В июле в небольшом городке Шенкурске Архангельской области открылась выставка-пленэр «Шенкурский венец», посвященная свадебному обряду. Главным экспонатом выставки стал уникальный венец, воссозданный мастерами студии "Русские начала" и подаренный местному краееведческому музею
В июле в небольшом городке Шенкурске Архангельской области открылась выставка-пленэр «Шенкурский венец», посвященная свадебному обряду. Главным экспонатом выставки стал воссозданный мастерами студии “Русские начала” уникальный венец - праздничный девичий головной убор с хлобыстнем - широкой шелковой лентой, украшенной золотной вышивкой, шелковыми лентами, кружевом. В результате многолетней исследовательской работы, мастера студии воссоздали два венца, а также два экземпляра праздничного девичьего костюма, бытовавший в уезде во второй половине XIX века. Один из костюмных комплексов был передан в дар Шенкурскому краеведческому музею и стал музейным экспонатом.
Шенкурский уезд находился на юге Архангельской губернии и был самым большим по численности населения, занимавшимся в основном земледелием. Характер деятельности крестьян и удалённость этой территории от основных дорог, возможно, послужили причиной сохранения некоторых уникальных традиционных форм женской одежды и головных уборов - в уезде всегда держались “законов старины”.
Так, в ХIХ веке здесь бытовал праздничный девичий костюм, состоящий из рубашки с длинными зауженными книзу рукавами, сарафана, сшитого из красной шерстяной или шелковой ткани, а также домотанины с кубовой набойкой и старинного головного убора – венца.
Шенкурские венцы встречались нескольких типов. Один из них – подобный был воссоздан мастерами студии “Русские начала” - “подчёлок с городчатым венчиком”. Прорезной “городчатый венчик” с пятью “городами” - фигурными выступами по верхнему краю - крепился на неширокой прямой полосе “почёлке”. Венец и “почёлок” украшали золотной вышивкой, сажением по бели бисером или перламутровой рубкой, запонами с цветными стеклышками, мелкими металлическими блестками, неширокими галунами из бити. “Почёлок” был очень жестким – его изготавливали из бересты, сложенной в несколько рядов. К затылочной части головного убора крепился “хлобыстень”, “хлобосень”, “хлобысень”. Это - широкая полоса шелковой ткани - лента, укрепленная с изнаночной стороны холстом, украшенная накладными шелковыми лентами, кружевом, всевозможными декоративными узлами, золотной вышивкой.
Как рассказала “Культуромании” сотрудник Института Наследия и руководитель студии “Русские начала” Татьяна Валькова, уникальность воспроизведенного костюмного комплекса заключается в том, что он сохранил элементы древнерусского костюма. Сарафан и рубаха могли меняться в зависимости от каких-то новомодных тенденций, а головной убор мог долго оставаться неизменным. Неизменными оставались также элементы вышивки, технические приемы изготовления. Данный тип венца предназначался для просватанных девушек, готовых выйти замуж. Распространен он был не только на Русском Севере, но и в Центральной России, и напоминает описание подобных “венцов с городы” у московских царевен ХVI –ХVII века.
“На этом венце - сюжет вышивки, который считается специалистами сугубо свадебным – в центре двухчастной композиции - женская фигура, а с правой и с левой стороны от нее расположены лебеди, повернутые к ней головами. Подобные венцы могли носить девушки брачного возраста, исключительно по праздникам. Возможно, этот венец мог быть одет на просватанную девушку”, - отметила она.
Татьяна Валькова также рассказала, что предметы воспроизведенного костюмного комплекса датируются разным временем. “Бытование венца мы можем датировать концом XVIII века, однако и весь XIX век он мог носиться, поскольку такие уникальные головные уборы передавались от матери к дочери. Мы сделали реплику вполне конкретной вещи - это роскошный головной убор, который хранится в одной из московских семей - потомков людей, живших некогда в Шенкурском уезде. Семья хранит этот головной убор минимум 200 лет.
Что касается рубашки - мы видели подобную в Российском этнографическом музее, работая в фондах с коллекцией, собранной в конце ХIX века - начале ХХ века. Тогда на Русский Север хлынули собиратели, исследователи, которых интересовала древность. Они изучали и деревянное зодчество, и традиционный текстиль. Из Шенкурского уезда вывезли тогда очень много - мы видели много шенкурских сарафанов и рубах. Кроме того, в этом костюме очень интересная золотная вышивка –- золотной ниткой вышиты оплечья рубахи - на Русском Севере это встречается не часто. Что удивительно, вышит и сарафан - такого ни в одной локальной традиции не встречается.
