О чем рассказывает уникальная коллекция янтаря
В 2021 году в Москве, на Арбате, открылась «Янтарная галерея», выставочное пространство Калининградского янтарного комбината. Там представлены самые интересные экземпляры из его огромной коллекции янтаря: и уникальные самородки, и лучшие работы ювелиров комбината, начиная с пятидесятых годов прошлого века и до наших дней. Всего больше семисот экспонатов, – в галерее есть на что посмотреть.
Вот гигантский янтарный самородок, который весит около двух килограммов (если быть точным – тысяча семьсот девяносто шесть граммов).
Вот рекордно большие экземпляры каплевидного янтаря. В первом – двести восемнадцать, во втором – сто двадцать четыре грамма. Это абсолютные уникумы. В коллекции комбината около ста янтарных капель, самые крупные из них весят только тридцать–пятьдесят граммов.
А вот украшения, ювелирные изделия и сувениры из янтаря: тут и лучшие образцы серийного производства, и уникальные авторские работы.
И это лишь часть коллекции комбината, много интересных экспонатов выставлены в самом Калининграде, в выставочном зале «Янтарная палата».
Янтарь был с каждым из нас с самого детства, любой вспомнит янтарные бусы мамы или бабушки, бережно хранящиеся в семье янтарные безделушки. То, что янтарь может быть редкостью, что он служит материалом для декоративных и ювелирных изделий, мы вспоминаем разве что тогда, когда слышим о Янтарной комнате.
Поэтому мы расспросили о коллекции Калининградского комбината и о янтаре не одного человека, а нескольких – тех, кто знает об этом лучше всего.
О разновидностях янтаря и янтарных уникумов рассказывает геммолог (специалист по оценке драгоценных камней и самоцветов) Калининградского янтарного комбината Ростеха Анна Дугина:
– Янтарь – это органическая драгоценность, в течение миллионов лет формировавшаяся из смол хвойных лесов. Он занимает достойное место среди других органических драгоценных материалов: жемчуга, коралла, гагата и слоновой кости. Балтийский янтарь отличают теплые оттенки (оранжевый, желтый, солнечно-коричневый, медовый, кремовый и охра), наделяющие его почти мистической красотой.
У янтаря есть несколько уникальных особенностей, ставящих его вне конкуренции относительно многих других природных самоцветов.
Важнейшая из них – включения, обычно называемые инклюзами. В других самоцветах включения, как правило, портят камень, но только не в янтаре. Инклюзы – фрагменты давно ушедших представителей флоры и фауны. Эти частички давным-давно исчезнувшей жизни, сформировавшиеся за много миллионов лет до нас – капсулы времени. Они завораживают и неизменно притягивают коллекционеров.
Смола являлась своеобразной ловушкой: некоторые насекомые были занесены туда порывами ветра, другие соблазнились блестящей поверхностью смолы, третьи были захвачены врасплох падающей с дерева каплей. Прилипнув к ее поверхности, они заливались вторым и третьим натеком смолы.
В прошлом году в Приморском карьере Калининградского янтарного комбината был найден редчайший инклюз. Янтарь сохранил хрупкую стрекозу. Находка уникальна – насекомое сохранилось не фрагментами, а целиком. Этот инклюз стал вторым подобным за всю историю добычи янтаря в России.
По оценкам специалистов, возраст инклюза – около 50 млн лет. Весит он 31 грамм. Инклюз выставлен в выставочном зале нашего комбината «Янтарная палата».
Второй уникальной особенностью янтаря является редко встречаемая каплеобразная форма. Обычно янтарь формировался в виде внутренних и внешних натеков и линз, однако иногда при совпадении ряда благоприятных условий появлялись уникальные формы – капли. Такие капли, как правило, практически не обрабатывают, стараясь максимально сохранить всю природную прелесть структуры и текстуры. Возраст их достигает нескольких десятков миллионов лет.
Размеры янтарных капель, как правило, невелики и варьируются в пределах двух с половиной сантиметров. Еще одной редкой находкой стал янтарь в виде капли, добытый в Приморском карьере в июле 2023 года. Он имеет диаметр в восемь с половиной сантиметров и весит двести двадцать шесть граммов – это в несколько раз больше среднего размера подобных находок. Сегодня это самый большой образец янтарной капли в коллекции комбината.
