«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив

Музеи и выставки

«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив
1 Июня 2022, 07:55

40 фотопортретов и 70 артефактов декоративно-прикладного искусства народов Мьянмы и Индонезии, экспонируемые в Музее Востока, призваны рассказать московскому зрителю об общности людей на Земле, о том, что нас связывает, несмотря на внешнюю разность и огромные расстояния.

40 фотопортретов и 70 артефактов декоративно-прикладного искусства народов Мьянмы и Индонезии, экспонируемые в Музее Востока, призваны рассказать московскому зрителю об общности людей на Земле, о том, что нас связывает, несмотря на внешнюю разность и огромные расстояния.

Выставка в трех небольших залах Музея Востока «Уязвимые. Азиатский дневник» составлена из фоторабот Ольги Мичи, документалиста и фотохудожника. В экспозиции – яркие краски и экзотика, перекликающаяся с внимательными и доверчивыми лицами героев съемки. Женщина народа акха в невероятном головном уборе (из подписи следует, что тюрбан символизирует их прародительницу из легенды  – женщину-змею), семья народа тай в контрактной этнической одежде, татуированные лица представительниц этноса чин и, конечно, женщины-падаунги с их знаменитыми шейными украшениями из колец – каждый портрет рассказывает нам свою короткую историю. Здесь же экспонируются привычные вещи азиатских этносов: скульптуры, ожерелья, курительные трубки, металлический женский пояс, сумки из пальмового волокна, головной убор из перьев казуара.

Фотограф Ольга Мичи на открытии сказала об особой ценности выставки для нее самой. «Это мое личное высказывание по ситуации, которая складывается вокруг малых народов. Это не хаотичная съемка, а результат продуманных действий. Здесь нет постановки – мои герои приходили именно в том, в чем хотели себя презентовать перед западным зрителем. Поэтому мы видим на фотографиях людей и в традиционной, и в современной одежде», - отметила она.

Проект «Уязвимые» затрагивает такие проблемы, как связь прошлого и будущего, выбор между разобщенностью и единством. И на этом пути нет единственно верного решения. И поэтому уязвимыми, по сути, являемся в разной степени все мы, говорит Ольга Мичи. И человечество всегда, порой неосознанно, делает выбор, что стоит сохранить, а чем можно и пожертвовать.

Масштабные съемки Ольга Мичи проводила в Африке, на Чукотке и в Мьянме. В Музее Востока экспонируются именно фотографии из Мьянмы и небольшая часть – с островов Папуа– Новой Гвинеи. Здесь только портреты, которые выражают основную идею автора – показать общность между всеми народами мира.

Даже при современной информационной открытости артефакты и снимки из азиатских экспедиций – окно в непривычный мир, со своими эмоциями, ритмом жизни, древними ритуалами и бережным отношением к наследию предков.

«Культуромания» пообщалась с куратором выставки, главным научным сотрудником музея Востока Натальей Гожевой:

- Мы видим по фото, что аутентичная одежда надевается больше по праздникам, а в традиционных украшениях используется пластик, другие современные материалы. Как традиции и современность смешиваются между собой у народов Мьянмы и Индонезии?

- Конечно, цивилизация наступает. Хотя и раньше наиболее значительные и дорогие традиционные предметы одежды, украшения использовались больше по праздникам и на ритуалах. Можно сказать, что сегодня традиция продолжает развиваться с привнесением новых элементов.

Например, женский головной убор народа акха, который представлен здесь на выставке, именно в таком виде появился с начала XX века. В качестве украшений начали использоваться бирманские, китайские монеты, а еще позже – серебряные рупии. Как меняется мода, так подлежит эволюции и традиционный костюм. И сегодняшние вещи достаточно сильно могут отличаться от того, что носили 100 лет назад.

- Фотографии очень ярко демонстрируют национальный колорит одежды.

- Здесь представлено 8 этносов из большого количества народов, проживающих в Мьянме: акха, лису, чин, падаунг, палаунг, каян, пао, тай. Все они по-разному подвержены модернизации. Меньше всего в своем традиционном укладе изменились чины.

