Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»

Коллекционирование/Арт-рынок

Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»
22 Декабря 2023, 08:14
«Культуромания» поговорила с куратором Первой Московской Галереи Восточной Живописи Валерией Рудиной

«Культуромания» поговорила с куратором Первой Московской Галереи Восточной Живописи Валерией Рудиной, чьи образы драконов были представлены на проходящей сейчас выставке «Сон Лазурного Дракона».

— Валерия, почему выставка посвящена дракону? 

— Новому году и дракону. 2024 — год этого существа. Поэтому главный критерий для выбора работ был — драконы и все, что с ними связано. 

Какой у вас самый любимый дракон? 

— Вы знаете, не смогу никак ответить на этот вопрос. Попробуйте спросить у матери, какой ребенок для нее самый любимый. 

Сколько у вас «детей» сейчас представлено? 

— По-моему, 38 работ. Они написаны за все время, которое я занимаюсь китайской живописью. Конечно, есть купленные картины, их мы не смогли представить на экспозиции. 

— Почему существует такой интерес к этому мифическому животному? 

— По большому счету и китайской живописью занялась для того, чтобы рисовать драконов. Потом поняла, что кроме них есть еще много других интересных сюжетов, но огнедышащее существо осталось как первообраз возникновения интереса. 

— Дракон же – символ благополучия в китайской культуре? 

— Нет, у китайцев есть специальное божество, которое приносит финансовый достаток. Дракон в Китае, скорее, очень уважаемый образ. Изначально он — символ дождя, слияния неба и земли и, как его результат — получение урожая. Китай же был аграрной страной, от урожая зависело его существование. Поэтому дракон стал символом императора, ведь самая главная задача правителя империи — обеспечить благополучие своей стране, обеспечить урожай, обеспечить дожди. 

Вы учились китайской живописи? 

— Я закончила МАРХИ, восточной живописью занялась восемь лет назад: с 2015-го по 2018-й ежегодно стажировалась в Ляонинском технологическом университете в КНР, с 2018 года я являюсь членом Союза художников японской живописи Суми-Э. 

— У вас архитектурное образование, знакомство с русской и европейской школами живописи. В чем их главное отличие от восточного искусства? 

— Отличие, во-первых, в технике и материалах, потому что есть традиционная восточная техника, а есть некая стилизация. Со стилизацией под восточное искусство Европа знакома достаточно давно, начиная с XVII века, позже импрессионисты в своих экспериментах вдохновлялись Японией, по большому счету. Эти работы прекрасны, но они имитировали восточное искусство, использовали масло и холст, традиционные для европейской живописи. А традиционная восточная живопись работает с шелком, специально подготовленной бумагой и, конечно, с тушью. 

В чем еще отличие? 

— Что касается, тибетского и непальского искусства, то оно, как правило, сопряжено с религиозной общиной, либо с религиозными воззрениями и практиками и используется как инструмент в духовном развитии, творения не осмысливаются как предмет искусства. Восточное же искусство в целом существует на базе китайского, потому что Китай издревле влиял на весь регион, и основано на понимании, что любой прекрасный и изысканный предмет предназначен для любования и является предметом искусства. В этой традиции сложно разделить станковую живопись и декоративно-прикладное искусство, потому что очень много предметов, которые позиционировались как очень ценные предметы искусства, имели функциональную нагрузку. Нет отдельно картин — предметов искусства, как в Европе, например. В Китае изысканный стол может быть дороже картины. 

— А ваши работы сколько стоят? И вообще, насколько дорого заниматься восточным искусством? 

— Мои работы на выставке стоят от 16 000 до 160 000 рублей. По поводу того, насколько дорого, скажем, собирать артефакты в восточном стиле, я бы ответила, что дорого и дешево — это относительные понятия, но произведения в восточном стиле дешевле современных картин, написанных маслом на холсте. 

— Когда вы открыли Московскую Галерею Восточной Живописи? 

— Основывали галерею три художника, сейчас нас осталось двое: я и Анна Баранова. Она директор галереи, а я, соответственно, выполняю роль ее куратора. Наше выставочное пространство заработало в декабре 2019 года, так что мы отмечаем день рождения — четырехлетие. 

У галереи есть акционеры или это полностью ваш проект? 

— Полностью наш, мы не получаем ни субсидий от государства, ни вложений со стороны. 

— Ниша восточного современного искусства востребована сейчас? 

— Это очень хороший вопрос. Ответ на него возвращает нас к идее создания галереи. Будучи художниками и занимаясь восточной живописью, мы поняли, что в Москве нет пространства, посвященного современному искусству Востока и традиционной восточной живописи. Само же направление в искусстве — востребовано, достаточно много людей им интересуются. 

— Сколько таких любителей, по вашему мнению? 

— Несколько десятков тысяч по всей стране. Мы знаем, что существует много клубов, где учат восточной живописи. А пространства, где они могли бы выставляться, которое было бы посвящено им, на тот момент не существовало. И в этом смысле наша галерея — не совсем коммерческий проект. Пока рынок таких работ не сформирован, мы только знакомим людей с подходом к восточному искусству. 