Комментарий старшего научного сотрудника Калининградского музея янтаря, кандидата биологических наук Андраника Манукяна:
– В Европе янтарных камней с включением стрекоз насчитывается всего тридцать пять, двадцать пять из них находятся в музеях Германии. Единственная до недавнего времени «российская» стрекоза в янтаре была найдена около десяти лет назад и хранится в Музее янтаря. Последний инклюз, обнаруженный Янтарным комбинатом, интересен хорошей сохранностью насекомого. К тому же он отличается от ранее найденного видом заключённой в янтаре стрекозы.
О ювелирной коллекции комбината рассказывает администратор выставочного зала «Янтарная палата» Галина Спивак:
– Калининградская школа художественной обработки янтаря начала складываться с пятидесятых годов ХХ века. В 1951 году на предприятии была создана художественная мастерская.
Основой коллектива стали художники Алексей Попов, Александр Квашнин, Эрнест Лис и Василий Митянин. Позже к ним присоединились Роланд Бениславский, Анна Ярошенко, Валерий Шорохов и многие другие. Большинство из них – выпускники Красносельского училища художественной обработки металлов или Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. В основу художественной школы Янтарного комбината было заложено стремление к сохранению «живого» янтаря, умение любить и понимать красоту и душу каждого камня. В дальнейшем этот подход стал ее «визитной карточкой». А девизом – слова другого замечательного ювелира Алексея Попова: «Обрабатывая янтарь, художник должен не поправлять природу, а вступать с ней в союз. Только тогда камень раскроет свою красоту, богатство красок».
– В советское время янтарь стал относительно дешевым, доступным даже небогатым людям. Как «стремление к сохранению «живого» янтаря» уживалось с большими тиражами янтарных украшений, с тем, что их производство было поставлено на поток?
– Массовое серийное производство украшений предполагало переработку янтаря в прессованный и плавленый виды. Деться от этого было некуда, и главной задачей художников стало сохранение натуральной красоты янтаря и в этих непростых условиях.
На стендах музея можно увидеть образцы массовой продукции, выпущенной в разные десятилетия. Это знаменитые броши «Листики», «Смородина», «Ландыши», «Виноград» и ставшая символом комбината и самым покупаемым его изделием брошь «Паук». В советское время она была выпущена более чем миллионным тиражом. Эта брошь выпускается и сегодня, и стабильно бьет рекорды по продажам.
Но в советские годы мастера комбината занимались не только масс-маркетом. В это время было создано немало образцов высокого искусства. Отличный пример этого – потрясающе красивая ваза «Изобилие» (1954, О. Аврамченко, А. Максимов).
– В чем прелесть и своеобразие современных ювелирных изделий из янтаря?
– В исключительной тонкости проработки деталей, парадоксальном сочетании цветов и фактур. В нашем музейном пространстве представлена большая подборка топовых современных коллекций, разработанных как художниками комбината, так и известными дизайнерами.
В коллекции Blossom (Расцветай) интересно сочетание пейзажных и матовых калиброванных бусин, кубиков. Тут очень хороша тонкая фантазийная резьба в виде бабочек, цветов и крыльев ангела на янтарных подвесках и серьгах.
Важным акцентом этой коллекции является пейзажный янтарь, имеющий очень необычный для этого камня окрас. Он практически белый, матовый с характерными плавными разводами, благодаря которым тело янтаря имеет уникальный неповторимый рисунок.
Для коллекции Domingo (Воскресенье) характерны строгие лаконичные геометрические формы и контраст светлого и тёмного цвета в деталях. Здесь очень интересна особая технология обработки камня, результатом которой является игра лимонного тона тела янтаря и черного цвета оксидной корочки.
Коллекция Black Jack (Чёрный Джек) – это кубизм преимущественно в темных тонах янтаря «лак черный». Для янтаря «лак черный», на уникальной красоте которого сделан акцент коллекции Black Jack, характерно наличие в неограниченном количестве органических и неорганических включений, попавших в объятия солнечного камня более пятидесяти миллионов лет назад.
Уникальная коллекция цветов из янтаря выполнена в сложной и очень трудоёмкой технике плетения украшений. Лепестки цветов, которыми служат кусочки янтаря формы «галька», сплетаются с основой один за другим, образуя пышный и весьма реалистичный цветок.
О том, работают ли сейчас с янтарем известные русские и западные ювелиры, рассказывает тревел-блогер и специалист по туризму Оксана Пупышева:
– С янтарем работают многие отечественные и западные мастера, в том числе обладатели громких имен. Из наших соотечественников это, прежде всего, заслуженный художник России, резчик по янтарю высшей категории Александр Крылов. Александр – член Всемирного совета по янтарю. Он двадцать четыре года работал над воссозданием «Янтарной комнаты», а затем стал её хранителем.
