Главные герои документальной оперы – ученик Ландау физик Георгий Демидов, прошедший через сталинские лагеря, и его дочь Валентина, которой удалось сохранить творческое наследие отца – книги о лагерной жизни.
Опера создана командой проекта «Геометрия звука», которая уже пять лет открывает с новой стороны привычные помещения, дает концерты и перформансы на обувной фабрике, в Музее Космонавтики, в Третьяковской галерее и так далее, создавая музыку под то или иное пространство.
Один из самых масштабных перформансов «Геометрия звука» выпустила в 2021 году для Платоновского фестиваля: на железнодорожном вокзале была сыграна опера «Жители родного города», в которой участвовали специальный поезд для зрителей, ансамбль поездов РЖД, два хора, солисты оркестра, камерный ансамбль, фольклорные вокалисты и перформеры.
Опера «Твой отец жив, только об этом не надо говорить» создана для Сада Памяти в Музее истории ГУЛАГа. Основное действие будет происходить в деревянном выставочном павильоне. Его прототипом стал дощатый ангар, построенный в 1925 году для единственного на Соловках лагерного гидросамолета.
В опере два главных героя – ученик Ландау Георгий Демидов, арестованный в 1938 году после защиты кандидатской диссертации и отправленный на Колыму, где он провел 14 лет, и его дочь Валентина, которая много лет искала своего отца.
Георгий Демидов был реабилитирован в 1958-м, с конца 1950-х годов начал писать рассказы о репрессиях и лагерном быте на Колыме, которые стали распространяться в самиздате. В августе 1980 года КГБ провел обыски по всем адресам, где хранились рукописи Демидова. Рукописи были изъяты, и только после смерти автора, в 1987 году, его дочери удалось вернуть архив отца.
О том, как родилась документальная опера «Твой отец жив, только об этом не надо говорить», «Культуромании» рассказали авторы и режиссеры постановки композитор Даниил Посаженников и художник Анна Кострикова.
Даниил Посаженников: Музей истории ГУЛАГа предложил нам сделать перформанс, связанный с Георгием Демидовым, к выходу собрания его сочинений. Мы прочитали вступление, написанное его дочерью Валентиной Георгиевной, и поняли, что это готовое оперное либретто.
Это была история про дочь, которая все жизнь искала своего отца. В детстве она искала его через какие-то фантастические образы, сны, письма, в юности она впервые с ним встретилась, когда его вернули из лагеря, в зрелом возрасте она боролась за его наследие, возвращала его рукописи из КГБ, редактировала их и выпускала. Нас вдохновила эта история, нам захотелось посмотреть на Демидова глазами дочери и вообще расширить тему дочери, которая ищет отца.
Анна Кострикова: Для нас это первый опыт работы с сюжетом и драматургией. В нашей опере два главных героя – это отец и дочь. Отец – неуловимый, образный, недостижимый. А дочь мы поделили на три партии, три артистки играют эту девочку, на наш взгляд, это дает возможность показать разные грани ее характера и выявить все конфликты, которые внутри нее происходят, потому что девочки иногда между собой конфликтуют, и это раскрывает весь спектр эмоций.
«Культуромания»: Какие инструменты у вас задействованы?
Даниил Посаженников: Камерный состав, который постоянно в нашем проекте играет, это скрипка (Кирилл Кравцов), мандолина (Мирослава Тырина), арфа (Анна Добрецова), аккордеон (Роман Малявкин) и сейчас добавился Александр Поливанов на контрафаготе. То есть это миксовый квинтет, который мы обычно усиливаем дополнительными инструментами, от варгана до губной гармошки. В данной опере у нас задействована гром-машина – металлический лист, с которым взаимодействуют музыканты, и еще у нас есть работа с внешним пространством, где волонтеры тоже ходят с небольшими инструментами. Ворота павильона у нас тоже подзвучены, чтобы появилось общее звуковое пространство.
«Культуромания»: Вы говорили, что старались уйти от видеоарта, чем вы его заменили?
Даниил Посаженников: У нас будет цилиндрическая проекция, такой как бы столб дыма, в котором появляется фигура отца. Для этого мы делали съемку артиста, который перевоплощается в отца, Аня работала с архивными материалам, фотографиями, которые как бы оживают в этом пространстве, и поддерживают структуру истории, потому что три сопрано, три дочери, постоянно тянутся к отцу.
Анна Кострикова: Между собой мы называем это «арт-хаусная киношка», в идеале хорошо бы выпустить потом видео-оперу с этой проекцией, мы надеемся, что нам удастся это сделать.
«Культуромания»: Вы очень интересно повернули лагерную тему, ушли от прямого, лобового прочтения.
Даниил Посаженников: В музыке от этого уйти было сложно. Для меня была проблема найти музыкальный язык для документальности, я хотел получить сложный миксовый звук, но при этом понимал, что документальность требует прямолинейности, то есть абсолютно ясных, чистых, акцентированных сигналов, и вот этими сигналами у нас зачастую становится наша басовая группа, и это дает о себе знать некоторой тяжестью, которая нагнетается в спектакле. Партитура, которая звучит внутри и вне павильона, заставляет вспомнить о реальности репрессий.
Татьяна Филиппова
Фото: Егор Татаренко, публикуется с разрешения правообладателя