Возвращаясь к дракону. Откуда вообще появился этот образ, как вы думаете? 

— Даже при беглом взгляде можно прийти к выводу, что образ дракона, царственной змеи существовал у всех цивилизаций. И отношение к нему было схожее — эти существа воспринимались как нечто древнее, хтоническое. А вот дальше мы видим разницу. Западные цивилизации привязывают негатив к этому образу, называя змея злом. А восточные — более аккуратно относятся. Мол, это существо непонятное, может навредить, но может и помочь. Будем к нему на всякий случай относиться уважительно. 

— Какие самые древние изображения драконов? 

— В Китае находятся одни из самых древних образов драконов. Они датируются пятым тысячелетием до н. э. Есть древние образы драконов в Индии — там они более змеевидные. С буддистским фольклором эти образы начинают «расползаться» по региону, миру. 

А на Западе? 

— Драконообразные существа мы можем увидеть и в греческой мифологии, и в персидской. Так, в зороастризме существует змей Великий Наги. Видите, даже его имя похоже на индийское. Если говорить про Индию, то одно из древнейших хтонических божеств — Макара, в переводе с санскрита «водное чудовище», выглядит как огромная рыба-крокодил с хоботом. Так, представляете, недавно в Пакистане нашли останки существа с небольшим хоботом: то ли дельфина, то ли крокодила с перепончатыми лапами. Это существо очень похоже на Макару. Так что я думаю, у драконов были реально существовавшие прототипы — сохранившиеся к тому времени разновидности динозавров. 

Наступает год серо-голубого дракона? 

— Лазурного дракона. Это такой очень специальный китайский цвет. Его переводят и как голубой, и как синий, и как зеленый. Я бы сказала, что это, наверное, цвет бирюзы. 

— Что принесет в наступающем году Лазурный дракон? 

— Я не специалист, конечно, но могу предположить. Дракон — единственное мифологическое существо из всего гороскопа. Я бы назвала его существом-сюрпризом. Поэтому в наступающем году можно ждать самого невероятного, причем как хорошего, так и плохого. 

Елена Сердечнова

Фото: предоставлено Первой Московской Галереей Восточной Живописи

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»

