Два главных глобальных АД по-разному завершили 2023 год
На прошлой неделе Sotheby’s официально отчитался за прошедший год — продажи составили 7,9 млрд долларов, практически достигнув рекорда года 2022 (напомним, тот год был связан с постпандемийным бумом на рынке). У главного глобального конкурента, Christie's, все совсем иначе — продажи упали сразу на 25% (!) — до 6,2 млрд. Текущий год должен показать, дрейфует ли Christie's в сторону «второй лиги», чтобы оставить Sotheby’s единолично наслаждаться мировым господством.
Речь идет о консолидированных результатах, в которых учитываются как публичные торги, так и прямые продажи клиентам. Sotheby’s публикует только общую сумму продаж, не детализируя прибыли и убытки, новая политика, реализуемая с 2019 года, когда контроль над компанией получил частный инвестор Патрик Драи (французский миллиардер, основатель и глава телекоммуникационной корпорации Altice).
На публичные продажи на аукционных торгах приходится 6,5 млрд долларов или 83% (в прошлом году 6,6 млрд). При этом 2,2 млрд (+4%) — это продажи предметов роскоши, а не антиквариата. Прямые продажи клиентам выросли с 1,1 до 1,2 млрд долларов (максимум был достигнут в 2021 году — 1,3 млрд). Руководство компании отмечает, что результат достигнут несмотря на замедление в глобальной экономике и спад активности на арт-рынке.
Эксперты отмечают, что в 2023 году Sotheby’s значительно увеличил число аукционов, где продавались лоты из отдельных коллекций — 143 аукциона с продажами 1,3 млрд, рост на 24%. Самыми масштабными распродажами стали реализация коллекций Эмили Фишер Ландау (427 млн долларов), Мо Остин (130 млн), Клары Шрейер (118 млн). Самым дорогим лотом стала картина Пабло Пикассо «Женщина с часами» (1932 г.), проданная в ноябре почти за 140 млн долларов. Также «блокбастерами» стали две картины Густава Климта: «Дама с веером» (1917-1918 гг.), 108,5 млн и «Остров на Аттерзее» (1901-1902 гг.), 53,2 млн. Другим достижением стала продажа раритетного авто Ferrari 330 LM / 250 GTO за 51,7 млн – самая высокая цена, заплаченная за автомобиль этой марки.
Главный глобальный конкурент, АД Christie's, пока не выпустил официального отчета — возможно по той причине, что лучше это сделать попозже, когда на рынке появится больше новостей. В середине декабря глава компании Гийом Черутти назвал на пресс-конференции завершившийся год «парадоксальным». В данном конкретном контексте это слово выступило синонимом «провальным». Правда, СЕО призвал судить о результатах «в перспективе» — мол, в 2023 году многое было вложено в будущую экспансию. Тем не менее, цифры остаются цифрами — 6,2 млрд по сравнению с 8,4 млрд в 2022 году. То есть, на четверть меньше. Притом, если прямые продажи по предварительным оценкам выросли на 5%, продажи на аукционных торгах упали с 7,2 млрд в 2022 году до 5 млрд долларов в 2023.
Да, 2022 год был для Christie's годом «больших аукционов» — только одни торги, где была реализована коллекция сооснователя Microsoft Пола Аллена, принесли 1,5 млрд долларов. Тем не менее, в 2021 году продажи составили 7,1 млрд, то есть почти на миллиард больше, чем в 2023. Падение в 25% отражает также и тот факт, что Christie's начинает проигрывать своему главному конкуренту — именно в «битве» за крупные и дорогие коллекции. Не случайно г-н Черутти обмолвился во время пресс-конференции, что, мол, если бы его компании удалось заполучить собрание Эмили Фишер Ландау, то годовые результаты могли выглядеть совсем иначе. Как бы то ни было, текущий год может стать знаковым и продемонстрировать дрейф Christie's в направлении «второго дивизиона» мирового арт-рынка.
Игорь Сирин
Фото: Густав Климт «Дама с веером», Sotheby’s