Выставка посвящена ХХ веку - это послание современникам из прошлого, которое становится все более актуальным. Переосмысление ошибок истории — вот главная задача проекта. Экспозиция поделена на пять разделов. Первый из них называется “Конец войны. Скорбь и память”.
Закончилась Вторая мировая война, безвозвратно изменившая сознание людей. Настала эпоха восстановления после страшной катастрофы. Инвалиды, поверженные человеческие фигуры, скорбь по погибшим. Послевоенные надежды сменяются новым мрачным разочарованием. Начавшаяся гонка вооружений и целая череда международных конфликтов - войны в Корее, Алжире, Вьетнаме привели мир на порог новой мировой войны и грозили окончательно расколоть Европу. Главный символ этого времени (и второго раздела выставки, который называется “Борьба за мир”) - “Голубь мира” Пабло Пикассо беспомощно парит над миром.
Главный экспонат выставки - синий глобус Ива Кляйна - символ того, что физический мир познан окончательно и высшим духовным силам нет места в этом упорядоченном и изученном пространстве. Наступает эпоха новых открытий и технологических прорывов. Но очередная самонадеянная попытка человечества все взять в свои руки, убедить самих себя, что все под контролем, оборачивается Карибским кризисом и реальной угрозой ядерной катастрофы. Бездуховность, общество потребления, индивидуализм - таковы были результаты последующих 25 лет. Европейское искусство реагирует на это по-своему и становится все более примитивным.
Художники выступают за обнуление искусства. В разделе “Новый идеализм. Обнуление искусства” - арт в чистом виде — холст, белый цвет, движение, свет. И все же искусство этой непростой четверти века все еще можно было пощупать — будь это абстрактная картина, натюрморт, сделанный из предметов или первая инсталляция. Будущее, к которому обращаются в своем послании художники того времени, стало цифровым и непостижимым, а жизнь изменилась настолько, что перестала быть похожей сама на себя.
Новая обезличенная реальность оказалась еще более пугающей. Искусство 60-х годов становится частью безумия, творящегося в мире. В разделе “Новый реализм” мы видим изображение банальных образов и предметов. Они хорошо узнаваемы и не несут в себе никаких скрытых символов. «Новые реалисты» обнаружили на городских улицах готовые произведения в виде сорванных и наклеенных поверх друг друга плакатов. Картины Энди Уорхола — один из главный художественных символов того времени.
Новые художественные течения в искусстве тесно связаны с утопическими исканиями поколения 60-х годов. Распространение революционных идей среди молодежи, мода на психоделики и легкие наркотики, зарождение поп-культуры - все это как в зеркале отразилось в музыке, кино и искусстве. Знак «68», ставший символом пятого раздела выставки, (который называется “Политическая утопия: 1968”) означал тройственный союз молодежной революции, поп революции и политической революции.
Несмотря на трагический исторический контекст, выставка прекрасно организована - очень интересная, цельная, стильная и атмосферная. Кроме самих художественных объектов, расположенных в пяти залах музея, можно посмотреть хронологию с 1945 по 1968 год, которая включает в себя фотографии, плакаты и другие материалы, отражающие контекст эпохи.
Выставка “Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968” проводится ГМИИ им. А. С. Пушкина, совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и проходит с 7 марта по 21 мая 2017 года. На выставке представлены произведения известных художников ХХ века, в числе которых Герхард Рихтер, Георг Базелиц, Марк Шагал, Александр Дейнека, Пабло Пикассо, Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе, Люсьен Фрейд, Фернан Леже, Франциско Инфанте-Арана, Жан Фотрие, Отто Дикс, Вадим Сидур, Армандо, Отто Мюль, Тадеуш Кантор и др.