Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку

Музеи и выставки

Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку
29 Сентября 2017, 14:16
Министр культуры Владимир Мединский не принял проект документа, который должен был стать флагманом для развития музейной отрасли

Министр культуры Владимир Мединский не принял проект документа, который должен был стать флагманом для развития музейной отрасли.

По его словам, концепцию следует сократить и придать рекомендательный характер с ответами на вопросы: как привлечь посетителей в музеи, как сделать работу музейных работников более плодотворной. Михаил Пиотровский, возглавляющий и Государственный Эрмитаж, и Союз музеев России отметил поверхностность документа и его бесполезность для реальных запросов музеев. Теперь к доработке документа подключится и сам Союз.

23 сентября в Плесе прошло заседание коллегии Министерства культуры РФ. Рассматривали проект «Концепции развития музейного дела до 2030 года». Министр Мединский признал проект неудовлетворительным. «Я предлагаю отменить пункт принятия концепции и попросить разработчиков совместно с Союзом музеев и практиками музейного дела привести ее к трем страницам рекомендаций: что нам необходимо делать, чтобы гражданам было интереснее ходить в музеи, а музейным работникам — легче жить и комфортнее работать», - сказал он.

Для чего разрабатывался документ? Минкультуры поручило это ООО «Экокультура». Концепция должна более конкретно обрисовать политику музеев относительно двух документов: Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Проект прошел стадию обсуждений в Общественной палате и в профессиональном сообществе.

Но на коллегии в Плесе он был признан неудачным. По мнению Михаила Пиотровского, документ является «показательным продуктом модного метода заказа долгосрочных документов на стороне. В ней много верных идей и предложений; некоторые включены в текст в результате обсуждений с музейным сообществом. Однако все они теряются в общем потоке и легко могут из него выпасть в ходе практического применения». Он не решает жгучих проблем, которые есть в музейном деле. Его идеология и общая матрица - административно-командная.

«Учитывая общую тенденцию взаимного недоверия и неадекватности реакций и откликов, сложившихся в отношениях музеев с соответствующим Департаментом Министерства культуры, а также явное стремление навязать работникам музеев и музеям несвойственные им обязанности и функции (уподобление госслужащим), Союз музеев России может поддержать этот текст только при условии внесения в него нескольких принципиальных положений, способных защитить Музейный фонд и автономию музеев», сказал Пиотровский.

Что же из себя представляет эта концепция? Как сказано в проекте, «российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, важный ресурс сохранения и развития культуры народов России и единства российского общества». При этом «необходимо учесть сегодняшние вызовы современного мира и помочь реализовать богатейший ресурсный потенциал музеев России».

В частности, концепция обрисовывает роль и отношение государства к частным и общественным музеям, стоящим сегодня особняком в правовом поле. Признавая то, что влияние этих музеев будет только увеличиваться, концепция предлагает включить коллекций частных музеев в состав негосударственной части Музейного фонда РФ. Это существенно снизит издержки создателей музеев, позволит им получать профессиональную научно-методическую помощь со стороны государственных музеев.

Важнейшей отраслевой задачей названо включение в состав Музейного фонда и коллекций корпоративных и общественных музеев. Сегодня их деятельность не регламентирована, правовой статус однозначно не установлен, а коллекции часто не учтены и не описаны.

Союз музеев России на своей странице в интернете поддержал идею более полной интеграции частных музеев в музейное пространство России и возможность применения к ним арендных и таможенных льгот, существующих для объектов государственной собственности. Введение же особого понятия как "частный музей федерального значения" признано избыточным.

Предлагается сделать систему оценки и прогноза эффективности музея. Это покажет качество выполнения музеями их базовых функций. Подход будет дифференцированным и учтет расположения музеев, величины территории, количество музейных предметов и состав музейных коллекций и так далее.

Также говорится, что необходимо создать пакет музейных стандартов, в который бы вошли все основные направления музейной деятельности. Так, в образовательном плане должны быть не только музейно-педагогические и просветительские программы, но и общие, обеспечивающие познавательный интерес к культуре. То есть музеи должны научиться ориентироваться на различные целевые группы посетителей.

