Любовь к модернизму и бурный рост: что представляет из себя индийский арт-рынок.
Индия, по данным МВФ, — самая быстрорастущая экономика мира: как прогнозирует инвестиционный банк Goldman Sachs, к 2075 году страна может занять вторую строчку в мировом рейтинге. При этом местный арт-рынок еще несколько лет назад был далек от пиковых показателей. Например, в 2019-м Индия, которая тогда была пятой экономикой мира, заняла 13-е место по объему аукционных торгов: ее обогнали не только США и Китай, но даже Польша, Чешская республика и Австралия. Тем не менее, в последние годы рынок устойчиво растет. Согласно отчету, опубликованному компанией Indian Art Investor, за 2023-й финансовый год (с 1 апреля 2022-го по 31 марта 2023-го. — Культуромания), оборот составил 144,3 миллиона долларов — на девять процентов выше предыдущего периода. А вообще за последние 10 лет аукционный рынок вырос на 265 процентов.
«Индийцы сами покупают свое искусство»
Впрочем, западный зритель — по крайне мере, не слишком искушенный — не очень хорошо знает индийских художников. Кроме, пожалуй, Аниша Капура — который, правда, давно прописался в Великобритании и даже был посвящен в рыцари Елизаветой II. Основные покупатели индийского искусства — сами индийцы, а также представители диаспоры в США, Великобритании и других странах, рассказала «Культуромании» Екатерина Теребенина (Екатерина и Андрей Теребенины — обладатели обширной коллекции современного искусства Индии и предметов индийской культуры. — Культуромания):
— Если вы придете в Лондоне в богатый индийский дом, то увидите работы индийских художников. Они любят произведения модернистов — авторов середины XX века: это печать достатка, хорошего вкуса. Индийцы сами покупают свое искусство: в этом смысле они абсолютно самодостаточны. В Индии существует только одна галерея, которая продает работы неиндийских художников — Galerie Isa в Бомбее. Она успешно работает уже много лет. А так в стране несколько десятков сильных галерей, существующих давно, на семейные деньги. Есть, впрочем, и молодые: например, галерея Experimenter, основанная молодыми ребятами, мужем с женой. Они раскрутили ее буквально с нуля, и сейчас участвуют во всех международных ярмарках — от Art Basel до Frieze. При этом базируются в Калькутте — далеко не главной точке притяжения на карте Индии. В целом, арт-рынок развивается именно с подачи галерей, а не государства. Кроме того, есть ежегодная международная ярмарка India Art Fair в Нью-Дели, куда приезжают кураторы и галеристы со всего мира: при этом даже галереи из Лондона привозят искусство, фокусирующееся именно на Индии. Еще есть Кочинская биеннале, проходящая на юге страны. Там же проводится и студенческая биеннале, где можно приобрести сильные работы. И, конечно, есть музеи — например, Национальная галерея современного искусства в Дели. Там часто проводят выставки художников с международной репутацией, представленных в западных галереях. Во дворе можно увидеть огромное дерево из нержавеющей стали. Автор арт-объекта — Субодх Гупта, один из самых дорогих современных художников Индии: Национальная галерея купила его работу.
Между традицией и современностью
В чем же особенность современного искусства Индии? Многие говорят о том, что в нем причудливо сочетаются традиции и современность. Правда, взаимодействие старого и нового не всегда проходило легко.
