Генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова на брифинге отметила, что дар этот крайне важнен для музея. Ведь получены произведения десяти важнейших молодых современных авторов, которые определяют картину развития нынешнего художественного процесса.
«Этим даром продолжается очень старая традиция, восходящая к основателю музея Павлу Третьякову, который собирал самые важные произведения современных художников. Мало кто сегодня, воспринимая Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке как классическую, отдает себе отчет в том, что Третьяков собирал самое актуальное искусство, которое вызывало мощнейшие дискуссии в обществе», - сказала г-жа Трегулова.
Дар Винзавода продолжает программу «Меценаты и дарители – Третьяковской галерее», начатую в 2017 году. Благодаря ей музей получил 1936 экспонатов. Особо Трегулова отметила уникальный дар Владимира Некрасова – собрание из 35 произведений советского классика Гелия Коржева.
Сегодня переданы работы, ранее выставлявшиеся на Винзаводе в выставочном цикле «Прощание с вечной молодостью». «Я хочу обратить внимание на то обстоятельство, что в 1990-е и 2000-е годы Третьяковская галерея, впрочем, как и многие другие музеи, упустила художников двух поколений», - сказала Трегулова. И то, что работы молодых авторов в итоге появляются в Третьяковке - особенно ценно.
Ирина Горлова, заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи ответила на несколько вопросов «Культуромании» :
- Работы уже были представлены публике на Винзаводе. Теперь они переданы в фонд музея. Какие-то из них можно будет увидеть посетителям Третьяковки?
- До конца июня у нас остается большая инсталляция во внутреннем дворе Новой Третьяковки. Потом она уедет в запасник. И еще открыта инсталляция с видео-интервью художниками, в которых они рассказывают о своем творчестве, знакомят с работами.
Переданные экспонаты мы будем описывать, инвентаризировать, включать в государственный каталог. И дальше уже задействовать их в различных проектах Третьяковской галереи, которые будут проходить и в России, и за рубежом.
- Это первое пополнение фонда работами современных художников?
- Да, первое, если мы говорим именно о художниках, состоявшихся как авторы в «нулевых» годах. До этого Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow подарил большую серию работ российского художника Андрея Куськина . Это был прорыв, первый шаг, который мы сделали в сторону современности.
- Почему этого прорыва так долго пришлось ждать?
- Потому что Третьяковка – музей с отчасти традиционным сознанием. До этого лет 15 назад наша галерея получила коллекцию советского и русского искусства, которую собрал Андрей Ерофеев и которая хранилась в музее-заповеднике «Царицыно». И дальше, после этих 15 лет было затишье. Очень трудно было пробить стену, доказывать, что эти молодые художники тоже достойны стать частью собрания.
- А не было ощущения, что общество не воспримет и не до конца поймет такие работы?
- Конечно, если сейчас мы выставим эти работы рядом с произведениями соцреализма, то, конечно, это вызовет вопросы. Но у каждого свой порог восприятия. Кто-то до сих пор приходит в зал, где висит «Черный квадрат» и говорит, что это не искусство. Но постепенно ведь многое меняется.
- Если Третьяковка уже «пробила стену», то какие движения по современным авторам можно предсказать в будущем?
- Я надеюсь, что мы будем, безусловно, развиваться. Я еще раз отмечу, что первым мощным импульсом к переменам была передача Третьяковке коллекции Ерофеева. Но потом всё затормозилось, хотя работа с выставками современных художников шла.
Мы надеемся, что дальше как раз пойдет позитивная волна. В передаче сегодняшней коллекции работ очень важно, что по ней была проведена экспертиза специалистами Винзавода. То есть там было достаточно легко доказать экспертной комиссии Третьяковки то, что эти художники войдут в историю дальнейшего искусства.
«Культуромания» поговорила с художником Егором Кошелевым, работу которого включили в фонд Третьяковки. Отметим, что Кошелев - кандидат искусствоведения, провел девять персональных выставок. В 2012 году получил австрийскую премию Strabag, которая вручается авторам до 40 лет.
- Насколько российская аудитория отличается от западной в восприятии современного искусства?
- Конечно, отличия есть всегда. Каждый национальный контекст имеет свою характеристику. Наш зритель в общем и целом воспитан искусством XIX века. Оно формирует его вкусы, и за пределы этого искусства наш зритель часто не ходит. Это особенно касается среднего поколения. Но сегодняшний молодой человек – это уже совершенно другой зритель. Я наблюдаю резкий разлом в восприятии современного искусства между людьми 20-30 лет и более старшими поколениями.
У нас, как мне представляется, долго не было навыка жизни рядом с искусством. В европейских странах этот навык не был утерян. А наша история XX века вычеркнула определенные культурные привычки за пределы дозволенного. Обладание искусством в советском периоде было чем-то странным, подозрительным.
- Да, вспоминается любовь наших бабушек, родителей к репродукциям. В Европе, думаю, такой традиции не было. Там принято идти и покупать настоящие картины, пусть даже не всегда выдающегося качества.
- Да, это верно. Я нередко бывал в частных домах Европы. И, например, у инженера, стоматолога, юриста там обнаруживалась приличная коллекция современного искусства вполне значимых имен. Пусть нет грандиозных холстов, но есть рисунки, небольшие картины. Вообще там человек не видит чего-то странного в жизни с искусством бок о бок. Наш, даже очень состоятельный человек, жить с искусством только учится. Для него нормально купить за100 тысяч евро диван, но купить за многократно меньшую сумму картину, рисунок, скульптуру современного художника – очень непривычно. Но не потому, что ему это не нравится, а потому что принято, что искусство – оно в музеях. У нас пока масса клише, увязанная с советским временем.
Наш совершенно иной навык общения с искусством, конечно, сказался на популярном вкусе, на отношении, на мере заинтересованности искусством.
- А что можно сказать про молодое поколение? Оно активно впитывает современное искусство? Классика ему кажется скучной?
- По-разному. В формировании вкусов молодого поколения очень большую роль играет механика мышления, которая задается современными гаджетами. Возможно, теряются какие-то исторические связи для понимания явления, а всё превращается в одну сплошную ленту: сюда поставлю лайк, сюда нет, сюда поставлю, сюда опять нет. Модная городская современная молодежь - на которую я надеюсь и от которой жду интересных запросов - она формирует свои культурные пристрастия и маршруты в несколько рандомном варианте по принципу «лайк-дизлайк». Например, увидели в своей ленте одобренную кем-то выставку и решили, что туда пойдут, пофотографируются.
- Наверно, это общемировая тенденция?
- Да, конечно. В этом смысле условный москвич 20-30 лет очень похож на своего сверстника-лондонца. А вот люди старше совершенно по-другому мыслят и воспринимают искусство.
- Кто покупает Ваши работы? И как чаще создаются работы: при определенном эмоциональном настрое или больше под влиянием событий, которые происходят в мире и имеют резонанс?
- Значительную часть покупателей я не знаю, потому что бОльшая часть вещей продается через галереи и через агентов. Некоторых покупателей я знаю. Как правило, это люди 35-50 лет, принадлежащие к Upper middle class.
Работаю, скорее, по второму сценарию. У меня есть вещи, исполненные на импульсе, порыве, но их немного. И я стараюсь почти не выпускать их из мастерской. Главным образом, как художник я хочу понять процессы, происходящие в современном обществе, и найти этому некое визуальное воплощение.
Любовь Мартынова