«Впервые в одном пространстве будет представлен весь творческий путь Ильи Кабакова – живопись, графика, альбомы, модели проектов и инсталляции, - сказала «Культуромании» Кэти Ван. – В общей сложности – более 60 лет художественной практики, начиная с периода самого раннего советского неофициального искусства (включая «Автопортрет» 1959 г. и первую концептуальную работу «Футболист» 1964 г.) и до современных работ, выполненных после эмиграции уже в соавторстве с Эмилией».
Все пространство выставки организовано по принципу «тотальной инсталляции», цель которой – создать особенную атмосферу при помощи детально продуманной комбинации картин, текстов, звука и освещения. В экспозицию вошли семь инсталляций, включая самую первую «Человек, улетевший в космос», созданную Кабаковым еще до эмиграции в 1985 году. Отдельного упоминания заслужвают автобиографическая работа «Лабиринт» / «Мамин альбом» (1990 г.), которая уже выставлялась в Tate Modern в год открытия музея и большой атмосферный проект «В будущее возьмут не всех» (2001 г.), ныне находящийся в постоянной эскпозиции Австрийского музея прикладного искусства (MAK). Специально для выставки в Tate Modern было получено разрешение реконструировать эту инсталляцию заново, а также привезти из Австрии картины, которые являются частью оригинальной работы.
«Попадая в этот зал, вы видите железнодорожную станцию, от которой только что отъехал поезд. На последнем вагоне можно прочесть бегущую строку с фразой «В будущее возьмут не всех», которая в 1983 году также стала названием эссе Ильи Кабакова для журнала неофициального русского искусства «А-Я», - рассказывает Джулиет Бингхэм. – В этом эссе Кабаков размышляет о судьбах художников, чьи имена были вычеркнуты из истории и чье искусство было забыто, поскольку не вписывалось в предписанные тоталитарным режимом каноны. И мы, как зрители, тоже остаемся забытыми на этой безлюдной платформе. Есть ли место в будущем и для нас?»
Такой сложный и многоуровневый способ работы с пространством и такое глубокое погружение зрителя в произведение искусства – художественный прием, которым Кабаковы пользуются уже много лет. По замыслу художников инсталляция должна работать, как трехмерная картина, в которую можно войти, внимательно рассмотреть ее изнутри и пережить все те же эмоции и ощущения, которые переживает ее персонаж.
«Для нас тотальная инсталляция – это способ создать определенную атмосферу, в которой искусство будет восприниматься вне контекста той страны, в которой родился художник, - сказала «Культуромании» Эмилия Кабакова. – Конечно же, зарубежные зрители не могут в полной мере оценить все внутренние смыслы наших работ. Для того, чтобы их прочувствовать, нужно понимать нюансы советской жизни, нюансы русской культуры. Но воспринимают ли они основную идею? Я уверена, что да. В нашем искусстве мы используем универсальный язык, который говорит о чувствах, страданиях, страхах, и это одинаково для всех, в какой бы стране человек ни находился».
Выставка в Лондоне продлится до конца января 2018 года, после чего отправится в Эрмитаж, а в сентябре в расширенном варианте откроется в Третьяковке на Крымском Валу. «Поскольку это первая ретроспектива Кабакова в России, в Москве и в Третьяковской галерее, мы выделяем под выставку больше пространства и хотели бы включить в нее еще две большие инсталляции, в частности, «Случай в музее», - сказала «Культуромании» директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Я думаю, эта экспозиция вызовет очень серьезный отклик в России, и русская публика сможет увидеть в творчестве Кабакова отражение важнейших проблем второй половины XX века, а также понять, что этот художник со своей концепцией тотальной инсталляции осуществил прорыв в искусстве, соизмеримый с экспериментами русского авангарда. Кабаков в своих работах касается важнейших вопросов человеческого бытия, и, одновременно, использует новый художественный язык и формы, которые соотносятся с самыми актуальным мировыми художественными высказываниями, и именно благодаря этому его можно считать сегодня одним из важнейших художников современности».