Такая новая модель «музей – культурно-образовательный универсум» в полном объеме уже представлена в   крупнейших федеральных музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей), в ведущих государственных музеях регионов.

В приоритете музеев стоит и формирование электронных каталогов музейных предметов и коллекций.
Сказано и про развитие музеев-заповедников: увеличить их посещаемость позволит создание профильной инфраструктуры (навигация, обустроенные маршруты, триада – питание-рекреация-размещение, а также сувенирная продукция). При этом музеи-заповедники в настоящее время наиболее подготовлены к работе по технологиям государственно-частного партнерства, социального маркетинга и культурных индустрий, отмечается в документе.

Союз музеев, сочтя часть пунктов концепции неверной, предложил подготовить свой вариант документа. В тезисах Пиотровского сказано: «Мы считаем, что в концепции должно быть громко заявлено, что

1. Музеи России призваны собирать и хранить для нынешних и следующих поколений культурное и историческое наследие нации. В этом и есть их государственная функция, не входящая в понятие сферы социальных услуг.

2. Музеи России в сложных условиях массовых приватизаций 90-х годов сумели не только сохранить Музейный фонд России (что и показала сплошная проверка), но и превратить музеи в общественные центры культуры, взяв на себя многие исчезнувшие общественные функции.

3.  Музеи России хранят и оперативно управляют коллекциями, которые не могут быть отчуждены и разделены. Музеи обладают автономией принятия культурных решений.  Музеи сохраняют в своем ведении средства, полученные от предпринимательской деятельности. Существование таких доходов не может быть основанием для сокращения государственных субсидий.

4. Министерство культуры обеспечивает субсидиями и логистической поддержкой деятельность музеев по сохранению и представлению фондов (государственное задание), юридическую локальную и международную защиту коллекций, их участие в деятельности культурных индустрий, их деятельность по развитию фундаментальных сторон культуры. Министерство культуры формирует и оплачивает государственный заказ на актуальные для власти культурные мероприятия и особые проекты для осуществления контроля за состоянием фондов.

5. Музеи России, как государственные, так и общественные и частные, создают единое музейное пространство, в котором приветствуется конкуренция, но где развитие одних не может осуществляться за счет других.  Музей - не досуговое учреждение, не сфера услуг и его деятельность не описывается простой арифметикой.

Пиотровский информировал участников коллегии также о том, что разработаны «Принципы жизни и развития музеев», которые, по его мнению, заслуживают принятия отдельной декларацией. Их суть в следующем:

«Музейные коллекции неприкосновенны, неделимы и неотчуждаемы. Они переданы нам предыдущими поколениями, служат нынешним и должны быть переданы следующим. Государственная  собственность на музейные коллекции в этом смысле условна.

Музеи являются хранителями и просветителями, призванными поднимать уровень знаний, эмоций и вкуса  своих посетителей. Они обладают автономностью профессиональных решений и строят работу на взаимных обязательствах с органами власти, отвечающими за государственную политику в сфере культуры.

Средства, получаемые музеями от предпринимательской деятельности, должны использоваться музеями и не могут быть основанием для сокращения государственных субсидий».

Сохранение единства мирового и российского музейного пространства названо первой стратегической задачей в данных «Принципах». Также сказано, что «музеи сами формулируют свои основные задачи. Музеи различны, и эти различия надо оберегать».

Свой вариант «Концепции развития музейного дела» Союз музеев готов представить к июню 2018 года.