Еще я бы назвала автора оригинальных украшений и миниатюр из янтаря, скульптора-ювелира Александра Михайловича Бонэ, заслуженного художника России, ювелира Геннадия Лосеца. Александр Юрицын считается одним из лучших инталистов мира.
– Что это за техника?
– Инталия – редкая техника резьбы по янтарю, при которой рисунок вырезается изнутри камня. У немцев она называлась игломизия, а произведения, выполненные в ней, выглядели как гравюры. Александр Юрицын возродил и усовершенствовал эту технику, добавил изображению объем.
Александр Королёв известен, прежде всего, как создатель уникальной серии янтарных пасхальных яиц.
Из западных мастеров надо назвать ювелира, художника, дизайнера, директора галереи-мастерской «Постхаус», Конрада Лаймера. А также Тьерри Грипуа, Фредерика Жака, Сесиль Шальве, Изабель Фруассар и Линду Лакруа…
Важным творческим смотром, на котором эти мастера представляли свои работы, стала Международная биеннале авторских работ из янтаря «Алатырь», проводившаяся с 2005 года. О том, что ювелиры не отвернулись от янтаря, говорит даже географический диапазон ее участников: Австрия и Бельгия, Германия и Дания, Испании и Италия – и множество других стран.
В состав жюри конкурса в разные годы входили такие известные люди, как датский дизайнер Мете Соабю, историк ювелирных украшений из Италии, член Британского королевского общества историков ювелирного искусства Бьянка Капелло. А также доктор искусствоведения Буркхард Гёрес – почетный член Российской Академии художеств, в 1983–1996 годах – директор музея прикладного искусства Государственных музеев в Берлине, а в 1996–2008 – директор Музеев и собраний фонда «Прусские замки и сады Берлина-Бранденбурга».
С янтарем работают очень многие ювелиры, тут немало значительных имен.
О том, как сегодня ювелиры работают с янтарем, рассказывает заместитель генерального директора по ювелирному производству Майя Скворцова:
– Современная особенность янтарной отрасли – высокоточные технологии. В прошлом году специалисты Калининградского янтарного комбината изготовили уникальную скульптуру «Амурский тигр» в технике янтарной мозаики. Не имеющий аналогов по размеру и весу арт-объект стал частью экспозиции Восточного экономического форума во Владивостоке.
При создании скульптуры тигра в натуральную величину было использовано 53 кг «солнечного камня», работа длилась два месяца. Над проектом трудилась группа специалистов Янтарного комбината Ростеха – художники, 3-D дизайнеры, ювелиры, шлифовщики янтаря. Окрас животного получился максимально реалистичным. Для изготовления мозаичных пластин был использован только один вид материала – янтарь. К филигранной работе по обточке камня добавилась задача по колористике. Главной целью художников стал поиск цветовых оттенков. Чтобы получить нужный, пластины обесцвечивались в автоклаве. Особенность этой технологии – в термической обработке камня при высоком давлении и температурном режиме для «выравнивания» поверхности исходного материала
– Существует ли сейчас разделение на янтарный ювелирный «масс-маркет» и высокое искусство?
– В отношении любого самоцвета есть такое разделение. Нынешние художники, как и во все времена, создают уникальные предметы искусства, которые становятся неким идеалом, совершенством. Их объективно, – немного, они, как и раньше, штучные, но сегодня, наряду с кропотливым ручным трудом, в обработке присутствуют и сложные технологии с применением высокоточного оборудования. Яркий пример тому – коллекция пасхальных яиц, янтарная реплика яиц Фаберже. Пасхальное яйцо из янтаря – это полностью ручная работа. Некоторые элементы сюжета имеют размер до 5 мм. В среднем в каждом яйце «живет» история из 7-8, а в наиболее сложных изделиях до 20 миниатюрных предметов. На изготовление одного яйца уходит, конечно, не год, как в начале прошлого века у ювелиров Фаберже, но в среднем 3 рабочие смены. Изделия со сложной детализацией могут быть в руках мастера до недели. По нынешним временам работа кропотливая и, также как и в начале прошлого века, дорогая. В качестве эксперимента мы разработали и реализовали более сложную модель, в которой задействована высокоточная токарная техника. В ней идеально четкие формы, тонко детализированная резьба под каретную стяжку, инкрустация кабошонами и калиброванными шарами.
Все это говорит о том, что янтарь поистине волшебный камень. Он был на вес золота в доисторические времена, им не перестанут восхищаться и через сотни лет.
Алексей Филиппов
Фото: Калининградский янтарный комбинат, публикуется с разрешения правообладателя