<p> «Культуромания» поговорила с куратором Первой Московской Галереи Восточной Живописи Валерией Рудиной, чьи образы драконов были представлены на проходящей сейчас выставке «Сон Лазурного Дракона». </p> <p> </p> <p> <b>— Валерия, почему выставка посвящена дракону?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Новому году и дракону. 2024 — год этого существа. Поэтому главный критерий для выбора работ был — драконы и все, что с ними связано.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b> — </b><b>К</b><b>акой у вас самый любимый дракон?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Вы знаете, не смогу никак ответить на этот вопрос. Попробуйте спросить у матери, какой ребенок для нее самый любимый.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b> — </b><b>С</b><b>колько у вас </b><b>«</b><b>детей</b><b>»</b><b> сейчас представлено?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — По-моему, 38 работ. Они написаны за все время, которое я занимаюсь китайской живописью. Конечно, есть купленные картины, их мы не смогли представить на экспозиции.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Почему </b><b>существует </b><b>такой интерес к этому мифическому животному?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — По большому счету и китайской живописью занялась для того, чтобы рисовать драконов. Потом поняла, что кроме них есть еще много других интересных сюжетов, но огнедышащее существо осталось как первообраз возникновения интереса.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— Дракон</b><b> же</b><b> – символ благополучия в китайской культуре?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Нет, у китайцев есть специальное божество, которое приносит финансовый достаток. Дракон в Китае, скорее, очень уважаемый образ. Изначально он — символ дождя, слияния неба и земли и, как его результат — получение урожая. Китай же был аграрной страной, от урожая зависело его существование. Поэтому дракон стал символом императора, ведь самая главная задача правителя империи — обеспечить благополучие своей стране, обеспечить урожай, обеспечить дожди.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>—</b><b> Вы учились китайской живописи?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Я закончила МАРХИ, восточной живописью занялась восемь лет назад: с 2015-го по 2018-й ежегодно стажировалась в Ляонинском технологическом университете в КНР, с 2018 года я являюсь членом Союза художников японской живописи Суми-Э.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— У вас </b><b>архитектурное образование</b><b>, знакомство с русской и европейской школами живописи. В чем </b><b>их</b><b> главное отличие </b><b>от </b><b>восточн</b><b>ого </b><b>искусств</b><b>а</b><b>?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Отличие, во-первых, в технике и материалах, потому что есть традиционная восточная техника, а есть некая стилизация. Со стилизацией под восточное искусство Европа знакома достаточно давно, начиная с XVII века, позже импрессионисты в своих экспериментах вдохновлялись Японией, по большому счету. Эти работы прекрасны, но <span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));">они имитировали восточное искусство, использовали масло и холст, традиционные для европейской живописи. А традиционная восточная живопись работает с шелком, специально подготовленной бумагой и, конечно, с тушью.</span><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— </b><b>В чем еще отличие?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Что касается, тибетского и непальского искусства, то оно, как правило, сопряжено с религиозной общиной, либо с религиозными воззрениями и практиками и используется как инструмент в духовном развитии, творения не осмысливаются как предмет искусства. Восточное же искусство в целом существует на базе китайского, потому что Китай издревле влиял на весь регион, и основано на понимании, что любой прекрасный и изысканный предмет предназначен для любования и является предметом искусства. В этой традиции сложно разделить станковую живопись и декоративно-прикладное искусство, потому что очень много предметов, которые позиционировались как очень ценные предметы искусства, имели функциональную нагрузку. Нет отдельно картин — предметов искусства, как в Европе, например. В Китае изысканный стол может быть дороже картины.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— А </b><b>ваши работы сколько стоят? И вообще, насколько дорого заниматься восточным искусством?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Мои работы на выставке стоят от 16 000 до 160 000 рублей. По поводу того, насколько дорого, скажем, собирать артефакты в восточном стиле, я бы ответила, что дорого и дешево — это относительные понятия, но произведения в восточном стиле дешевле современных картин, написанных маслом на холсте.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Когда вы открыли </b><b>Московскую Галерею Восточной Живописи</b><b>?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Основывали галерею три художника, сейчас нас осталось двое: я и Анна Баранова. Она директор галереи, а я, соответственно, выполняю роль ее куратора. Наше выставочное пространство заработало в декабре 2019 года, так что мы отмечаем день рождения — четырехлетие.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— </b><b>У галереи есть акционеры или это полностью ваш проект?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Полностью наш, мы не получаем ни субсидий от государства, ни вложений со стороны.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Ниша восточного </b><b>современного </b><b>искусства</b><b> востребована сейчас?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Это очень хороший вопрос. Ответ на него возвращает нас к идее создания галереи. Будучи художниками и занимаясь восточной живописью, мы поняли, что в Москве нет пространства, посвященного современному искусству Востока и традиционной восточной живописи. Само же направление в искусстве — востребовано, достаточно много людей им интересуются.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Сколько таких любителей, по вашему мнению?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Несколько десятков тысяч по всей стране. Мы знаем, что существует много клубов, где учат восточной живописи. А пространства, где они могли бы выставляться, которое было бы посвящено им, на тот момент не существовало. И в этом смысле наша галерея — не совсем коммерческий проект. Пока рынок таких работ не сформирован, мы только знакомим людей с подходом к восточному искусству.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— </b><b>Возвращаясь к дракону. Откуда вообще появился этот образ, как вы думаете?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Даже при беглом взгляде можно прийти к выводу, что образ дракона, царственной змеи существовал у всех цивилизаций. И отношение к нему было схожее — эти существа воспринимались как нечто древнее, хтоническое. А вот дальше мы видим разницу. Западные цивилизации привязывают негатив к этому образу, называя змея злом. А восточные — более аккуратно относятся. Мол, это существо непонятное, может навредить, но может и помочь. Будем к нему на всякий случай относиться уважительно.<b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> <b>— Какие самые древние изображения драконов?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — В Китае находятся одни из самых древних образов драконов. Они датируются пятым тысячелетием до н. э. Есть древние образы драконов в Индии — там они более змеевидные. С буддистским фольклором эти образы начинают «расползаться» по региону, миру.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— </b><b>А на Западе?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Драконообразные существа мы можем увидеть и в греческой мифологии, и в персидской. Так, в зороастризме существует змей Великий Наги. Видите, даже его имя похоже на индийское. Если говорить про Индию, то одно из древнейших хтонических божеств — Макара, в переводе с санскрита «водное чудовище», выглядит как огромная рыба-крокодил с хоботом. Так, представляете, недавно в Пакистане нашли останки существа с небольшим хоботом: то ли дельфина, то ли крокодила с перепончатыми лапами. Это существо очень похоже на Макару. Так что я думаю, у драконов были реально существовавшие прототипы — сохранившиеся к тому времени разновидности динозавров.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b> — </b><b>Наступает год </b><b>серо</b><b>-</b><b>голубого дракона?</b><span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> — Лазурного дракона. Это такой очень специальный китайский цвет. Его переводят и как голубой, и как синий, и как зеленый. Я бы сказала, что это, наверное, цвет бирюзы.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>— Что принесет в наступающем году </b><b>Лазурный д</b><b>ракон?</b><b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </b> </p> <p> — Я не специалист, конечно, но могу предположить. Дракон — единственное мифологическое существо из всего гороскопа. Я бы назвала его существом-сюрпризом. Поэтому в наступающем году можно ждать самого невероятного, причем как хорошего, так и плохого.<span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));"> </span> </p> <p> <b>Елена Сердечнова</b> </p> <p> <b>Фото: предоставлено </b><b>Первой Московской Галереей Восточной Живописи</b> </p>

Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»

Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»

Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»

Специалист по восточной живописи Валерия Рудина: «В наступающем году Дракона можно ждать самого невероятного»

Интересное по теме

Государство и культура

«Британская история в опасности»
11 октября 2024, 13:05

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29

Кино-театр

Заработать на будущем
25 октября 2024, 13:47