У той рубахи, реплику которую мы сделали, есть конкретная датировка - она создана до 1867 года, поскольку она участвовала в знаменитой этнографической выставке, которая проходила в тот год в Москве, в Манеже. И даже есть фотографии, на которых видно, что манекен одет в эту рубаху и в подобный головной убор - венец. Цель этой выставки была - показать все народы России, и этнографы, специалисты несколько лет занимались фотографированием типов людей, всевозможных народностей, населяющих Россию, собиранием их костюмов”, - пояснила исследователь.
Татьяна Валькова также рассказала, что при изготовлении костюмного комплекса мастера старались соблюсти старинные технологии пошива и изготовления тканей. Сарафаны были сшиты полностью вручную из домоткатины с кубовой набойкой по старинным технологиям. Нитки подбирались похожие на старинные, для золотной вышивки были приобретены нитки содержащие золото и серебро; шелковые ленты и тесьма сотканы вручную.
“Это была очень серьезная исследовательская и исполнительская работа. Первый раз мы были в Шенкурске и работали в фондах краеведческого музея 12 лет тому назад, а в это время там проходила выставка костюмов, которые хранятся в фондах различных музеев Архангельской области. Нас эти вещи заинтересовали, мы их изучали и полтора года назад решили, что мы уже готовы сделать некое обобщение, по крайней мере, по этому костюму. Но когда я оценивала объем работы, мне казалось, что это будет намного легче, чем было на самом деле. В этот проект пришлось много вложиться не только физически, но и материально. Мы - инициативная группа под руководством Веры Ярилиной, собрали средства на краудфандинговой платформе planeta.ru, Шенкурским краеведческим музеем были выиграны гранты компании Северсталь, кроме того, профессиональные фотографы проводили платные фотосессии в уже готовых костюмах. Научное обоснование, консультации, в том числе и для музея, оказал Институт нематериального и природного наследия им. Д. С. Лихачева. И в конце-концов наш проект состоялся. Это наша попытка изменить что-то - отношение людей к себе, отношение к истории и к Родине”, - подчеркнула руководитель студии “Русские начала”.
Ольга Степанова
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
Шенкурский венец вернулся домой
<h2>В июле в небольшом городке Шенкурске Архангельской области открылась выставка-пленэр «Шенкурский венец», посвященная свадебному обряду. Главным экспонатом выставки стал воссозданный мастерами студии “Русские начала” уникальный венец - праздничный девичий головной убор с хлобыстнем - широкой шелковой лентой, украшенной золотной вышивкой, шелковыми лентами, кружевом. В результате многолетней исследовательской работы, мастера студии воссоздали два венца, а также два экземпляра праздничного девичьего костюма, бытовавший в уезде во второй половине XIX века. Один из костюмных комплексов был передан в дар Шенкурскому краеведческому музею и стал музейным экспонатом. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Шенкурский уезд находился на юге Архангельской губернии и был самым большим по численности населения, занимавшимся в основном земледелием. Характер деятельности крестьян и удалённость этой территории от основных дорог, возможно, послужили причиной сохранения некоторых уникальных традиционных форм женской одежды и головных уборов - в уезде всегда держались “законов старины”.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Так, в ХIХ веке здесь бытовал праздничный девичий костюм, состоящий из рубашки с длинными зауженными книзу рукавами, сарафана, сшитого из красной шерстяной или шелковой ткани, а также домотанины с кубовой набойкой и старинного головного убора – венца.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Шенкурские венцы встречались нескольких типов. Один из них – подобный был воссоздан мастерами студии “Русские начала” - “подчёлок с городчатым венчиком”. Прорезной “городчатый венчик” с пятью “городами” - фигурными выступами по верхнему краю - крепился на неширокой прямой полосе “почёлке”. Венец и “почёлок” украшали золотной вышивкой, сажением по бели бисером или перламутровой рубкой, запонами с цветными стеклышками, мелкими металлическими блестками, неширокими галунами из бити. “Почёлок” был очень жестким – его изготавливали из бересты, сложенной в несколько рядов. К затылочной части головного убора крепился “хлобыстень”, “хлобосень”, “хлобысень”. Это - широкая полоса шелковой ткани - лента, укрепленная с изнаночной стороны холстом, украшенная накладными шелковыми лентами, кружевом, всевозможными декоративными узлами, золотной вышивкой.