Как на Западе переписывают историю культуры
Этим летом в Амстердаме открылась большая выставка русского художника Василия Кандинского. На ней представлено более 60 работ одного из родоначальников абстракционизма. Выставка проходит в залах музея H’ART — еще недавно тот назывался Hermitage Amsterdam, являясь филиалом питерского Эрмитажа в Европе.
Можно было бы только порадоваться этому факту, если бы не одно обстоятельство. Западные «культурные» СМИ преподносят выставку в первую очередь как «символическое событие». Первый, лежащий на поверхности «символизм» в том, что ее проводит культурная институция, разорвавшая после 2022 года свои связи с Россией, сменившая название и осуществившая полный «ребрендинг». При то представляет она все равно русского художника. Второй, более глубокий уровень — нам стараются внушить, что Кандинский на самом деле вовсе и не русский художник. Непонятно чей, но точно не русский. Европейский — наверное, так.
«Кандинский порвал связи с России. Так же сделал и этот музей» — сообщает заголовок в New York Times. Статья в данном издании называет Кандинского «Russia-born», то «есть рожденный в России». У любого читателя должно сложиться впечатление, что Кандинского вывезли из страны еще ребенком — и формировался он как личность уже совсем в другом месте. Кроме того, после названия населенных пунктов, где проживал художник (Одесса, Ахтырка) — неизменно следует пометка (современная Украина), вероятно с намеком на то, что Кандинский — скорее «украинец», чем русский.
Между тем, не нужны никакие тайные знания — легко найти информацию о том, что какой-то первый серьезный художественный опыт за границей Кандинский получает только в возрасте 32 года, поехав в 1896 году в Германию. Но и там, отметим, он работает в рамках так называемой мюнхенской русской художественной колонии, наряду с несколькими другими отечественными художниками.
Спору нет, период с 1900 года до начала первой мировой войны проходит у Кандинского во многом за границей. Но это не эмиграция, не разрыв с Россией — он часто приезжает сюда, находится в самой гуще творческого процесса. Неудивительно, что после начала военных действий между Россией и Германией Кандинский отправляется через нейтральные страны в Россию. Нет сомнений, что при желании он мог бы отказаться от российского гражданства и остаться в Германии, тем более что у него были все возможности вступить там в официальный брак с его возлюбленной Габриеле Мюнтер.
В России Кандинский в 1917 году женится во второй раз — если бы он не связывал свое будущее с Россией, вряд ли решился бы на такой шаг. Революцию, как и многие художники-абстракционисты, он принял как шанс утвердить нечто новое в изобразительном искусстве. Кандинский участвовал в создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские). В 1918-1919 гг. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921 гг. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашённого профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство». Также был избран вице-президентом РАХН (Российская академия художественных наук). В 1921 году художник отправляется в Берлин — но, опять же, не как беженец или изгнанник, а для открытия в Германии отделения РАХН.
Таким образом, из 78 лет своей жизни Кандинский провел в России более сорока, причем речь идет о периоде, когда он, собственно, сформировался как личность и как творец. К примеру, на него сильное впечатление произвела этнографическая поездка по северным губерниям, после чего он увлекся изучением народного искусства зырян. Напомним, что тогда Кандинский был юристом и не помышлял вообще о карьере художника. По словам специалистов, позже он очень увлекался лубком, собирал народное искусство, и через него, через иконопись и пришел к своей концепции беспредметного искусства.
Татьяна Филатова
Фото: Википедия