Как и по каким причинам изменялась военная форма русской армии
Музей военной формы молод, амбициозен и успешен. У него обширная и интересная экспозиция, он использует современные музейные технологии, планы у него большие. Об этом рассказывает Елена Синицина, исполнительный директор АНО «Музей военной истории Российского военно-исторического общества (РВИО)». Музей управляет несколькими музейными объектами – «Стрелецкими палатами» и «Музеем военной формы» в Москве.
— Скоро ваш музей отметит свой первый юбилей. Как все начиналось?
— Да, 12 декабря этого года нам исполнится пять лет. А началась история нашего музея с того, что в 2015 году Владимир Ростиславович Мединский вместе с Антоном Николаевичем Губанковым, бывшим тогда директором департамента культуры Министерства обороны России, приехали в подмосковный поселок Бахчиванджи, где располагаются специальные воинские части. Там же находится научно-исследовательская лаборатория военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны. В Бахчиванджи хранится большое количество военных мундиров, до 1917 года являвшихся частью коллекции Интендантского музея Главного интендантского управления Российской императорской армии.
Эту коллекцию начали собирать при Петре I, тогда это были образцы военной формы. При Александре II она получила статус музея, и в этом качестве просуществовала до революции. После нее Интендантского музея не стало.
В 1950-х годах часть коллекции отдали на киностудии и в театры как реквизит, другая часть переехала в Царское Село, еще одна в петербургский Музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Остальное запаковали в ящики и отправили в Подмосковье. Хранились они на закрытой территории воинской части, попасть туда было достаточно сложно. РВИО отреставрировало их на собственные деньги и они стали основой Музея военной формы. Принадлежат эти вещи Центральному музею Вооруженных Сил Российской Федерации, у нас они находятся на временном хранении. В их реставрацию мы вложили большие средства.
— Что же было дальше?
— В 2017 году, когда мы приехали посмотреть здание на Большой Никитской, бывшую городскую усадьбу Васильчиковых, которое решили отдать под музей, замысел был достаточно скромен. Мы хотели сделать военно-патриотический центр, где был бы большой лекторий и связанный с военной формой магазин с литературой по этой теме. Там даже хотели сделать специальные швейные мастерские по реконструкции военной формы.
Такова была изначальная концепция, но потом мы поняли, что для нее у нас слишком большой объем информации и экспонатов. Музей был создан в 2019 году, сейчас он занимает все это здание. У нас 22 выставочных зала основной экспозиции и 3 зала временной. Дополнительные выставочные площади в мансардных этажах одного из флигелей составляют около 150 м2.
Создать музей в старинном здании непросто. В особняке комнаты расположены анфиладно, нет такого большого пространства, как в огромных залах Третьяковской галереи и Русского музея. И очень сложно было решить, какую концепцию взять за основу, что и как показывать. Прорабатывали различные варианты. Учитывая то, что каждый русский император, придя к власти, начинал проводить военную реформу, меняя военную форму в соответствии со своими взглядами и вкусами, мы решили выстроить нашу экспозицию хронологически, от Петра I, показывая, как со временем менялась военная форма. Из этого выбивается третий зал нашей основной экспозиции. Когда дом на Большой Никитской стал музеем, мы обнаружили, что подвал относится к XV–XVI векам. Засыпать его было жалко, хотелось сделать подвал частью экспозиции. И мы решили, что в подвале появится балкончик, а сам подвал станет своего рода погружением, провалом в историю. А заодно – отсылом к нашему второму музею, посвященному московским стрельцам. Мы сделали в нем маленькую экспозицию, посвященную битве при Молодях. Ее мало кто знает, но она является очень важной.
У нас есть попечители, спонсоры, которые выделяют нам средства. Мы зарегистрированы на портале Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации. Это дает нам определенные преференции, например, просить государственные музеи принимать участие в наших выставках.
Мы пополняем свою коллекцию, приобретаем подлинные предметы, реставрируем их, ставим на учет в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации.
Надо сказать и о мультимедийных составляющих Музея военной формы. Нам повезло с тем, что мы познакомились с очень профессиональной командой, креативными ребятами из Бюро музейного проектирования полного цикла Pitch. Они прекрасно знают мировую практику создания мультимедийных инсталляций. Часть мультимедийных вещей, которые они для нас сделали, не имеет мировых аналогов.
В Музее военной формы много мультимедиа, такова была наша идея. Рабы гаджетов не только наши дети, но и мы, взрослые. Бороться с этим бессмысленно и бесполезно. Но если нельзя отобрать гаджет у ребенка, то нужно вложить в него правильный контент.