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Как рассказала “Культуромании” <b>сотрудник Института Наследия и руководитель студии “Русские начала” Татьяна Валькова</b>, уникальность воспроизведенного костюмного комплекса заключается в том, что он сохранил элементы древнерусского костюма. Сарафан и рубаха могли меняться в зависимости от каких-то новомодных тенденций, а головной убор мог долго оставаться неизменным. Неизменными оставались также элементы вышивки, технические приемы изготовления. Данный тип венца предназначался для просватанных девушек, готовых выйти замуж. Распространен он был не только на Русском Севере, но и в Центральной России, и напоминает описание подобных “венцов с городы” у московских царевен ХVI –ХVII века.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“На этом венце - сюжет вышивки, который считается специалистами сугубо свадебным – в центре двухчастной композиции - женская фигура, а с правой и с левой стороны от нее расположены лебеди, повернутые к ней головами. Подобные венцы могли носить девушки брачного возраста, исключительно по праздникам. Возможно, этот венец мог быть одет на просватанную девушку”, - отметила она.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Татьяна Валькова также рассказала, что предметы воспроизведенного костюмного комплекса датируются разным временем. “Бытование венца мы можем датировать концом XVIII века, однако и весь XIX век он мог носиться, поскольку такие уникальные головные уборы передавались от матери к дочери. Мы сделали реплику вполне конкретной вещи - это роскошный головной убор, который хранится в одной из московских семей - потомков людей, живших некогда в Шенкурском уезде. Семья хранит этот головной убор минимум 200 лет. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Что касается рубашки - мы видели подобную в Российском этнографическом музее, работая в фондах с коллекцией, собранной в конце ХIX века - начале ХХ века. Тогда на Русский Север хлынули собиратели, исследователи, которых интересовала древность. Они изучали и деревянное зодчество, и традиционный текстиль. Из Шенкурского уезда вывезли тогда очень много - мы видели много шенкурских сарафанов и рубах. Кроме того, в этом костюме очень интересная золотная вышивка –- золотной ниткой вышиты оплечья рубахи - на Русском Севере это встречается не часто. Что удивительно, вышит и сарафан - такого ни в одной локальной традиции не встречается.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
У той рубахи, реплику которую мы сделали, есть конкретная датировка - она создана до 1867 года, поскольку она участвовала в знаменитой этнографической выставке, которая проходила в тот год в Москве, в Манеже. И даже есть фотографии, на которых видно, что манекен одет в эту рубаху и в подобный головной убор - венец. Цель этой выставки была - показать все народы России, и этнографы, специалисты несколько лет занимались фотографированием типов людей, всевозможных народностей, населяющих Россию, собиранием их костюмов”, - пояснила исследователь.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Татьяна Валькова также рассказала, что при изготовлении костюмного комплекса мастера старались соблюсти старинные технологии пошива и изготовления тканей. Сарафаны были сшиты полностью вручную из домоткатины с кубовой набойкой по старинным технологиям. Нитки подбирались похожие на старинные, для золотной вышивки были приобретены нитки содержащие золото и серебро; шелковые ленты и тесьма сотканы вручную. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
“Это была очень серьезная исследовательская и исполнительская работа. Первый раз мы были в Шенкурске и работали в фондах краеведческого музея 12 лет тому назад, а в это время там проходила выставка костюмов, которые хранятся в фондах различных музеев Архангельской области. Нас эти вещи заинтересовали, мы их изучали и полтора года назад решили, что мы уже готовы сделать некое обобщение, по крайней мере, по этому костюму. Но когда я оценивала объем работы, мне казалось, что это будет намного легче, чем было на самом деле. В этот проект пришлось много вложиться не только физически, но и материально. Мы - инициативная группа под руководством Веры Ярилиной, собрали средства на краудфандинговой платформе planeta.ru, Шенкурским краеведческим музеем были выиграны гранты компании Северсталь, кроме того, профессиональные фотографы проводили платные фотосессии в уже готовых костюмах. Научное обоснование, консультации, в том числе и для музея, оказал Институт нематериального и природного наследия им. Д. С. Лихачева. И в конце-концов наш проект состоялся. Это наша попытка изменить что-то - отношение людей к себе, отношение к истории и к Родине”, - подчеркнула руководитель студии “Русские начала”.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"><b>
Ольга Степанова</b></span>
<p>
</p>