровами мотоцикл, на котором тот приехал с войны. Мне тогда было около тринадцати лет, и мой собственный дед, преподаватель военно-воздушной академии, подогревал мой интерес к технике. Для меня выписывали журналы «Техника – молодежи», «Юный техник», «Юный натуралист» – и так далее. В них встречались публикации о старой технике и людях, которые ею занимались. Поэтому я знал, что в Москве есть клуб «Следопыты автомотостарины» (САМС).
Ржавый и страшный мотоцикл, между тем, стоял за разделявшим наши участки сетчатым забором. Я смотрел на него с вожделением. Примерно через месяц я решился спросить у соседей, что они собираются с ним делать. И в ответ услышал: «мужчин в доме нет, выкатить его на свалку некому…»
– А можно я его заберу?
– Забирай!
Я спросил у своего деда, можно ли перетащить это ржавое чудовище на наш участок. Дед, с некоторыми оговорками, разрешил. Мотоцикл перекочевал к нам, некоторое время я тешил себя иллюзиями, что мне удастся его восстановить. Потом я понял, что для этого у меня нет ни технических знаний, ни возможностей. Тогда я пришел в клуб САМС и предложил мотоцикл в подарок первому мужичку, лицо которого мне приглянулось. Тот согласился, приехал за мотоциклом и забрал его, а я стал ходить в клуб САМС в дом 7 на Ленинградском проспекте. Это здание занимало «Всероссийское добровольное общество автомобилистов и мотоциклистов». По средам там проходили встречи с клубом по интересам. Мне остро хотелось участвовать в деятельности клуба, но возможности приобрести и содержать мотоцикл, а уж тем более машину, не было.
А что было возможно? Был возможен велосипед. Так все и началось.
Сначала я собирал старые, сломанные велосипеды по свалкам, я пытался их реставрировать. Позже начал охотиться на более комплектные экземпляры. А потом понял, что мне катастрофически не хватает связанной с велосипедами исторической информации. И я начал ездить в библиотеки, захаживать к букинистам. Стал наведываться на барахолки и на Измайловский вернисаж.
Я начал общаться с людьми, имевшими профессиональное отношение к истории техники: реставраторами из Политехнического музея, научными сотрудниками-технарями. И стал понимать, что само по себе «железо» не очень интересно. Гораздо интереснее узнать, как оно создавалось, кем эксплуатировалось, какие события с ним связаны.
Мой интерес масштабировался и расширялся. Пошли архивные исследования, сбор информации, знакомство с членами автомотоклубов в других городах. Но постепенно мне стало ясно, что простое накапливание информации также бесполезно, как и неотрефлексированное накапливание «железа». Информацию необходимо осмыслить.
Когда кончился Советский Союз, кончился и клуб САМС. Некоторые из его участников стали автомобильными журналистами. Они были старше меня: я всегда общался с людьми, которые годились мне в отцы, а то и в деды. Старшие товарищи знали, чем я увлекаюсь. Знали они и то, что я могу писать. Меня стали подбивать заняться журналистикой . Я довольно долго отнекивался, но в итоге меня уговорили. Я начал писать в различные журналы. А через годы выпустил несколько книг.
В 2007 вышла моя книга-справочник по довоенным мотоциклам Советского Союза. Она – единственная в таком формате по этой теме. В 2008 была издана моя книга, посвященная истории велосипеда в дореволюционной России. Я вел серьезные архивные исследования, одновременно с этим росла и улучшалась моя коллекция. Ее тема дробилась на подтемы: производство велосипедов, велоспорт, эксплуатация велосипеда в армии, велосипедная торговля, искусство около велосипеда и велосипед как искусство, дизайн…
– У того, что человек пишет, должна быть аудитория. Прежде я был театральным критиком, и перестал им быть, потому что в новой реальности театральные рецензии и обзоры перестали быть востребованы. Кто читает о велосипедах?
– Эта аудитория примерно такого же объема, как и у читателей театрального критика. Но тут есть один нюанс: я сам ее создаю. Вся аудитория, которая сейчас есть у этой темы, связана с интересом, который вызвали мои публикации. Я это отлично вижу. Если сейчас посмотреть по русскоязычному интернету, то большая часть текстов и любой информации по истории велосипеда связаны с рерайтерингом моих публикаций.
И аудитория растет, я вижу это. Если двадцать пять–тридцать лет назад я был единственным, кто собирал велосипеды, занимался их историей, то сейчас таких людей тысячи...
– Значит, есть и комьюнити, сообщество собирателей велосипедов?
– Есть комьюнити, и есть люди, которые его развивают. Я, к примеру, проводил исторический велопробег. Это был пробег на оригинальных велосипедах и в костюмах, соответствующих эпохам.
– Но если есть сообщество собирателей велосипедов, то, как и собиратели марок и прочих вещей, они должны обмениваться предметами своих коллекций, продавать их. Должен быть какой-то рынок.
– Дело в том, что сообщество людей, интересующихся историей велосипеда, довольно раздробленное, в нем много градаций.