Поэтому у нас очень много мультимедийного оборудования с таким контентом, в котором детям интересно участвовать. Например, есть мультимедийный экран, где надо собирать и шить мундир. У нас есть конференц-силуэт, где игрушечные солдатики рассказывают о службе в армии. И много других интересных устройств, помогающих изучать историю военной формы.
Дети быстро устают, они ходят по музею, широко раскрыв рты, а потом их внимание падает. Поэтому мы постарались сделать в каждом зале маленький «вау-эффект» – чтобы они встрепенулись, проснулись и заинтересовались.
У нас есть и музей для малышей от трех лет. В нем можно изучать военную форму вместе с другими детьми, там у нас есть и кубики, и много других интересных занятий. Многие приводят туда детей специально – поиграть.
Музей расположен в потрясающем здании бывшей усадьбы, известной в московской топонимике как «усадьба Васильчиковых». Это тот редкий случай, когда дом называли по фамилии не владельцев, а арендатора. В этой усадьбе проводились широко известные в Москве литературные и музыкальные салоны, детские елки. Те, кто ходил сюда в гости, говорили: «Пойдемте к Васильчиковым!», и это название закрепилось. Мы продолжаем эти традиции, у нас тоже есть музыкальная гостиная, фантастический двусветный музыкальный зал, с очень хорошей акустикой, с хорами. Сейчас он отреставрирован, приведен в порядок. У нас есть рояль, есть и орган. И мы приглашаем всех москвичей – любителей хорошей музыки на наши музыкальные вечера в усадьбу Васильчиковых.
Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну в чуть-чуть измененной царской военной форме.
Рассказывает научный сотрудник Музея военной формы Денис Петров
— Когда престол Российской Империи занимал новый император, менялась и военная форма. Это казалось чем-то очень значимым: нововведения Павла I вызвали шок. Когда Александр I ввел эполеты, говорили, что он посадил Наполеона на плечи русским офицерам. По легенде, спроектированная Николаем I каска, от которой пошел знаменитый немецкий «пикельхельм», выводила из себя его брата, великого князя Михаила, – тот говорил, что она «сама себя освистывает». Чем плохи были прежние мундиры, с чем были связаны эти перемены? Становилось ли это знаком, символизирующим природу нового царствования?
— Я бы это продлил до Петра I, тоже вводившего новую форму. Когда он строил новую армию, то взял за основу венгерский военный костюм. Но тот просуществовал буквально два-три года. Военный костюм русского солдата в царствование Петра I — это костюм немецкий, западноевропейского типа. Шерстяной, многослойный: кафтаны с обшлагами, под ними камзолы. Да, военная форма менялась при каждом императоре. Это зависело от нескольких факторов.
В течение XVIII века военный костюм следовал за гражданской модой. Изменялась гражданская мужская мода, менялась и военная. Существовали балы, офицеры приходили на них в мундирах, те не должны были выглядеть архаично. К тому же важную роль играли эстетические пристрастия императоров, вводивших в военную форму элементы, казавшиеся им необходимыми. И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов прагматические соображения – особенно это касается военной формы XIX века.
В галантном XVIII веке, большую его часть, в Европе шли неспешные, достаточно размеренные войны. Тут удобство военного костюма большой роли не играло. Было важно его соответствие определенным стандартам.
Эполеты появились еще до Александра I, он их упорядочил. На них начали появляться шифровки, показывающие номер дивизии в пехоте. А насчет каски Николая I историки не сходятся во мнениях. Есть определенный слой германофилов, полагающих, что Николай I за основу своей каски взял не русский средневековый боевой шлем, а немецкий военный головной убор. Можно считать, что николаевская каска и пикельхельм существовали параллельно и появились примерно в одно время. Эта каска была не слишком удобна, но эффектно смотрелась на парадах.
Было ли изменения военный формы знаком, который символизировал наступление новых времен? Мне кажется, что это так, во всех этих случаях мы имеем дело с важным символом нового царствования. Что при Павле I, что при Александре II и Александре III это обозначало не только эстетические, но и политические пристрастия монарха.
— То есть Павел I таким образом говорил: «Да здравствует прусский порядок!» Александр III: «Мы русские!» Реформа Николая II, когда форма стала похожа на мундиры XIX века, наверное, значила, что мы также велики, как и во время войны 1812 года…
— Павел I за основу взял западноевропейский, прежде всего, прусский костюм, и это вызвало недовольство Александра Васильевича Суворова. Императора мало интересовало то, что по сравнению с потемкинской формой это неудобно. Что касается Александра III, то в его царствование появляется очень много элементов русского стиля – в том числе и в военной форме. За ее основу взят народный костюм, военная форма показывает общее направление его царствования.
