Минкультуры меняет законодательство под интересы творческой экономики. Впервые в истории нашей страны на общественное обсуждение представлен проект закона, который позволит креативной экономике совершить рывок в своем развитии.
В конце мая Министерство культуры разместило на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов документ для внесения поправок в «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В нем впервые даются определения креативному предпринимательству и креативным индустриям, при этом сами понятия увязываются с наличием у организации интеллектуальной собственности.
Законопроект подготовлен Минкультом в рамках стратегического подхода, сформулированного Администрацией президента совместно с экспертным, предпринимательским и творческим сообществами. Активное участие в разработке принимали Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям и Федерация креативных индустрий.
– Мы впервые характеризуем сферу креативных индустрий, закрепляем понятия, необходимые для развития этого института, - заявила министр культуры РФ Ольга Любимова на ПМЭФ-2021. - Уже есть понимание, по каким направлениям креативные индустрии будут развиваться. Это повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, поддержка креативных предпринимателей, акцент творческих решений на популяризацию культурного наследия нашей страны, развитие современных цифровых технологий для создания творческих продуктов.
Законопроект определяет творческое (креативное) предпринимательство как деятельность коммерческих организаций, которые ставят целью извлечение прибыли за счет создания результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Из документа следует, что креативное предпринимательство является делом исключительно коммерческих предприятий и индивидуальных предпринимателей. Президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев объясняет «Культуромании», что креативное предпринимательство – это история про бизнес:
– Для некоммерческих организаций механизмы поддержки уже созданы, они достаточно разнообразны. Поэтому законопроект справедливо фокусируется на коммерческом секторе, основной актив для ведения предпринимательской деятельности которого – нематериальный.
Под творческой индустрией документ предлагает понимать сферу экономики, в которой «субъекты креативного предпринимательства, объединения и физические лица в процессе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, культурной активности, за счет капитализации, коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности производят определенную группу продуктов, обладающих экономической ценностью».
Законопроект предлагает создать открытый реестр субъектов творческого предпринимательства. Вести реестр, где будут содержаться все необходимые сведения о субъектах креативного предпринимательства, будет ФНС, но в основе реестра не будет некоего утвержденного перечня видов экономической деятельности или отраслей, будь то архитектура или гастрономия. Это означает, что у государства появляется возможность развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в различных форматах и отраслях, вводить специальные налоговые режимы, различные льготы, субсидии и преференции для предпринимателей, создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности.
Законопроект предлагает измерять капитализацию компаний по принципу оценки интеллектуальной собственности. Это важно, потому что в России отсутствует развитый рынок интеллектуальных прав и зачастую нематериальные активы не могут использоваться в качестве залога, подтвердить капитализацию, в то время как креативные индустрии остро нуждаются в заемных средствах.
По мнению Сергея Матвеева и участников ФИС, критерии креативного предпринимательства, изложенные в законопроекте, точны:
– Из проекта читается приоритет власти – распознавать и поддерживать компании, которые создают и используют новый ресурс для развития экономики – интеллектуальную собственность. В фокусе внимания не сырье, не работы и услуги – а именно интеллектуальная собственность. И очень важно, что речь не идет о конкретных индустриях или видах экономической деятельности. Ведь креативное предпринимательство, как и лежащее в его основе творчество, невозможно загнать в жесткие видовые рамки. Полагаю, что Минкультуры выбрало такой подход, следуя указу президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» где соседствуют творческая самореализация граждан и эффективный труд.
Сергей Матвеев считает, что внесение законопроекта свидетельствует о фокусировке государства на мерах финансовой, налоговой, инфраструктурной поддержки креативных индустрий. Сами же меры подробно изложены в «Концепции развития творческих индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Этот документ также подготовлен Минкультом и находится на рассмотрении в правительстве.
О том, что руководство страны взяло курс на укрепление позиций креативных индустрий в стране в целом, говорит и проект «Придумано в России». Он разрабатывается по поручению главы правительства Михаила Мишустина в рамках «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации».
Елена Сердечнова
Фото предоставлено пресс-службой Министерства культуры РФ