Вот молодой человек – у него каким-то образом появился старый велосипед, и он хочет поделиться впечатлениями. Но через два-три года его интерес меняется на мотоцикл или автомобиль. Или у него просто другая жизнь начинается.
Есть и взрослые люди, их интерес к велосипедам более осознан. Кто-то потихоньку их реставрирует, кто-то пытается встроиться в рынок и заниматься коммерческой реставрацией или перепродажей. С появлением спроса растет и предложение. Появились барыги, активно скупающие и перепродающие старые велосипеды.
У нас в России коллекционирование велосипедов неотрефлексированная тема. В остальном мире такое коллекционирование очень востребовано, сообщество коллекционеров велосипедов огромно. Это десятки тысяч людей в разных странах: кто-то держит пару-тройку старых велосипедов в гараже, и периодически на них выкатывается, а другие владеют десятками, некоторые – сотнями велосипедов. Все они группируются вокруг тематических клубов, а клубы – под эгидой The International Veteran Cycle Association (IVCA) – международной организации, которая объединяет людей, интересующихся историей велосипеда, коллекционеров.
В этой организации я представляю Россию. В 2016 году я впервые, и, надеюсь, что не в последний раз, организовал ее слет в России. Народ был в полном восторге, потому что удалось на очень высоком уровне все это провести: на ВДНХ, с хорошими культурными программами.
– Спонсоров нашли?
– Нет. Все это, в общем, происходило за мой счет и за счет взносов участников. Со спонсорами беда. Несмотря на то, что я в свое время стоял у истоков горного велосипеда в нашей стране и знаю практически всех основных торговцев, со спонсорством дело не задалось. Народ упорно утверждает, что его интересуют оптовые покупки, продажи. А велосипедная культура –пустая морока.
– Вы упомянули барыг, которые торгуют велосипедами. Были велосипеды-монстры, с передним большим колесом, маленьким задним. Это, в моем представлении, антиквариат. А то, что дальше – просто велосипед. Два колеса, цепь, педали. Просто года выпуска разные. Где тут место для барыг?
– Для обывателя все медные монетки тоже совершенно одинаковы. Ребенку, увлекшемуся нумизматикой, понятно, что бывает разная чеканка. А для специалиста мельчайшая деталь вроде формы колоска на гербе обозначает разницу в два порядка по цене и редкости. Так и с велосипедами.
Антикварных велосипедов возраста свыше 120 лет у нас практически нет. Велосипедами 1920–1930-х годов всерьез занимаются уже довольно опытные коллекционеры. А большинство коллекционеров и любителей истории велосипеда владеют машинами 1940–1980 годов.
Наибольший и массовый интерес, как раз, к велосипедам семидесятых, восьмидесятых, а то и девяностых. Для обычного человека интереснейшие, уникальные антикварные велосипеды являются некой абстракцией. А велосипед, на котором ездила его бабушка, памятен и вызывает ностальгические чувства. К тому же, такой велосипед можно легко найти и недорого купить. Такими же велосипедами интересуются и барыги. Это доступно и имеет спрос. Тех, кто готов тратить на исторические велосипеды серьезные деньги, в России немного.
– Вы ведь не только велосипеды собираете, но и все, что с ними связано.
– Меня интересует все, что имеет прямое и косвенное отношение к истории велосипедного дела. Практически все, что может прийти в этой связи в голову, в моей коллекции так или иначе представлено. Атрибутика, аксессуары, декоративно-прикладное искусство, спортивные реликвии, фалеристика, фотографии, технические документы, литература, предметы с изображением велосипедов, но к велосипеду отношения не имеющие… Очень много разных тем, которые пересекаются между собой в самых причудливых сочетаниях. Вот, например, какой-нибудь серьезный нагрудный знак девятисотых, двадцатых или тридцатых годов. Я им интересуюсь из-за того, что это знак велосипедного клуба, а фалеристы потому, что собирают знаки по спорту.
Предмет декоративно-прикладного искусства может иметь ажиотажный спрос не потому, что на нем изображен велосипед, а из-за того, что это работа известного мастера или он выполнен в необычной технике. Недавно я приобрел очередной раритет, дореволюционный крестьянский рушник из-за вышивки с велосипедом. Народное творчество – достаточно востребованная тема в коллекционировании. Соответственно, при покупке я конкурировал с людьми, собирающими подобное.
У меня огромная коллекция антикварных документов и фотографий , запечатлевших велосипедистов и мотоциклистов. Здесь я пересекаюсь с коллекционерами , собирающими документы и старые фотографии.
– Вы собираете и истории, связанные с велосипедом, разнообразные сюжеты. Для меня с велосипедом связан Уточкин, наш знаменитый спортсмен начала ХХ века, и велогонщик, и авиатор, трагическая фигура. Никого больше я не знаю.
