Эта неделя принесла отечественному антикварному рынку громкую новость. В России появится первый Аукционный холдинг, что ни много ни мало собрался «занять сегмент «русских торгов» Christie's и Sotheby's». В холдинг войдут Московский аукционный дом, Аукционный дом Клуба коллекционеров графики и Петербургский аукционный дом. На состоявшейся 22 ноября пресс-конференции создатели холдинга прояснили свои планы, а также рассказали о первом аукционе, который они проведут уже 3 декабря. В каталоге аукциона — собрание живописи Айвазовского, Рериха, Васнецова и Шишкина, оценённое в 500 млн рублей.
На пресс-конференции один из учредителей холдинга Сергей Подстаницкий (Аукционный дом Клуба коллекционеров графики) сообщил, что все трое основателей предприятия являются профессиональными искусствоведами и имеют большой опыт как работы с музейными вещами, так и опыт деятельности на антикварном рынке. Он отметил, что учредители начали заниматься аукционным бизнесом только около года назад, но уже сильно в нем преуспели.
«Довольно быстро мы поняли, что наш Клуб любителей графики может быть не только игрой и развлечением, но и нормальным бизнесом», – сказал г-н Подстаницкий. Он упомянул модное слово «импортозамещение», отметив, что коллекционерам из России сейчас практически невозможно приобретать вещи в Европе и США в силу прямых запретов, а знаменитые «русские торги» Christie's и Sotheby's больше не проводятся. «Если еще два года назад рынок дорогого русского искусства был сконцентрирован в Лондоне, сейчас эта ситуация кардинально меняется. Вывезти вещи за границу и продать практически невозможно», – отметил г-н Подстаницкий, определяя, видимо, будущий фронт работ нового холдинга.
Два других учредителя, соучредитель Московского аукционного дома Федор Светлаков и известный как создатель и административный директор научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова Александр Попов, подробнее остановились на экономической составляющей деятельности холдинга и рынка в целом. По словам г-на Попова, оборот «русских торгов» ведущих западных аукционов составлял 50 млн долларов в год (и основными покупателями были наши соотечественники), тогда как в России на русское искусство приходилось всего порядка 10 млн. Он выразил надежду, что отсутствие «русских торгов» в Лондоне будет стимулировать коллекционеров тратить эти деньги на внутреннем рынке.
Федор Светлаков, историк и до недавних пор хранитель второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры в Эрмитаже, пообещал рост продаж 250% в год (видимо, имеются в виду совокупные результаты отдельных аукционов по итогам этого года), а также прояснил философию новой структуры: «Мы пытаемся создать такую площадку, на которой каждый человек сможет себе что-то купить. Все четыре наших аукциона отражают потребности людей абсолютно любого достатка. Это, грубо говоря, в хорошем смысле супермаркет». Г-н Светлаков также пообещал «обелить рынок и сделать его максимально прозрачным», очевидно намекая на то, что с прозрачностью в данный момент есть определенные проблемы.
Корреспондент «Культуромании» вспомнил о том, что в марте этого года было заявлено о создании новой аукционной платформы «Артсреда», создатели которой видели ее будущим центром аукционной деятельности в России, притом одним из соучредителей (20%) данного предприятия был Александр Попов. Так как новый холдинг собирается проводить свои аукционы на конкурирующей с «Артсредой» площадке Bidspirit, мы поинтересовались, не станет ли это причиной конфликта интересов. Однако, г-н Попов сообщил, что является учредителем во множестве компаний и этот факт не мешает ему соблюдать интересы каждой из них.
Учредители также презентовали журналистам коллекцию, представленную на первые торги. Топ-лотом является марина 1891 года «Корабль в море на фоне гор» кисти Ивана Айвазовского. Произведение за подписью мастера оценено в 55 млн руб. В ультрадорогом сегменте также присутствует серия пейзажей: «Виллы» Бориса Кустодиева (70 млн руб), «Летний пейзаж» Ивана Шишкина (23 млн руб), «Пейзаж осень» Петра Кончаловского (14 млн руб) и «Гималаи» Николая Рериха (4 млн руб). Кроме того, в каталог вошла зарисовка Виктора Васнецова «Седой воин» (2,2 млн руб) к программной картине из фонда Русского музея. Всего будет предложено 83 лота. «Это джентльменский набор русского классического искусства. То, что, с одной стороны, может висеть в зале Третьяковки или Русского музея, а с другой, вещи, имена востребованные рынком», – заключил Сергей Подстаницкий.
Татьяна Филиппова
Фото: Редакция