Мартирос Сарьян (1880–1972) - блистательный живописец, ученик Серова и Коровина. Его имя навсегда объединило армянскую и русскую культуру, оно несомненно принадлежит России и одновременно является символом искусства Армении. Также имя Сарьяна навсегда связано с Третьяковской галереей, куда в 1911 году была приобретена его первая работа “Улица. Полдень. Константинополь”. Тогда художнику было чуть больше 20 лет и это и было настоящим признанием.
На выставке представлено 29 живописных произведений Сарьяна дореволюционного периода - времени наивысшего расцвета его таланта. Пейзажи, натюрморты и портреты - всего понемногу. Из собрания Третьяковской галереи отобраны 13 произведений, из Национальной картинной галереи Армении и из Дома-музея художника в Ереване - 16.
В Третьяковской галерее не первый раз проходят персональные выставки Сарьяна, последняя состоялась в 2010 году. На ней демонстрировалась живопись и графика дореволюционного и послереволюционного периода творчества живописца из собрания галереи. В Третьяковке находится самая крупная коллекция его работ - около 68.
Текущая выставка очень органично выглядит в залах постоянной экспозиции Третьяковской галереи - работы Сарьяна, которые были в постоянной экспозиции, даже не поменяли своего местоположения - они завершают анфиладу, посвященную искусству рубежа веков. Проходя по этим залам мы видим картины главных и любимых учителей Сарьяна - Серова и Коровина, у которых он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Именно Серов впоследствии рекомендовал совету Третьяковской галереи приобрести ряд работ своего еще совсем молодого ученика и они также есть на этой выставке.
“Выставка получилась необычайно яркой, эмоциональной, очень высокой по своим художественным качествам. Она небольшая, но при этом несет огромный эмоциональный заряд - мы можем почувствовать музыкальные ритмы произведений Сарьяна. Этот удивительный художник прекрасно вписан в европейский художественный контекст. Не случайно Сарьян стал проводником для европейского мира и культуры Армении. Большие персональные выставки Сарьяна проходят в Европе, что является большой редкостью, потому что лишь очень немногие художники удостаиваются этого - Репин, Шагал, художники русского авангарда - пока можно назвать немного имен, чьи монографические выставки проходят в музеях мира”, - отметила Татьяна Карпова - заместитель генерального директора Третьяковской галереи по науке.
Об особенностях жизненного и творческого пути Мартироса Сарьяна
«Культуромании» рассказала куратор выставки Людмила Бобровская.
- Что произошло после революции - почему такой талантливый, востребованный художник перестал писать? Ведь работы, которые мы видим - это и вершина его творчества и одновременно его закат.
- До революции Сарьян уже сложился как очень благополучный художник. Ему исполнилось 30 лет, он достиг признания, его работы покупают Павел Рябушинский, Савва Морозов, у него мастерская в доме Перцева с видом на Кремль, каждый год он путешествует, Максимилиан Волошин пишет о нем огромную статью в “Апполоне”. При этом он находится в контексте и русской культуры и космополитической западно-европейской культуры.
Все поменялось после 1915 года, когда случилась армянская трагедия. В этот период Сарьян впервые осознал себя армянином. Он родился в Нахичевани и первый раз в Армению попал в 1901 году во время путешествия, уже будучи студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. А в 1915 году он поехал в маленький городок Эчмиадзин и оказался в самом пекле трагедии. Он увидел страшное - порядка 100 тысяч беженцев - больных, детей, стариков. У него на глазах одна женщина каждый день хоронила по ребенку и шила им саваны из своей одежды, а под конец, когда у нее умер самый младший сын и закончились даже нитки, она сшивала саван своими волосами.
В своих воспоминаниях Сарьян пишет, что он уже не мог кричать, у него все перед глазами завертелось и очнулся он уже в Тбилиси, куда его привезли друзья, потому что у него началась нервная горячка. После этого какое-то время он вообще не мог писать. В Тбилиси он встретил свою любовь и только это спасло его от совершенно жуткого состояния, в котором он пребывал. Он много работал - делал иллюстрации для антологии армянской поэзии, которую издавал Валерий Брюсов, занимался организацией Общества армянских художников в Тбилиси, где всегда была очень большая армянская диаспора. В этот период в нем произошел перелом - он осознал себя сыном Армении. И когда Сарьяну предложили переехать туда на постоянное место жительства, он принял это предложение и в 1921 году переехал с семьей в Ереван.
- Расскажите, пожалуйста, в чем проявилось влияние европейской живописи на творчество Сарьяна?
- Дело в том, что становление Сарьяна как художника происходило на фоне необычайного подъема в сфере изобразительного искусства, а также в литературе, скульптуре и архитектуре. Эти 20 лет - от 1895 до 1915 года - были временем когда рядом творили абсолютно разные художники. Сарьян попал в эту плеяду и смог многое впитать, в том числе лучшие образцы западно-европейского искусства, которые на тот момент были уже известны, во многом благодаря щукинской и морозовской коллекции. Художники того времени были достаточно хорошо знакомы с работами Матиса и Гогена и подобно Гогену путешествовали по Европе и по Востоку. Только вместо Таити у Сарьяна был Константинополь и Каир. Ему был интересен не этнографический Восток, а нечто большее, эмоциональное: ощущение от города, от людей, от этого неба, от зноя. Вот что было для него главное.
И, как говорится, влияние в искусстве не фактор, но факт. То есть, мы говорим о том, что Сарьян похож на Матиса, но с таким же успехом можно сказать и о том, что Машков наш русский Матис. Или тот же Серов. А ведь Машков и Сарьян - совершенно разные художники. Сарьян - совершенно самостоятельный художник, который не укладывается в рамки каких-то направлений, хотя и принадлежит своему времени. Как и многие другие его современники, Сарьян видел, что делает Матис, был знаком с его работами, но делал все по-своему. Каждый большой художник тем и отличается, что он видит и своих современников и своих предшественников. Во многом, ему просто повезло - потому что у него были замечательные учителя - кроме Серова и Коровина, прекрасный живописец Абрам Архипов, Леонид Пастернак. Сарьян - удивительный художник, в котором все это сплавилось, но именно благодаря его собственному таланту.
Выставка продлится до 14 января 2018 года.