– Если говорить об узнаваемых персонах, которых знает любой, то это, к примеру, императорская семья и многие политические деятели, такие, как В.И. Ленин. А еще это множество русских и советских писателей, поэтов и художников. Замечательный поэт Серебряного века Максимилиан Волошин был страстным велосипедистом. Художник Петров-Водкин в молодости совершил несколько протяженных путешествий на велосипеде. Увлечение велосипедной ездой Льва Толстого также общеизвестно. Помимо этого, есть истории людей, о которых никто не знает. Например, Онисим Панкратов, который в 1911–1913 годах на велосипеде совершил кругосветку. Или был такой Глеб Травин, который в двадцатых годах объехал весь Советский Союз в одиночку на велосипеде, включая Арктическое побережье.
Судьбы обычных людей часто бывают намного интереснее, чем жизнь раскрученных исторических персонажей. Из мельчайших и маленьких событий большая писаная история и складывается.
Вот Кирилл Степанович Гладкий: он был чемпионом Москвы по велоспорту. Во время Великой Отечественной войны служил в особом отряде самокатчиков в Москве. Потом стал главным конструктором Харьковского велозавода и большим изобретателем. До моих публикаций о нем знали полтора человека.
– А что же за особый отряд самокатчиков-то был в Москве?
– Он относился к московской Противовоздушной Обороне, а реально подчинялся НКВД и занимался слежением за соблюдением светомаскировки, передачей донесений, спасением раненых при бомбежках, борьбой с диверсантами. В этом отряде служили многие известные московские спортсмены.
– Что за персонаж был этот Онисим Панкратов? Откуда он взялся?
– Его судьба достойна отдельной книги. Он родился в Пензенской губернии, с 1908 года жил в Харбине, тогда еще русском городе на китайской границе; служил в добровольной пожарной дружине, занимался тушением пожаров. Когда в Харбине началась чума, он занимался борьбой с эпидемией. Потом увлекся спортом. Стал борцом, велосипедистом, легкоатлетом; мультиспортсменом, как большинство спортсменов начала ХХ века. Потом он совершил свое кругосветное путешествие. Когда вернулся, увлекся автомобилизмом и мотоциклом.
Когда началась Первая мировая война, он пошел на фронт добровольцем-летчиком. И погиб в 1916 году в воздушном бою над Двинском (ныне Даугавпилс).
Он совершил кругосветное велосипедное путешествие по маршруту, утвержденному Международной Федерацией Туризма. И получил большую бриллиантовую звезду от этой организации.
– А что сталось с безумцем, добравшимся на велосипеде до Арктики?
– Те, кто обсуждают Глеба Травина, имеют полярные мнения. Одни считают, что он сумасшедший, другие, что он герой. Но там всего было примерно пополам. Он очень сильно рисковал. И собирался делать кругосветку, а путешествие вдоль границ Советского Союза было ее первой частью. Но за границу его не выпустили. А умер он в очень преклонном возрасте на родине во Пскове в 1979 году. В псковском музее хранится его велосипед и документы, подтверждающие его беспримерное путешествие.
– Человек объехал весь Советский Союз на велосипеде, добрался на нем до Северного Ледовитого океана, а потом тихо доживал во Пскове в 70-е годы, и никто не знал, кто он такой. Печально это.
– Нет, про него знали. В семидесятые-восьмидесятые годы он был очень известен. В мире порядка пятидесяти велосипедных клубов носят его имя.
– Что у вас с помещением для музея?
– У меня собственного помещения нет. И постоянной экспозиции тоже нет. Веломузей функционирует в формате выставок. Я организовал и провел более 30 самостоятельных экспозиций в разных городах России и участвовал, наверное, в сотне технических, исторических и спортивных выставок и фестивалей. Последнюю выставку, посвященную истории бытования велосипеда в семье Романовых, я организовал в Екатеринбурге в прошлом году. Экспозиция была организована в монастыре Ганина Яма, построенном на месте обнаружения останков царской семьи.
У меня есть интересные материалы, несколько оригинальных фотографий Николая Александровича Романова с велосипедами, когда он был еще не императором, а великим князем. Я точно знаю, какими велосипедами владел он и его родственники. У меня в коллекции имеются аналогичные. Из этого была сформирована экспозиция с интересной информацией.
– Какие у вас планы, связанные с коллекцией? Как вы собираетесь развиваться, расти?
– Основная задача – сделать Веломузей с постоянной и переменной экспозициями. Работа по реставрации предметов коллекции, по ее пополнению, ведется непрерывно. Также ни на день не прекращаются исторические исследования. Но в деле создания постоянной экспозиции все упирается в помещение.
– С этим было проще в девяностые. Тогда частные музеи легче возникали.
– В девяностые Лужков издал распоряжение и мне должны были выделить помещение. Но дело «уперлось» в бюрократическую волокиту и коммерческие притязания чиновников и «пар ушел в свисток». Если говорить о перспективах, то я думаю, что буду строить свое помещение под музей. Я живу за городом, там его и построю.
Алексей Филиппов
Фото: предоставлено Андреем Мятиевым для публикации