— В середине XVIII века в Индии возникла «Школа компании». Это произошло под влиянием англичан: они открывали художественные школы, где обучали европейским приемам и техникам изобразительного искусства. Они были заинтересованы в отправке изображений, запечатлевших жителей Индии и индийскую природу, в Европу. В итоге индийские художники — у которых, за плечами была школа восточной «могольской» миниатюры — изображали индийские мотивы в духе произведений викторианской эпохи. Этот стиль просуществовал на протяжении всего XIX века. В это же время развивалось индийское национально-освободительное движение, и в середине XIX века возникло такое течение, как Бенгальское Возрождение. Одной из его ключевых фигур был Абаниндранатх Тагор — племянник Рабиндраната Тагора. Художники Бенгальского Возрождения, с одной стороны, испытывали влияние современной европейской культуры, но главным образом они обращались к своим корням. Тем более, в то время началось изучение живописи пещер Аджанты (буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, покрытого уникальными росписями II в. до н.э. — V в. н.э. — Культуромания), это тоже повлияло на интерес к традиционному искусству, — рассказала «Культуромании» Екатерина Шинкарева, хранитель индийской коллекции Музея Востока.Позднее настало время популяризации национальных традиций. Самые известные художники 1920—30-х гг. Амрита Шер-Гил и Джамини Рой по-новому и каждый по-своему видели развитие изобразительного искусства. Венгерско-индийская художница-модернистка Амрита Шер-Гил разработала визуальный язык, который сочетал яркие оттенки индийских миниатюр с фигурной монументальностью фресок Аджанты. Джамини Рой обратился непосредственно к традиционному искусству коренных народов.
Со временем маятник качнулся в сторону западного искусства: в 1947 году (через несколько месяцев после обретения Индией независимости) возникла Бомбейская группа прогрессивных художников. Авторы вроде Макбула Фиды Хусейна и Фрэнсиса Ньютона Соузы, испытавшие влияние европейского модернизма и опиравшиеся на национальные традиции, хотели вписать индийское авангардное искусство в международный контекст. Деятельность этой и других художественных групп середины XX века привели к появлению причудливого микса ярких индивидуальностей: например, Фрэнсис Ньютон Соуза тяготел к экспрессионизму, а другой знаменитый художник, Васудео Гайтонде, — к абстракции. Калпати Ганпати Субраманян известен своими повествовательными фигуративными произведениями, которые он создавал с использованием различных материалов, включая краску, энкаустику, песок и клей, раскрывая связи мифа и реальности, традиции и современности, искусства и мастерства. Выдающийся художник-модернист Тайяб Мехта наиболее известен своими изображениями тотемных индийских форм.
При этом борьба шла не только в области формы, но и сюжета. «Художники, с одной стороны, хорошо помнили английскую цензуру, с другой, у них была еще глубокая внутренняя цензура, — объяснила «Культуромании» Екатерина Шинкарева. — Индия — страна, в которой сосуществуют множество религий. Например, Макбул Фида Хусейн был проклят индуистскими националистами за некоторые свои работы и вынужден был покинуть Индию. Он так и не смог вернуться на родину: просто потому, что изобразил индуистскую богиню обнаженной. Что касается работ художников XXI века, то в них больше политического пафоса, чем исконно индийской мифологической сюжетики. Многие выступают за религиозное равенство, борются за права женщин».
Японец, полюбивший индийское искусство
Какое же искусство наиболее популярно? Авторы отчета Indian Art Investor показывают, что художников-премодернистов (родившихся до 1915 года) и модернистов (появившихся на свет в период с 1915-го по 1950-й) за прошедший год на аукционах стало больше: рост составил 7 процентов. А вот у современных художников зафиксирован спад на 9 процентов. В целом, эти тенденции отражают общую картину: модернисты занимают самую большую долю рынка — в прошлом году на них пришлось 79 процентов оборота и 62 процента проданных работ. А еще это самые дорогие художники. Рекорд принадлежит Васудео Гайтонде: его медитативная картина «Без названия» (1980) была продана в марте нынешнего года за 5,8 миллиона долларов. Предыдущий рекорд цен на его вещи был поставлен в 2022-м на аукционе Pundole's (Мумбай): картина «Без названия» (1969) ушла за 5,6 миллиона долларов. И стала на тот момент самой дорогой работой индийского художника. Любопытно, что эти торги были целиком посвящены произведениям из коллекции Музея искусств Гленбарра, основанного японцем Фукуоку Масанори в 1993 году. Масанори, занимавшийся рыбным производством, открыл музей в одном из пустующих фабричных зданий в городе Химедзи и посвятил его индийскому искусству. Ему удалось собрать первые имена, и неудивительно, что продажа части работ (что важно, с хорошим провенансом, ведь индийский рынок, как и многие, страдает от подделок) вызвала ажиотаж. Тогда же был поставлен еще один рекорд: работа Тайяба Мехты «Махишасура» (1985) ушла за 4,9 миллиона долларов. На тот момент цена стала рекордной для произведений художника. Правда, в том же году была взята новая высота: работа Мехты «Без названия (Бык на рикше)» была продана за 5,6 миллиона долларов на аукционе Saffronart (Нью-Дели). В целом в список самых дорогих художников Индии входят Амрита Шер-Гил, Раджа Рави Варма, Фрэнсис Ньютон Соуза, Макбул Фида Хусейн, Сайед Хайдер Реза.
