16 августа Минкульт провел открытые слушания в Российском фонде культуры, на которых экспертная комиссия выбрала нового худрука Волковского театра. Им стал известный актер и режиссер Сергей Пускепалис, который сразу после оглашения этого решения согласился ответить на вопросы «Культуромании».
— Волновались ли вы, ожидая решения комиссии?
— Конечно, волновался, что ж я робот что ли?
— Я слушала девять презентаций, но только ваша уделила такое большое внимание именно труппе, ее развитию. Как вы думаете успокоить актеров после кризиса, связанного и с попыткой объединения, и с тем, что бывший художественный руководитель Евгений Марчелли пообещал «золотые горы» и уволился?
— Марчелли не только обещал «золотые горы», но и выполнил свои обещания. Потому что афиша театра является «золотой», там прекрасные спектакли. Обещания Евгения не расходились с делом. А успокаивать труппу можно только одним — работой. Нормальной работой и успехом у зрителей и критики.
— В Фонде культуры вы пообещали, что актеры не останутся без работы. Как вы считаете, правильно держать актеров в штате или на срочном договоре?
— Да, я сказал, что безработных артистов в Волковском театре не будет. Что касается, формы сотрудничества с актерами, то естественно — я за срочные контракты. Но сейчас не вижу никакой необходимости пересматривать и корректировать то, что уже сложилось в этом театре. Не хочу с этого начинать, потому что это лишние волнения ненужные, тревоги, переживания.
— Насколько я знаю, иститут худсоветов в театрах исчез. Однако в Волковском он есть, и вы сказали, что худсовет должен продолжить работу. Насколько он важен?
— Худсовет нужен, но он должен помогать и делегировать общие устремления, распространять общую волю на каждого из отдельных участников процесса. Худсовет же, который бы воевал с режиссером, — не нужен, он приводит только к деструкции.
— Сильно ли изменится репертуар с вашим приходом в качестве художественного руководителя?
— Я сейчас не намерен ничего менять, еще раз повторю, в театре сейчас «золотая» афиша. Надо оставить основные спектакли, которые пользуются успехом и любовью зрителей.
— Замминистра Павел Степанов озвучил в Фонде культуры, что в соответствии с планами Минкульта, будет постепенно уменьшаться господдержка Волковского — с 70% до 50%. С другой стороны, он также объявил о том, что получено согласие Минюста на присвоение театру статуса особо ценного объекта культурного наследия, которое влечет увеличение госфинансирования. В итоге — финансирование увеличится или уменьшится?
— Я тоже ничего не понимаю и не могу вам толком ответить на этот вопрос, мне надо вникнуть в дела для этого. Это очень деликатная тема. Ничего вам не открою ни нового, ни старого. Сам не знаю.
— Но театр должен зарабатывать, что вы будете делать?
— Продавать билеты на спектакли.
— Вы сказали, представляя свою концепцию, что думаете переориентировать туристический поток, приехавший посетить города Золотого кольца, на посещение Волковского. Есть какое-то более конкретное понимание, как это можно сделать?
— Ну, какие конкретные планы. Надо встречаться с министром по туризму Ярославской области и договариваться про формирование и организацию туров. Мне кажется, что это будет интересно и для людей, и для ребят, которые занимаются этим бизнесом, и для нас. Это повысит интерес к их путевкам, и, мне кажется, для всех будет хорошо. Поэтому надо встречаться и логистику эту придумывать, осмысливать, просчитывать.
— Будет ли меняться репертуар «под туристов»?
— Знаете, не понимаю, что значит спектакли для туристов и для обычных зрителей. Это такие же зрители, наши зрители. За 20 минут всего Чехова что ли? Нет, это будут спектакли, которые являются нашим имиджевыми, получившими «Золотую маску», просто наши хорошие спектакли.
— Режиссер Пермского ТЮЗа Владимир Гурфинкель, также участвовавший в конкурсе, предложил создать на базе Волковского театра биржу питчинговых идей, по аналогии с киноиндустрией, как вам эта идея? Можно ли ее объединить с вашими идеями об актерской бирже?
— Я обязательно познакомлюсь со всеми предложениями моих коллег, которые участвовали в конкурсе. И, конечно, самые интересные идеи постараемся воплотить с огромным удовольствием.
— Очень интересна ваша идея насчет создания медиабиблиотеки в Волковском театре, не расскажете о ней?
— Это будет собрание самых интересных спектаклей, поставленных в разных точках нашей страны, которые сейчас пропадают втуне. Я бы назвал это просветительским проектом. Поэтому формировать медиабиблиотеку будем при подростковом клубе в театре. Изучение постановок именно в клубе, проведение конференций. Такое формирование шкалы ценностей. В этом главный интерес, иначе непонятно, почему медиабиблиотека именно в Ярославском театре драмы. У нас будет Первый русский театр, который формирует отношение к действительности у подростков. Вот именно на этом основании мы будем собирать спектакли, которые ставят наши коллеги.
— На презентации концепций вы сказали, что вы цель искусства — поиск сути, это самое важное, сейчас вы поделились информацией о просветительском проекте. Не кажется ли вам, что эти цели противоречат тем, что ставятся перед театром, а именно — зарабатывать деньги?
— Это на ваш взгляд противоречит. Их можно и нужно совмещать.
— Кого вы видите на должности директора театра?
— Конкретно никого не вижу, хотя кандидатуры есть. Мне нужно приехать на место, осмотреться, пойму, что и как. Ведь директор — это ключевая фигура.
— Вы заняты в ряде кинопроектов. Как вы планируете совмещать работу в Волковском и работу в кино?
— Умело планирую совмещать. Сейчас у меня три проекта. Это «Шифр», «Сердце Пармы» и «У нас во дворе». Отказаться от них не могу, люди ждут этих фильмов. От остальных предложений деликатно отказываюсь.
— Не жалко уходить с должности заместителя худрука по творческой работе из МХАТа имени Горького?
— Я успел подружиться с ребятами, у нас спектакль «Последний срок» хорошо получился. Сейчас попробуем совместные проекты с Эдуардом Бояковым придумать, в которых будет задействован МХАТ имени Горького и Волковский театр. Ненадолго оставим друг друга.
— Я знаю, что вы помогаете ДНР. Почему большинство творческих людей придерживаются противоположной точки зрения на трагическую ситуацию в Донбассе?
— Незнание предмета, наверное. Если бы они убедились в чем-то, сами стали свидетелями того, что там происходит, то они поменяли бы свое мнение. Если они люди, конечно, если нелюди, то и спрашивать нечего.
— Нашла информацию в Сети, что вы принципиально отказываетесь сниматься в западном кино. Это правда?
— Было несколько предложений, от которых я категорически отказался, потому там дискредитировалась русская цивилизация. Поэтому я не могу быть проводником этих идей.
— Впервые художественный руководитель в театр уже федерального уровня избирается на открытом конкурсе, у меня такое впечатление, что Министерство культуры нащупывает форму взаимодействия с театральным сообществом. Так ли это?
— Я не знаю, боюсь обобщать и делать выводы для нашей огромной территории. Каждый случай уникален. Поэтому решения Министерства культуры было вызвано именно острой ситуацией в Волковском театре, поиском выхода из нее. Привлекли театральное сообщество, комиссия, которая рассматривала концепции претендентов, была очень серьезная. Думаю, что действия Минкульта были продиктованы желанием снять конфликт, возникший на ровном месте. А так — лучше у них спрашивать, я был участником, а не организатором.
Елена Сердечнова