Сегодня в Лувре открывается самая полная ретроспектива Леонардо да Винчи. Живопись, рисунки, научные работы. Но организаторы подчеркивают: Леонардо - прежде всего живописец, искавший в науках ответы на мучившие его вопросы достижения гармонии. Корреспондент "Культуромании" побывал на открытии и поразился увиденному. Рассказываем подробно.
Самая масштабная выставка, посвященная 500-летию со дня смерти Леонардо да Винчи, конечно, должна была пройти во Франции. Во-первых, здесь, в замке Кло-Люсе, он покинул этот мир, во-вторых, именно в Лувре - богатейшее собрание его шедевров, целых пять, не говоря уже о четырех тысячах листов манускриптов обо всем на свете - от строительства мостов до биологии и метеорологии.
Подготовка к блокбастеру - в данном случае это был он во всех смыслах слова - шла трудно, с ссорами, международными скандалами, обидами и в конце концов победами. Не случайно готовились целое десятилетие. В итоге - 11 живописных работ мастера из менее 20 атрибутированных Леонардо и еще 140 экспонатов - рисунки, графика, наброски, эскизы, чертежи, дневники и манускрипты на все мыслимые и немыслимые темы, а также работы учителя и учеников.
Задача перед сотрудниками Лувра стояла непростая - нужно было заполучить недостающие для полноты картины шедевры. В самом Лувре их пять. Координирование движения картин по миру из одного музея в другой напоминает организацию полетов авиалайнеров. А тут еще задействовано порядка десяти институций в разных концах света. Мало того, с самими работами Леонардо тоже все не просто - так, например, атрибуция эрмитажной "Мадонны Литты" кисти Леонардо ставится под сомнение специалистами Лувра. Однако указание на "школу да Винчи" вряд ли устроило бы Эрмитаж. Поэтому из Петербурга в Париж приехала лишь "Мадонна Бенуа".
На открытии выставки ее главные кураторы -- Винсен Дельеван и Луи Франк -- имели полное право упиваться победой в настоящем сражении за шедевры, одержанной в самый последний момент. Так, лишь 16 октября итальянское руководство, после долгого и упорного сопротивления (речь шла о том, чтобы вообще ничего не давать французам) подписали-таки разрешение на вывоз из страны самого знаменитого рисунка Леонардо - "Витрувианского человека". Хранитель Венецианской Галереи Академии до последнего не поддавался на уговоры ни самого министра культуры Италии, ни лично директора музея, ссылаясь на хрупкость написанной пером и чернилами работы. Ее полагается выставлять не чаще, чем три месяца в шесть лет! Так что присутствие этой графики на выставке в Лувре, безусловно, огромная удача для тех, кто собирается ее посетить.
Можно сказать, что поклонникам Леонардо помог Рафаэль. Аккурат в следующем году народы будут чествовать мастера в связи с 500-летием его кончины, и конечно Италии понадобятся шедевры из коллекции Лувра. Здесь же, забегая вперед, ничего такого не планируется. На том и сговорились. Нынешняя выставка получила-таки "Витрувианского человека", а также один из самых пронзительных женских портретов Леонардо - "Голову женщины" (La Scapigliata). Кроме того, итальянцы одолжили внушительную бронзовую статую "Уверение Фомы" учителя да Винчи Андреа Верроккьо и еще несколько рисунков.
Наверняка, седых волос стоило французам и ожидание решения относительно приезда другого шедевра, хоть и маловероятно принадлежащего кисти Леонардо, но успевшего стать "самой дорогой картиной в мире". Речь о скандально известном "Спасителе Мира" (Salvator Mundi), купленном, как считается, саудовским принцем за баснословные 450,3 миллиона долларов на аукционе Christie's в 2017 году. С тех пор эту довольно странную работу (ее реставрация была мучительной -- картина после обнаружения в 2005 году была в ужасном состоянии) никто не видел, хотя Лувр планировал выставить ее в своем филиале в Абу-Даби 18 сентября. Многие эксперты недоумевают по поводу странной продажи этой картины, от которой поспешил избавиться российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев, подавший иск против предыдущего владельца за завышение цены объекта -- "Спаситель" был куплен россиянином за 127 миллионов. Зачем, спрашивается, саудовскому принцу, ни разу не знатоку живописи, понадобилась картина с дурной репутацией, по цене, в три раза превышающей заявленную? Что-то тут явно не чисто. Уж не замешана ли здесь большая политика? И где собственно этот шедевр?