Тем не менее традиции не только меняются, но и исчезают. Таких татуированных женских лиц народа чин, скорее всего, больше не будет.

- А я думала, татуировки сохранят, в отличие от «охоты за головами».

- Охоту за головами, конечно, запретили еще в 30-х годах XX века. Татуировки тоже попали под запрет – за их нанесение на чинов накладывали большие штрафы. Конечно, запрет на татуировки женщин был связан прежде всего с рисками для здоровья. Это очень сложная процедура (применялись тростниковые иглы, чернила из жира животных), при ней часто заносились инфекции. Хотя сейчас есть современные и безопасные методы для тату, традиция, тем не менее, почти утратилась.

Несмотря на обширные сведения о народах Азии, до сих пор есть много неизведанного, неизученного. Ведь, например, некоторые папуасские народы на острове Новая Гвинея были открыты только в 70-х годах.

- Удивительно, что в наше время еще остались такие земли. И еще необычно, что каждый этнос сохранил уникальность на относительно небольшой территории.

- Мьянма – это достаточно большая страна, ее площадь - 678 тысяч квадратных километров. Эти общества более традиционалистские по отношению к европейским народам, например. Формирование наций в Европе шло гораздо быстрее, чем в Мьянме. В настоящее время в Мьянме тоже идет процесс объединения нации, но отсюда вытекают и противоречия, решаемые, в том числе, военным путем. Они начались после получения независимости в 1948 году и не прекращаются до сих пор. Поэтому народы Мьянмы, пытаясь сохранить самостоятельность, идентичность, невольно вступают в противоречия с властями. Даже колониальные власти в прошлом давали местным этносам бОльшую независимость, чем сегодняшнее государство.

Выставка «Уязвимые. Азиатский дневник» будет идти в Государственном музее Востока до 19 июня.