А по поводу реформ Николая II надо четко понимать, что были парадные мундиры, с киверами, разноцветными лацканами. Лейб-гвардии Павловский полк носил свои знаменитые гренадерки, которые являлись коллективной наградой. Парадная форма времен Николая II обозначала преемственность традиций, их незыблемость. Она была введена после неудачной русско-японской войны, когда престиж армии резко упал. Так император хотел его поднять.
А походный военный костюм времен Николая II, введенный после той же русско-японской войны, прост и очень практичен: это защитного цвета гимнастерки, шаровары. В большом количестве появляется хлопчатобумажная ткань. Таково было требование времени в силу того, что оружие стало стрелять далеко и точно, появились пулеметы, в ярком и тесном воевать стало нельзя.
Последними это поняли французы. На начальном этапе Первой мировой войны у них были огромные потери из-за их традиционных красных штанов.
— Павел I дал служивым шинель и меховую безрукавку. Он их согрел, и за это, наверное, заслуживает добрых слов.
— Что касается безрукавки, то этот элемент не виден. Поэтому солдаты могли и до Павла зимой поддевать под свои кафтаны овчинные безрукавочки, чтобы было теплее. Никто этого не запрещал. Но Павел, повторюсь, отменяет не до конца введенную потемкинскую форму в пользу европейского военного костюма.
— Некоторые историки ругают потемкинскую форму. Курточки были короткими, солдаты в них мерзли.
– Потемкинский корпус дислоцировался на юге, там достаточно мягкие зимы. Сохранению тепла способствовала епанча. В центральной России, в Сибири, такая форма, конечно, была бы непрактична.
— Силуэт русского солдата времен Николая I воплощает не только его волю, но и его творчество. Длинная шинель, остроконечная каска… Это художественный продукт. Я уж не говорю о разработанном лично им мундире дворцовых гренадеров.
— Николай I хорошо рисовал, в основном карандашом. Он увлекался черчением. У него строгие рисунки, человек он был педантичный, склонный к дисциплине, к математике. Недаром в молодости он возглавлял лейб-гвардии саперный батальон. При нем начинаются эксперименты с военной формой на Кавказе. Он понимал, что там чуждые условия для русского солдата, и служившие в тех краях получают новые образцы формы с папахами, с газырями. В мундире, будь он пехотный или кавалерийский, должно быть удобно, и Николая I это заботило.
— А Александр II? При нем военный мундир, особенно офицерский, был очень элегантен.
— Основой военного костюма эпохи Александра II, времен русско-турецкой войны и среднеазиатских походов русской армии стала французская мода. Она же шагнула за океан, в Соединенные Штаты Америки, южане и северяне воевали друг с другом в подобных костюмах. Французский военный костюм властвовал в Европе до восьмидесятых годов XIX века.
Это была очень красивая, эффектная форма. И скромная при этом. Элегантная. Но в силу того, что научно-технический прогресс оказывал большое влияние на развитие оружия, она не могла долго существовать. Эта форма была эстетически хороша, но с точки зрения прагматизма боевых действий она уже не следовала за оружием. Поэтому ее должно было сменить что-то более современное.
— Военная форма императорской России как-то повлияла на советскую военную форму? Есть ли здесь преемственность – кроме погон, которые вернул Сталин?
— Если брать период гражданской войны и двадцатые годы прошлого века, то надо понимать, что времена были очень сложными. Страна лежала в разрухе, было невозможно полностью отказаться от царского прошлого и переодеть Красную Армию во что-то новое. Поэтому использовали то, что было и в больших количествах. Царская походная форма была достаточно удобна. Гимнастерки, скроенные по образцу николаевских, фактически существовали до шестидесятых годов прошлого века.
А сразу после революции просто брали, что было на складах – не пропадать же добру…
К тому же многие специалисты царской армии перешли на службу советской власти. Порой они воплощали в жизнь то, что считали необходимым еще при империи. Поэтому во второй половине двадцатых годов мы видим большое разнообразие цветов и декоративных элементов в военной форме Красной Армии. Это был полет фантазии новой страны при старых исполнителях.
Но это так и осталось эпизодом. Что касается более длительного периода, то гимнастерки и шаровары, в которых Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну, это чуть-чуть изменившаяся по сравнению с Первой мировой войной царская военная форма…
Алексей Филиппов
Фото: предоставлено АНО «Музей военной истории РВИО»