«Иконы с чердака» - говорят о них сотрудники Ярославского художественного музея. Такую историю нарочно не придумаешь. Лето 1918 года – тяжелые страницы истории для Ярославля. В городе начался белогвардейский мятеж против власти большевиков, который поддержало и духовенство. Восстание подавили, однако бои нанесли архитектуре города серьезный урон. Кроме того, начались гонения на духовенство. Чтобы спасти древнее наследие Ярославля, специалистами в городе было организовано отделение Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) и музей древнерусского искусства. Иконы из разрушенных церквей отправлялись в хранилища мастерских, также в музей, либо передавались Государственной экспортно-импортной конторе (Госторгу) для последующего сбыта. Одновременно, скорее всего, сотрудники спрятали несколько десятков реликвий на чердаке Митрополичьих палат, которые были прикреплены к ярославскому отделению ЦГРМ. Затем в 1930 году мастерские прекратили работу. В палатах попеременно размещались областной музей и культпросветучилище. В 1977 году палаты передали Ярославскому художественному музею, который затеял ремонт всего здания. И вот тут-то и произошло чудо – 81 икона через 60 лет вновь открылись людям.
Выставка в Историческом музее знакомит посетителей с 36 иконами из этого списка, все они очень разнообразны и по своей стилистике, и по времени исполнения. Здесь и особо почитаемая в Ярославле «Богоматерь Толгская» середины XVIII века, «Деисус» XVII века, "Воскресение – Сошествие во ад» второй половины XVI века, «Священномученик Антипа Пергамский» XVII века. Необычны более светские по исполнению, содержащие даже портретную технику иконы «Святитель Митрофан Воронежский» второй трети XIX века и «Равноапостольная княгиня Ольга» начала XX века.
«Культуромания» поговорила о выставке с заведующей отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Викторией Горшковой:
- Если говорить об иконописных школах, то какие из них здесь представлены?
- Относительно школы говорят только об иконах, написанных по рубеже XVII- XVIII веков. Вот эта икона с Варсонофием Казанским – это ярославская иконописная школа. Другие, рубежа XVII-XVIII- тоже пока Ярославль. А что касается XVIII-XIX веков, то об иконописных школах уже не говорят - здесь памятники ярославской религиозной живописи, потому что на них уже влияет искусство больших стилей. Например, мы в некоторых иконах видим совершенно очевидное барокко. Влияние оказывают и Академии художеств, а значит, и классицизм, и историзм, и модерн. Посмотрите, икона «Равноапостольная княгиня Ольга» - это же настоящий Нестеров!
- Да, очень узнаваемый стиль Михаила Нестерова. Почему его манеру использовали для церковной живописи?
- Нестеров для Владимирского собора в Киеве сделал фреску «Святая равноапостольная княгиня Ольга». Это было частью большой работы, когда Виктор Васнецов и Михаил Нестеров расписывали Владимирский собор в конце XIX века. Итог этого труда имел очень большой резонанс по всей России. Говорили, что появилось новое видение русского религиозного искусства. И такая техника исполнения стала обязательной для повторения живописцами, расписывающими храмы фресками.
- Это интересно!
- По образцу Нестерова неизвестный ярославец написал вот эту икону. Икону-картину, потому что здесь мало уже от иконописи. «Равноапостольная княгиня Ольга» показывает нам влияние стиля модерн. Видите, XVIII- XIX века - это уже не иконописная школа в чистом виде, а одно из направлений живописи в целом. Посмотрите на «Святителя Митрофана Воронежского» - икона написана по образцу портрета, хоть иконографически она по-прежнему очень типичная.
- Где эти иконы будут находиться после выставки?
- Они будут находиться у нас, в Ярославском художественном музее. У нас тоже будет их большая выставка. Ведь в Ярославле их никто еще не видел.
- То есть на московской выставке они экспонируются публике впервые?
- В том-то и дело, что их никто не видел. Мы-то их в таком виде видим первый раз! Они ведь стояли у нас в хранилище. А теперь они – в выставочном пространстве, тематически перекликаются между собой, окружены дизайнерским решением - мотивами чердачных перекрытий.
- Да, вспоминая, с чего всё началось, назвать историю иначе, чем удивительной, не получается.
- История удивительная на самом деле.
- Всего нашли 81 икону. Здесь представлено 36. Какова судьба остальных?
- Дело в том, что реставрации подлежат не все иконы. Ведь реставрация – дело избирательное. Не каждая икона – обязательно шедевр. Судьба остальных икон пока не решена.