Любовь Мартынова

Фото автора

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив

<h2> 40 фотопортретов и 70 артефактов декоративно-прикладного искусства народов Мьянмы и Индонезии, экспонируемые в Музее Востока, призваны рассказать московскому зрителю об общности людей на Земле, о том, что нас связывает, несмотря на внешнюю разность и огромные расстояния. </h2> <p> Выставка в трех небольших залах Музея Востока «Уязвимые. Азиатский дневник» составлена из фоторабот Ольги Мичи, документалиста и фотохудожника. В экспозиции – яркие краски и экзотика, перекликающаяся с внимательными и доверчивыми лицами героев съемки. Женщина народа акха в невероятном головном уборе (из подписи следует, что тюрбан символизирует их прародительницу из легенды  – женщину-змею), семья народа тай в контрактной этнической одежде, татуированные лица представительниц этноса чин и, конечно, женщины-падаунги с их знаменитыми шейными украшениями из колец – каждый портрет рассказывает нам свою короткую историю. Здесь же экспонируются привычные вещи азиатских этносов: скульптуры, ожерелья, курительные трубки, металлический женский пояс, сумки из пальмового волокна, головной убор из перьев казуара. </p> <p> <b>Фотограф Ольга Мичи</b> на открытии сказала об особой ценности выставки для нее самой. «Это мое личное высказывание по ситуации, которая складывается вокруг малых народов. Это не хаотичная съемка, а результат продуманных действий. Здесь нет постановки – мои герои приходили именно в том, в чем хотели себя презентовать перед западным зрителем. Поэтому мы видим на фотографиях людей и в традиционной, и в современной одежде», - отметила она. </p> <p> Проект «Уязвимые» затрагивает такие проблемы, как связь прошлого и будущего, выбор между разобщенностью и единством. И на этом пути нет единственно верного решения. И поэтому уязвимыми, по сути, являемся в разной степени все мы, говорит Ольга Мичи. И человечество всегда, порой неосознанно, делает выбор, что стоит сохранить, а чем можно и пожертвовать. </p> <p> Масштабные съемки Ольга Мичи проводила в Африке, на Чукотке и в Мьянме. В Музее Востока экспонируются именно фотографии из Мьянмы и небольшая часть – с островов Папуа– Новой Гвинеи. Здесь только портреты, которые выражают основную идею автора – показать общность между всеми народами мира. </p> <p> Даже при современной информационной открытости артефакты и снимки из азиатских экспедиций – окно в непривычный мир, со своими эмоциями, ритмом жизни, древними ритуалами и бережным отношением к наследию предков. </p> <p> «Культуромания» пообщалась с <b>куратором выставки, главным научным сотрудником музея Востока Натальей Гожевой:</b> </p> <p> -<b> Мы видим по фото, что аутентичная одежда надевается больше по праздникам, а в традиционных украшениях используется пластик, другие современные материалы. Как традиции и современность смешиваются между собой у народов Мьянмы и Индонезии? </b> </p> <p> - Конечно, цивилизация наступает. Хотя и раньше наиболее значительные и дорогие традиционные предметы одежды, украшения использовались больше по праздникам и на ритуалах. Можно сказать, что сегодня традиция продолжает развиваться с привнесением новых элементов. </p> <p> Например, женский головной убор народа акха, который представлен здесь на выставке, именно в таком виде появился с начала XX века. В качестве украшений начали использоваться бирманские, китайские монеты, а еще позже – серебряные рупии. Как меняется мода, так подлежит эволюции и традиционный костюм. И сегодняшние вещи достаточно сильно могут отличаться от того, что носили 100 лет назад. </p> <p> <b>- Фотографии очень ярко демонстрируют национальный колорит одежды. </b> </p> <p> - Здесь представлено 8 этносов из большого количества народов, проживающих в Мьянме: акха, лису, чин, падаунг, палаунг, каян, пао, тай. Все они по-разному подвержены модернизации. Меньше всего в своем традиционном укладе изменились чины. </p> <p> Тем не менее традиции не только меняются, но и исчезают. Таких татуированных женских лиц народа чин, скорее всего, больше не будет. </p> <p> <b>- А я думала, татуировки сохранят, в отличие от «охоты за головами».</b> </p> <p> - Охоту за головами, конечно, запретили еще в 30-х годах XX века. Татуировки тоже попали под запрет – за их нанесение на чинов накладывали большие штрафы. Конечно, запрет на татуировки женщин был связан прежде всего с рисками для здоровья. Это очень сложная процедура (применялись тростниковые иглы, чернила из жира животных), при ней часто заносились инфекции. Хотя сейчас есть современные и безопасные методы для тату, традиция, тем не менее, почти утратилась. </p> <p> Несмотря на обширные сведения о народах Азии, до сих пор есть много неизведанного, неизученного. Ведь, например, некоторые папуасские народы на острове Новая Гвинея были открыты только в 70-х годах. </p> <p> <b>- Удивительно, что в наше время еще остались такие земли. И еще необычно, что каждый этнос сохранил уникальность на относительно небольшой территории. </b> </p> <p> - Мьянма – это достаточно большая страна, ее площадь - 678 тысяч квадратных километров. Эти общества более традиционалистские по отношению к европейским народам, например. Формирование наций в Европе шло гораздо быстрее, чем в Мьянме. В настоящее время в Мьянме тоже идет процесс объединения нации, но отсюда вытекают и противоречия, решаемые, в том числе, военным путем. Они начались после получения независимости в 1948 году и не прекращаются до сих пор. Поэтому народы Мьянмы, пытаясь сохранить самостоятельность, идентичность, невольно вступают в противоречия с властями. Даже колониальные власти в прошлом давали местным этносам бОльшую независимость, чем сегодняшнее государство. </p> <p> <b>Выставка «Уязвимые. Азиатский дневник» будет идти в Государственном музее Востока до 19 июня. </b> </p> <p> <b>Любовь Мартынова</b> </p> <p> <b>Фото автора</b> </p>

«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив

«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив

«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив

«Уязвимые. Азиатский дневник» в Музее Востока. Рассказ о Мьянме и Индонезии через фотообъектив

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Александр Дашевский: «Куратор — это художник, который преодолел свой внутренний эгоизм»
30 сентября 2024, 14:04

Коллекционирование/Арт-рынок

Робот-художник заработал миллион
18 ноября 2024, 16:54

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27