Работы Александра Рукавишникова, скульптора в третьем поколении, известны всем москвичам. Памятники Федору Достоевскому напротив Российской государственной библиотеки и Юрию Никулину возле Цирка на Цветном бульваре представляют его как мастера классической школы. Тем интереснее увидеть станковую скульптуру автора на первой персональной выставке в Третьяковке. Азиатские черты, первозданные инстинкты, подчеркнутая женская дородность – характер работ Рукавишникова безошибочно выделяет скульптора на современной арт-сцене. Что думает о собственном стиле сам мастер и где в столице появится памятник Олегу Табакову – в нашем материале.
Шестьдесят произведений скульптора охватывают весь творческий период, от студенческих работ до тех, которые он подготовил специально для своей выставки. Древнерусская тематика, на которую часто опирается Рукавишников, переплетается с гротескными и остроумными идеями, как работа «Фаина» 2019 года. Самобытность и даже некое неистовство героев работ хорошо обыгрывается интерьером экспозиции, включающим натуральные материалы – дерево, металл, ткань, войлок.
Выставка вышла в юбилейный год - в октябре потомственному скульптору исполняется 70 лет. «Третьяковская галерея внимательно относится к творчеству современных мастеров отечественной культуры, - отметила в разговоре с «Культуроманией» куратор выставки «Скульптор Александр Рукавишников» Ирина Седова. - Но мы не приурочивали выставку к этой дате, просто так совпало».
- На ваш взгляд, каковы отличительные черты творчества Рукавишникова? Как оно соотносится с сегодняшним временем?
- Тем и сложен Александр Рукавишников, что у него в основе есть традиционная классическая школа, которая была основана и получила свое развитие в Москве. Эта так называемая «московская скульптурная школа», созданная на академических традициях и затем продолженная очень специфическим образом такими большими мастерами, как Анна Голубкина, Сергей Коненков, Александр Матвеев. Они на базе крепкой выучки культивировали в своих учениках поиски собственного пластического языка. Это сочетание свойственно московской школе. Именно на ней вырос Александр Рукавишников. В то же время он – серьезный новатор, продвигающий постмодернистские традиции. Что это такое? Это идея, что возможно всё. Для Рукавишникова «всё» -- очень специфическое, причем он быстро нашел свою «тему» -- это древнеславянское язычество. Присмотритесь к образам и пластическим символам, которыми наполнены его скульптуры. Но это не слепое заимствование, а переработка, переосмысление той традиции, которая напитывала русскую культуру с давних времен. Она была жива и в русском фольклоре, и в народном творчестве, перейдя затем в профессиональную художественную культуру.
Куратор добавляет, что в собрании Третьяковки хранится семь произведений Рукавишникова, одно из них -- в постоянной экспозиции здания на Крымском Валу.
Скульптор, народный художник РФ Александр Рукавишников также пообщался с «Культуроманией»:
- Вы говорили, что скульптура – это ответственность автора. У вас, как у потомственного скульптора, она, наверно, выражена втройне?
- В целом, да. И дед, и отец научили меня тому, что надо отвечать за то, что ты делаешь. Я обычно, отвечая на подобные вопросы, привожу в пример работу с Никулиным (памятник на Цветном бульваре – «Культуромания»). Я мог бы его сделать на свой манер, самовыразиться. Но совершенно разные люди любят Никулина таким, какой он был, поэтому я не имею права «оседлать» его и сделать на этом себе карьеру. Он – великий Никулин, а я просто пытаюсь сделать такую вещь, которая бы помогла людям вспоминать этого великого артиста.
- Тем не менее, фигура Спартака около нового московского стадиона более футуристическая, гротескная.
- Здесь работали другие исходные: размер этой фигуры, близость к стадиону, да и как точно выглядел Спартак никто не знает. Поэтому, работая над Спартаком, я счел, что авторское прочтение тут возможно, а Никулина надо делать похожим, просто и понятно.
- Ваши работы знакомы многим москвичам. Можно сказать, что они классической манеры исполнения. А приходя на выставку, обнаруживаешь совсем иной ваш художественный почерк.
- Монументальные произведения на улице видят все. А здесь станковая скульптура, я могу выражаться так, как хочу.
- И, берясь за заказ, вы не боитесь быть неоригинальным?
- Нет, не боюсь. Главное, у скульптора должна быть совесть.
- А станковая скульптура более отражает вас?
- Не скажу. Вот сейчас я делаю для Белграда скульптуру сербского правителя Стефана Немани. Он очень почитаем в Сербии. Мы выиграли большой международный конкурс. И летом будет открытие памятника.
- Вы довольны тем, что вы коммерчески успешный скульптор?
- Как сказать… Это получается само. Если только и думать, как бы стать коммерчески успешным, успеха не будет. Об этом многие пишут. Надо любить свою работу. И если ты без этого не можешь просто жить, то и коммерция с какого-то времени начинает получаться. Но я вам скажу, что меня нельзя назвать полностью коммерчески успешным скульптором, потому что и времена были совсем разные. Меня раздражало то, что профессия очень дорогая сама по себе. Французы говорят: «Сначала надо стать очень богатым человеком, и только потом становиться скульптором». Помните, Ван Гог не смог позволить себе краски и холст? А тут нужен мрамор и другие материалы.
- Ваш сын тоже художник, скульптор в четвертом поколении.
- Да. Но сейчас процентов на восемьдесят он отдает время графике, живописи. На скульптуры отводит времени меньше, чем я.
- Когда можно ждать появления на улицах ваших новых работ?
- Конечно, давать прогнозы – дело неблагодарное. Сейчас для Москвы я делаю на свой страх и риск проект, посвященный Олегу Табакову. Ко мне обратился мой товарищ и друг Владимир Машков и предложил сделать скульптуру рядом с новым зданием Театра Табакова. Машков начал собирать необходимые документы где-то полгода назад. Там ведь коммуникации, недавний ремонт, поэтому нам ответили, что ставить ничего нельзя. Тогда я предложил сделать не памятник, а композицию, которую можно передвигать.
Идея – создать композицию с элементом атома Солнца. Сам Табаков постоянно сравнивал талант актера с атомом Солнца, говорил, что он либо есть в человеке, либо нет. Так вот, Володя Машков говорит, что мы должны соединить атом Солнца и Табакова, и обязательно кота Матроскина рядом. Также там будут отпечатки ладоней его самых значимых учеников.
Сама композиция будет в виде шара диаметром метра два с половиной, через нее любой прохожий сможет пройти. Внутри шара будут сидячие фигуры Табакова и кота в одинаковых позах. Кота сделаем опирающимся на такой громадный молочный бидон. А еще в композицию включим натюрморт с раками и пивом.
- Народу понравится.
- Посмотрим. Я надеюсь, что будет скандал (улыбается).
- Такой же, как с примусом на Патриарших прудах?
- Не меньший, чем с примусом. Когда мы композицию привезем, поставим и начнутся репрессии, то чем сильнее они будут, тем лучше нам. По крайней мере, мне (смеется).
- Когда скульптурное посвящение Олегу Табакову можно будет увидеть в Москве?
- Надеюсь, что уже этим летом.
Выставка «Скульптор Александр Рукавишников» продлится в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу до 26 апреля. Обращаем еще раз внимание, что с 18 марта по 10 апреля музей закрыт по причине угрозы распространения коронавируса.
Любовь Мартынова