XIV Молодежный фестиваль «Играем джаз с Гараняном», который пройдет 28 января в «Москонцерт-холле», открывает год столетия отечественного джаза.
Участниками фестиваля станут московские детские и молодежные коллективы, гостями - композитор Дмитрий Носков, гитарист Алексей Кузнецов, пианист Яков Окунь и певица Карина Кожевникова. Аккомпанировать вокалистам будет Джаз-оркестр Георгия Гараняна под управлением Сергея Богданова. Джазмен рассказал «Культуромании», в чем «фишка» фестиваля, который в следующем году отметит собственный юбилей, какая музыка включена в его программу и что делает дирижер джазового оркестра во время концерта.
- Сергей Игоревич, мы подошли к вековому юбилею российского джаза. С какого события он ведет свою историю?
- Первый джазовый концерт прошел 1 октября 1922 года, его организовал Валентин Парнах, поэт, переводчик, мастер эксцентрического танца, который в 1921 году привез из Парижа комплект музыкальных инструментов и организовал в Москве первый джаз-бенд.
- «Золотой век» российского джаза – это двадцатые годы, когда свои оркестры создали Леонид Утесов и Александр Цфасман, или лучшие годы у нас еще впереди?
- На мой взгляд, «золотой век» джаза у нас начинается сейчас. Потому что все социально-политические катаклизмы в нашей стране развитию джаза не способствовали. За джаз, конечно, не сажали, но в тридцатые и сороковые он подвергался критике, в пятидесятых появилась легендарная фраза «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Только в середине семидесятых джаз начал возрождаться: довольно большое количество музыкантов – непрофессиональных, без консерваторского образования – создали свои ансамбли, их приняли в концертные организации. Но такого расцвета джаза, как сейчас, в России не было.
- В прошлом году вы стали дирижером оркестра Гараняна. Как давно вы знакомы с этим коллективом?
- Девять лет назад я приезжал на фестиваль «Играем джаз с Гараняном» дирижировать. И с тех пор Нелли Гаранян, вдова Георгия, меня время от времени приглашала, а с ноября прошлого года официально предложила мне быть дирижером оркестра.
- «Биг-Бенд Георгия Гараняна» был создан в 2006 году на базе ансамбля «Мелодия», которым Гаранян руководил в восьмидесятых. В каком сейчас состоянии коллектив?
- Я в профессии давно и всех ребят знаю, это прекрасные музыканты. Сейчас мы ездили в Калининград с концертами, и там познакомились поближе. Это шикарнейшие музыканты, большинство из них набирал сам Георгий Гаранян, а это знак качества.
- Георгий Гаранян превращается в легенду, это хорошо или плохо?
- Это зависит от людей, которые работают под его именем. Георгий Арамович оставил большое наследие, и в музыкальном плане, и в организационном. Гараняна не стало двенадцать лет назад, и я преклоняюсь перед Нелли, на хрупких плечах которой держится вся эта махина – несколько фестивалей, гастроли, молодые музыканты. Я постараюсь не нарушить сложившуюся традицию.
- Чем отличается от других фестиваль «Играем джаз с Гараняном», в чем его «фишка»?
- На сцену выходит профессиональный джазовый оркестр, маститые музыканты, и вместе с ними – джазовая молодежь, те, кто еще учатся в музыкальных школах. «Фишка» именно в этом – в объединении разных поколений. Я помню себя в тот момент, когда я начал интересоваться музыкой: я сижу в зале, а на сцене точно такие же ребята выступают. И мне тоже хочется.
- Что вы будете исполнять на XIV фестивале «Играем джаз с Гараняном»?
- Первое отделение будет полностью отдано детям, а во втором отделении мы сыграем несколько композиций Цфасмана. Хочется, конечно, побольше, но временные рамки нас останавливают. Надо, чтобы зритель ушел с концерта с чувством легкого голода.
- Когда вы вспоминаете Гараняна, каким вы его видите?
- К сожалению, я не был знаком с Георгием Арамовичем. Я был только на одном концерте, когда он со своим биг-бендом приезжал в Санкт-Петербург. Это было начало нулевых, я только начинал интересоваться джазовой музыкой. Но я помню, что очень хорошее впечатление на меня произвел и оркестр, и музыка, и Гаранян, он играл блистательно. Когда я стал профессиональным музыкантом, мы не пересекались.
- Давно хотела спросить, какая роль у дирижера в джазовом оркестре?
- Открою вам страшную тайну: в джазовой музыке такого понятия, как дирижер, просто нет. Объясню, почему. Человек, который стоит перед джазовым оркестром, своими движениями не соединяет музыкантов, как это происходит в классике. В симфонической музыке дирижер объединяет тридцать, сорок, даже семьдесят человек, он такое мерило, метроном, собирает всех.
В джазовой музыке, даже если это симфоджазовый оркестр, со струнными, дирижер – это человек, который подбирает материал, выбирает солистов. Этого человека называют бенд-лидер, и большая часть его работы происходит на репетициях. У меня есть молодежный оркестр в Санкт-Петербурге, и на концерте я иногда просто стою, наслаждаюсь музыкой и пританцовываю, мне ничего не надо показывать. Темп дал, и все работает.
Татьяна Филиппова
Фото: предоставлено для использования Фондом Георгия Гараняна