По его словам, концепцию следует сократить и придать рекомендательный характер с ответами на вопросы: как привлечь посетителей в музеи, как сделать работу музейных работников более плодотворной. Михаил Пиотровский, возглавляющий и Государственный Эрмитаж, и Союз музеев России отметил поверхностность документа и его бесполезность для реальных запросов музеев. Теперь к доработке документа подключится и сам Союз.
23 сентября в Плесе прошло заседание коллегии Министерства культуры РФ. Рассматривали проект «Концепции развития музейного дела до 2030 года». Министр Мединский признал проект неудовлетворительным. «Я предлагаю отменить пункт принятия концепции и попросить разработчиков совместно с Союзом музеев и практиками музейного дела привести ее к трем страницам рекомендаций: что нам необходимо делать, чтобы гражданам было интереснее ходить в музеи, а музейным работникам — легче жить и комфортнее работать», - сказал он.
Для чего разрабатывался документ? Минкультуры поручило это ООО «Экокультура». Концепция должна более конкретно обрисовать политику музеев относительно двух документов: Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Проект прошел стадию обсуждений в Общественной палате и в профессиональном сообществе.
Но на коллегии в Плесе он был признан неудачным. По мнению Михаила Пиотровского, документ является «показательным продуктом модного метода заказа долгосрочных документов на стороне. В ней много верных идей и предложений; некоторые включены в текст в результате обсуждений с музейным сообществом. Однако все они теряются в общем потоке и легко могут из него выпасть в ходе практического применения». Он не решает жгучих проблем, которые есть в музейном деле. Его идеология и общая матрица - административно-командная.
«Учитывая общую тенденцию взаимного недоверия и неадекватности реакций и откликов, сложившихся в отношениях музеев с соответствующим Департаментом Министерства культуры, а также явное стремление навязать работникам музеев и музеям несвойственные им обязанности и функции (уподобление госслужащим), Союз музеев России может поддержать этот текст только при условии внесения в него нескольких принципиальных положений, способных защитить Музейный фонд и автономию музеев», сказал Пиотровский.
Что же из себя представляет эта концепция? Как сказано в проекте, «российские музеи сегодня – одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных институций, важный ресурс сохранения и развития культуры народов России и единства российского общества». При этом «необходимо учесть сегодняшние вызовы современного мира и помочь реализовать богатейший ресурсный потенциал музеев России».
В частности, концепция обрисовывает роль и отношение государства к частным и общественным музеям, стоящим сегодня особняком в правовом поле. Признавая то, что влияние этих музеев будет только увеличиваться, концепция предлагает включить коллекций частных музеев в состав негосударственной части Музейного фонда РФ. Это существенно снизит издержки создателей музеев, позволит им получать профессиональную научно-методическую помощь со стороны государственных музеев.
Важнейшей отраслевой задачей названо включение в состав Музейного фонда и коллекций корпоративных и общественных музеев. Сегодня их деятельность не регламентирована, правовой статус однозначно не установлен, а коллекции часто не учтены и не описаны.
Союз музеев России на своей странице в интернете поддержал идею более полной интеграции частных музеев в музейное пространство России и возможность применения к ним арендных и таможенных льгот, существующих для объектов государственной собственности. Введение же особого понятия как "частный музей федерального значения" признано избыточным.
Предлагается сделать систему оценки и прогноза эффективности музея. Это покажет качество выполнения музеями их базовых функций. Подход будет дифференцированным и учтет расположения музеев, величины территории, количество музейных предметов и состав музейных коллекций и так далее.
Также говорится, что необходимо создать пакет музейных стандартов, в который бы вошли все основные направления музейной деятельности. Так, в образовательном плане должны быть не только музейно-педагогические и просветительские программы, но и общие, обеспечивающие познавательный интерес к культуре. То есть музеи должны научиться ориентироваться на различные целевые группы посетителей.
Такая новая модель «музей – культурно-образовательный универсум» в полном объеме уже представлена в крупнейших федеральных музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей), в ведущих государственных музеях регионов.
В приоритете музеев стоит и формирование электронных каталогов музейных предметов и коллекций.
Сказано и про развитие музеев-заповедников: увеличить их посещаемость позволит создание профильной инфраструктуры (навигация, обустроенные маршруты, триада – питание-рекреация-размещение, а также сувенирная продукция). При этом музеи-заповедники в настоящее время наиболее подготовлены к работе по технологиям государственно-частного партнерства, социального маркетинга и культурных индустрий, отмечается в документе.
Союз музеев, сочтя часть пунктов концепции неверной, предложил подготовить свой вариант документа. В тезисах Пиотровского сказано: «Мы считаем, что в концепции должно быть громко заявлено, что
1. Музеи России призваны собирать и хранить для нынешних и следующих поколений культурное и историческое наследие нации. В этом и есть их государственная функция, не входящая в понятие сферы социальных услуг.
2. Музеи России в сложных условиях массовых приватизаций 90-х годов сумели не только сохранить Музейный фонд России (что и показала сплошная проверка), но и превратить музеи в общественные центры культуры, взяв на себя многие исчезнувшие общественные функции.
3. Музеи России хранят и оперативно управляют коллекциями, которые не могут быть отчуждены и разделены. Музеи обладают автономией принятия культурных решений. Музеи сохраняют в своем ведении средства, полученные от предпринимательской деятельности. Существование таких доходов не может быть основанием для сокращения государственных субсидий.
4. Министерство культуры обеспечивает субсидиями и логистической поддержкой деятельность музеев по сохранению и представлению фондов (государственное задание), юридическую локальную и международную защиту коллекций, их участие в деятельности культурных индустрий, их деятельность по развитию фундаментальных сторон культуры. Министерство культуры формирует и оплачивает государственный заказ на актуальные для власти культурные мероприятия и особые проекты для осуществления контроля за состоянием фондов.
5. Музеи России, как государственные, так и общественные и частные, создают единое музейное пространство, в котором приветствуется конкуренция, но где развитие одних не может осуществляться за счет других. Музей - не досуговое учреждение, не сфера услуг и его деятельность не описывается простой арифметикой.
Пиотровский информировал участников коллегии также о том, что разработаны «Принципы жизни и развития музеев», которые, по его мнению, заслуживают принятия отдельной декларацией. Их суть в следующем:
«Музейные коллекции неприкосновенны, неделимы и неотчуждаемы. Они переданы нам предыдущими поколениями, служат нынешним и должны быть переданы следующим. Государственная собственность на музейные коллекции в этом смысле условна.
Музеи являются хранителями и просветителями, призванными поднимать уровень знаний, эмоций и вкуса своих посетителей. Они обладают автономностью профессиональных решений и строят работу на взаимных обязательствах с органами власти, отвечающими за государственную политику в сфере культуры.
Средства, получаемые музеями от предпринимательской деятельности, должны использоваться музеями и не могут быть основанием для сокращения государственных субсидий».
Сохранение единства мирового и российского музейного пространства названо первой стратегической задачей в данных «Принципах». Также сказано, что «музеи сами формулируют свои основные задачи. Музеи различны, и эти различия надо оберегать».
Свой вариант «Концепции развития музейного дела» Союз музеев готов представить к июню 2018 года.
Автор статьи: Любовь Мартынова