Автор статьи: Любовь Мартынова

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку

<h2>Министр культуры Владимир Мединский не принял проект документа, который должен был стать флагманом для развития музейной отрасли. </h2> <p> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">По его словам, концепцию следует сократить и придать рекомендательный характер с ответами на вопросы: как привлечь посетителей в музеи, как сделать работу музейных работников более плодотворной. Михаил Пиотровский, возглавляющий и Государственный Эрмитаж, и Союз музеев России отметил поверхностность документа и его бесполезность для реальных запросов музеев. Теперь к доработке документа подключится и сам Союз. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">23 сентября в Плесе прошло заседание коллегии Министерства культуры РФ. Рассматривали проект «Концепции развития музейного дела до 2030 года». Министр Мединский признал проект неудовлетворительным. «Я предлагаю отменить пункт принятия концепции и попросить разработчиков совместно с Союзом музеев и практиками музейного дела привести ее к трем страницам рекомендаций: что нам необходимо делать, чтобы гражданам было интереснее ходить в музеи, а музейным работникам — легче жить и комфортнее работать», - сказал он. <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Для чего разрабатывался документ? Минкультуры поручило это ООО «Экокультура». Концепция должна более конкретно обрисовать политику музеев относительно двух документов: Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Проект прошел стадию обсуждений в Общественной палате и в профессиональном сообществе. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Но на коллегии в Плесе он был признан неудачным. По мнению Михаила Пиотровского, документ является «показательным продуктом модного метода заказа долгосрочных документов на стороне. В ней много верных идей и предложений; некоторые включены в текст в результате обсуждений с музейным сообществом. Однако все они теряются в общем потоке и легко могут из него выпасть в ходе практического применения». Он не решает жгучих проблем, которые есть в музейном деле. Его идеология и общая матрица - административно-командная. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">«Учитывая общую тенденцию взаимного недоверия и неадекватности реакций и откликов, сложившихся в отношениях музеев с соответствующим Департаментом Министерства культуры, а также явное стремление навязать работникам музеев и музеям несвойственные им обязанности и функции (уподобление госслужащим), Союз музеев России может поддержать этот текст только при условии внесения в него нескольких принципиальных положений, способных защитить Музейный фонд и автономию музеев», сказал Пиотровский. <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Что же из себя представляет эта концепция? Как сказано в проекте, «российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, важный ресурс сохранения и развития культуры народов России и единства российского общества». При этом «необходимо учесть сегодняшние вызовы современного мира и помочь реализовать богатейший ресурсный потенциал музеев России». </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">В частности, концепция обрисовывает роль и отношение государства к частным и общественным музеям, стоящим сегодня особняком в правовом поле. Признавая то, что влияние этих музеев будет только увеличиваться, концепция предлагает включить коллекций частных музеев в состав негосударственной части Музейного фонда РФ. Это существенно снизит издержки создателей музеев, позволит им получать профессиональную научно-методическую помощь со стороны государственных музеев. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Важнейшей отраслевой задачей названо включение в состав Музейного фонда и коллекций корпоративных и общественных музеев. Сегодня их деятельность не регламентирована, правовой статус однозначно не установлен, а коллекции часто не учтены и не описаны. <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Союз музеев России на своей странице в интернете поддержал идею более полной интеграции частных музеев в музейное пространство России и возможность применения к ним арендных и таможенных льгот, существующих для объектов государственной собственности. Введение же особого понятия как "частный музей федерального значения" признано избыточным. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">Предлагается сделать систему оценки и прогноза эффективности музея. Это покажет качество выполнения музеями их базовых функций. Подход будет дифференцированным и учтет расположения музеев, величины территории, количество музейных предметов и состав музейных коллекций и так далее. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Также говорится, что необходимо создать пакет музейных стандартов, в который бы вошли все основные направления музейной деятельности. Так, в образовательном плане должны быть не только музейно-педагогические и просветительские программы, но и общие, обеспечивающие познавательный интерес к культуре. То есть музеи должны научиться ориентироваться на различные целевые группы посетителей. <br> </span> </p> <blockquote> <span style="font-size: 14pt;">Такая новая модель «музей – культурно-образовательный универсум» в полном объеме уже представлена в   крупнейших федеральных музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей), в ведущих государственных музеях регионов. </span> </blockquote> <p> <span style="font-size: 14pt;">В приоритете музеев стоит и формирование электронных каталогов музейных предметов и коллекций. </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> </span><span style="font-size: 14pt;"> Сказано и про развитие музеев-заповедников: увеличить их посещаемость позволит создание профильной инфраструктуры (навигация, обустроенные маршруты, триада – питание-рекреация-размещение, а также сувенирная продукция). При этом музеи-заповедники в настоящее время наиболее подготовлены к работе по технологиям государственно-частного партнерства, социального маркетинга и культурных индустрий, отмечается в документе. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Союз музеев, сочтя часть пунктов концепции неверной, предложил подготовить свой вариант документа. В тезисах Пиотровского сказано: «Мы считаем, что в концепции должно быть громко заявлено, что <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">1. Музеи России призваны собирать и хранить для нынешних и следующих поколений культурное и историческое наследие нации. В этом и есть их государственная функция, не входящая в понятие сферы социальных услуг.</span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">2. Музеи России в сложных условиях массовых приватизаций 90-х годов сумели не только сохранить Музейный фонд России (что и показала сплошная проверка), но и превратить музеи в общественные центры культуры, взяв на себя многие исчезнувшие общественные функции. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">3.  Музеи России хранят и оперативно управляют коллекциями, которые не могут быть отчуждены и разделены. Музеи обладают автономией принятия культурных решений.  Музеи сохраняют в своем ведении средства, полученные от предпринимательской деятельности. Существование таких доходов не может быть основанием для сокращения государственных субсидий. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">4. Министерство культуры обеспечивает субсидиями и логистической поддержкой деятельность музеев по сохранению и представлению фондов (государственное задание), юридическую локальную и международную защиту коллекций, их участие в деятельности культурных индустрий, их деятельность по развитию фундаментальных сторон культуры. Министерство культуры формирует и оплачивает государственный заказ на актуальные для власти культурные мероприятия и особые проекты для осуществления контроля за состоянием фондов. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">5. Музеи России, как государственные, так и общественные и частные, создают единое музейное пространство, в котором приветствуется конкуренция, но где развитие одних не может осуществляться за счет других.  Музей - не досуговое учреждение, не сфера услуг и его деятельность не описывается простой арифметикой. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Пиотровский информировал участников коллегии также о том, что разработаны «Принципы жизни и развития музеев», которые, по его мнению, заслуживают принятия отдельной декларацией. Их суть в следующем: <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">«Музейные коллекции неприкосновенны, неделимы и неотчуждаемы. Они переданы нам предыдущими поколениями, служат нынешним и должны быть переданы следующим. Государственная  собственность на музейные коллекции в этом смысле условна. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Музеи являются хранителями и просветителями, призванными поднимать уровень знаний, эмоций и вкуса  своих посетителей. Они обладают автономностью профессиональных решений и строят работу на взаимных обязательствах с органами власти, отвечающими за государственную политику в сфере культуры.<br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Средства, получаемые музеями от предпринимательской деятельности, должны использоваться музеями и не могут быть основанием для сокращения государственных субсидий». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Сохранение единства мирового и российского музейного пространства названо первой стратегической задачей в данных «Принципах». Также сказано, что «музеи сами формулируют свои основные задачи. Музеи различны, и эти различия надо оберегать». <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Свой вариант «Концепции развития музейного дела» Союз музеев готов представить к июню 2018 года. <br> </span> </p> <p> <span style="font-size: 14pt;">Автор статьи: Любовь Мартынова</span> </p>

Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку

Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку

Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку

Ужать и обострить: концепция развития музейного дела отправлена на переработку

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Неумирающий Шерлок Холмс
8 апреля 2024, 15:09

Коллекционирование/Арт-рынок

Глава «Литфонда» Сергей Бурмистров: «Пушкина начали активно собирать уже сразу после его трагической гибели»
11 марта 2024, 11:29

Коллекционирование/Арт-рынок

Цена вопроса: сколько стоит произведение искусства
2 мая 2024, 09:24
https://www.traditionrolex.com/2
https://www.traditionrolex.com/2