Кстати, некоторые художники рубежа XIX-XX веков официально считаются в Индии национальным достоянием — их работы нельзя продавать за рубеж. Список включает девять имен: это Рабиндранат Тагор и два его племянника Гаганендранатх Тагор и Абаниндранатх Тагор; Джемини Рой, Нандалал Бос, испытавший влияние японских художников; Амрита Шер-Гил, Раджа Рави Варма, занимавшийся масляной живописью и учившийся у английских художников; Сайлоз Мукерджа, работавший в экспрессионистском ключе; и даже наш Николай Рерих, очаровавший индийских зрителей изображениями Гималаев.Цены на любой вкус и кошелек
Кое-кто из звездных индийских авторов есть в российских музеях.
— У нас в коллекции есть и произведения Джамини Роя, и работы прекрасных графиков, близких к Бенгальскому Возрождению: во время хрущевской оттепели начался взаимный обмен — русские художники везли работы в Индию, а индийские — в Россию. Нашему музею дарили работы, которые привозила индийская сторона. А еще в 1974 году у нас проходила персональная выставка М.Ф. Хусейна. У него была образовательная идея — показать свои картины в тех регионах Индии, где в принципе не знали, что такое галереи. Это были работы из циклов «Рамаяна» и «Махабхарата». Картины, посвященные «Махабхарате», он привез в Россию и одну из них подарил нам. А другие вещи из этой серии потом успешно продавались на аукционах, — рассказала «Культуромании» Екатерина Шинкарева.
Впрочем, индийское искусство доступно не только музеям и миллионерам.
— Можно купить хорошие работы за 10—40 тысяч евро. Или найти прекрасных художников за 5—7 тысяч евро, которые пока еще не успели стать популярными. В общем, есть цены на любой вкус и кошелек. При этом если сравнивать условно равнозначное искусство Индии и США, то окажется, что индийское дешевле. Но по качеству оно ничуть не уступает американскому и при этом продолжает расти в цене. У нас в коллекции есть красивая резная работа, сделанная из бумаги, ее автор — молодая художница Анандита Бхаттачарья. Когда мы приехали в Индию в 2015 или 2016 году, ее работы стоили 7—10 тысяч евро. Сейчас — уже 30—40 тысяч евро, потому что ею заинтересовались американские коллекционеры. Причем, вещи вроде нашей художница больше не делает: она работает сама, без помощников — это ее принципиальная позиция — а такая кружевная работа — слишком трудоемкая. Так что нам повезло», — поделилась с «Культуроманией» Екатерина Теребенина.
2023-й финансовый год стал самым успешным для индийского арт-рынка, говорится в отчете Indian At Investor. Это выражается не только в общем обороте, но и, например, в количестве проведенных аукционов: 132 против 118 в 2022 году. При этом индийцы предпочитают традиционные медиа: 70 процентов оборота пришлось на работы, выполненные на холсте. Изменятся ли эти тенденции — особенно с появлением новых поколений коллекционеров — узнаем в ближайшее время.
Ксения Воротынцева
Фото: предоставлены Екатериной Теребениной, которая является правообладателем. Публикуются с ее разрешения