- Хочется понять путь икон от чердака до зала в Историческом музее. Когда в 1977 году обнаружили иконы, что с ними сделали вначале?
- Вначале укрепили красочный слой, законсервировали и поставили в хранилище. Они стояли там 10 лет, их даже не инвентаризировали. Потому что 77-й год – это еще СССР, и начальство совсем не было радо нахождению стольких икон. Было предписано их убрать, увезти… Хорошо, что они остались на месте.
Только с 1987 года иконы начали инвентаризировать, присваивать им номера. А реставрация началась с 1996 года. Потому что были проблемы с будущим хранением, экспонированием. Ведь отреставрированные иконы надо было куда-то определить…
- Расскажите немного о наследии Ярославля.
- Оно очень богато и не изучено до сих пор. В музеях Ярославля всего хранится 4 тысячи икон: в художественном музее 2 тысячи и в историческом музее 2 тысячи. Плюс есть, конечно, иконы в действующих храмах. Совершенный Клондайк для исследователя.
Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея тоже ответила на вопросы «Культуромании»:
- В стенах Исторического музея проходило много выставок. Чем отлична эта?
- Вы знаете, тут однозначно ответить сложно. Каждая выставка особенна своим составом экспонатов и формой. Мне кажется, в этой выставке нам удалось хорошо сочетать оформление с историей этих памятников. И, проходя от иконы к иконе, мы не просто смотрим на них, а всё время помним, что это могло не сохраниться, могло уйти в небытие. Потому что то, как эти иконы были спрятаны – хоть это и был путь их спасения – не исключало и полную утрату. И как символ этой выставки – первая икона экспозиции «Архидиакон Филипп» XVIII века, утраченная почти на две трети. Любая выставка должна содержать в образном решении свою идею. Здесь она, на мой взгляд, удачно решена.
Каждый приходящий на выставку ходит за своим. Специалисты-медиевисты придут посмотреть на ярославские иконы. Современная молодежь, может быть, придет из любопытства посмотреть на экспонаты с такой странной историей.
Мне очень хочется, чтобы пришли молодые. Чтобы они знали, какой была наша история, сколько мы потеряли, сколько могли еще потерять. Эта выставка об этом. Мне кажется, она невероятно актуальна.
- Вы говорили, что сегодня на реставрацию выделается слишком мало средств.
-Да, я считаю, это очень большая проблема. И это касается не только древнерусской живописи. Есть музеи, особенно находящиеся далеко от Москвы, где вообще нет реставраторов. В больших музеях, как наш, штаты реставраторов должны быть увеличены в два-три раза. Потому что огромное количество вещей требует введения в научный оборот. Вся наша выставочная деятельность строится на работе научных сотрудников, а также на работе реставраторов. Мы не можем обновлять экспозицию, если нет новых памятников. То, что выставлено, постоянно поддерживается реставраторами. А они еще должны заниматься и раскрытием новых памятников. Специалистов просто не хватает.
- Судя по очередям в некоторые музеи, искусство все более востребованно, в том числе, древнерусское.
- Безусловно, это положительное явление. Мы также устраиваем выездные выставки по российским городам. Эта деятельность совершенно необходима, чтобы люди знали свою историю. Без этого просто никуда. Нужны не слова красивые о патриотизме, а надо, чтобы люди сердцем привязались к корням.
- Ваши выездные выставки в регионах пользуются популярностью?
- Конечно! Вы знаете, у нас была выставка «Русский Север» в Мурманске. Там было большое количество икон и плюс еще памятники, связанные с северным регионом. Посетителей было очень много. На открытии, когда люди понимали, какого уровня перед ними памятники, у них были слезы на глазах. Потому что на Севере мало осталось своего: очень много утрачено, уничтожено, да и просто вывезено в центр. И поэтому когда мы привозим памятники в регионы – и древнерусскую живопись, и портреты XVIII века, и пейзажи XIX века – мы делаем очень важную работу.
- Теперь понятно, почему нужно развивать реставраторское и музейное дело.
- Да, надо реставрировать экспонаты – а на это нужны большие деньги. Надо давать музеям средства на выставочную деятельность. Без знания своей истории, артефактов этой истории человек не будет «укоренен». Если мы хотим «укоренения» и любви к своему Отечеству, надо поддерживать музеи.
Выставка «Обретение. Иконы из собрания Ярославского художественного музея» продлится до 31 мая.
Любовь Мартынова