Шедевр магическим образом на выставке оказался, практически как подвески королевы -- в самый последний момент. Впрочем, с пометкой "Школа Леонардо, версия Гане. Частная коллекция". Маркиз де Гане - владедец картины в XIX веке. Вообще, она то появлялась, то исчезала. В 1958-м ее продали за 45 фунтов, а в 2011 году уже чествовали в Национальной галерее Лондона. Впрочем, эскизы к "Властителю мира", хранящиеся в коллекции королевы Елизаветы, атрибутированы как работы Леонардо. Их тоже можно увидеть на выставке и они куда интереснее крашенного-перекрашенного оригинала.
Такое кино
Вообще структура экспозиции такова, что зрителю дается возможность немного поиграть в Шерлока, и в эту концепцию присутствие "Властителя Мира" вполне вписывается. Вся история вращается вокруг основных шедевров - эскизы, наброски, показывающие работу мастера с разных сторон. Кроме того, впервые картинам сопутствуют, а иногда их заменяют, как в случае с "Джокондой", которая осталась на своем обычном месте в Зале государств, снимки в инфракрасном излучении. Это дает возможность увидеть основу картины, рисунок, что весьма интересно. Это такое кино: путешествие от замысла к его долгому, всегда математически выверенному воплощению в шедевре. Через нагромождение и хаос персонажей первых набросков -- смешались кони, люди, лестницы, вихри, кошки. И затем препарирование полотна в черно-белом кадре -- как ретроспектива, приближающая простого зрителя к искусствоведу. И этот путь можно проделывать сколько угодно раз в любом направлении, находя все новые и новые детали и подсказки. Конечно, эта игра требует свободы перемещения и неторопливого созерцания работ. Вот наброски фигур волхвов. Коленопреклоненные или смотрящие ввысь обнаженные фигуры, построение перспективы, разработка поз животных. Но ажиотаж ожидается такой, что сосредоточенно поизучать порой очень маленькие эскизы вряд ли удастся. Электронные билеты на выставку начали продавать еще в июне. Другого способа увидеть экспозицию просто не будет.
По ту сторону Брекзита
Страсти, страсти. На фоне франко-итальянского скандала французы восхитились щедростью Лондона и, конечно, увидели в этом послание об истинной причастности британцев к единой Европе. Королева предоставила 24 рисунка наивысшего качества, в том числе прекрасные свидетельства увлечения Леонардо ботаникой ("Вифлеемская звезда"), а также эскизы. Один из наиболее интересных -- голова святой Анны. Датировка эскиза (1502-1503 годы), к слову, позволила научным сотрудникам Лувра сделать вывод о продолжительности работы мастера над знаменитым полотном «Мадонна с Младенцем и Святой Анной" (Святая Анна, Дева Мария и младенец Иисус, играющий с ягненком) -- около 17 лет. Как известно, эта картина была среди трех полотен, включая Джоконду и Иоанна Крестителя, находившихся с Леонардо до самой смерти. Он ее так и не закончил.
Еще один эскиз к этой работе -- голова Марии -- сам по себе шедевр. Заметим, что выставка выстроена в хронологическом порядке и эволюция набросков, ставших самостоятельными произведениями к началу шестнадцатого столетия, очевидна. Это тщательно проработанный цветной рисунок -- само олицетворение неземной нежности и, пожалуй, один из главных открытий выставки. Вместе с набросками головы Леды и "Головой женщины" он позволяет говорить о том, что и в конце жизни Леонардо воспевал женскую красоту и черпал в ней вдохновение.
Вторая, более ранняя живописная работа на эту тему (ее предоставила Лондонская национальная галерея), тоже не закончена. Это "Мадонна с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем" -- многострадальный «Лондонский картон Берлингтон-Хаус», в который стрелял маньяк в 1987 году. Вообще незаконченность картин, считают организаторы выставки -- фирменный знак да Винчи. И вовсе не отсутствие времени из-за постоянного изучения наук мешали ему доводить свои работы до полного завершения. Дело в самой философии движения и изменчивости, которую проповедовал мастер, пытаясь с помощью наук объяснить природу лишь для того, чтобы изобразить ее такой, какая она есть -- в движении. Именно живопись, а не науки, была делом его жизни, уверены кураторы.
Юноши со взорами горящими
Интересны работы учеников Леонардо - Марко д'Оджоно (именно его копия "Тайной вечери" привезена из Экуанского замка на выставку) и Джованни Антонио Больтраффио. Это галерея портретов, упоительных прежде всего изысканностью костюмов и деталей. Бархат, мех, кружево, золотая нить, локоны - в лучших традициях эпохи в исключительном исполнении. Одну из работ Антонио Больтраффио предоставил ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Наедине с Моной Лизой
Итак, "Мадонна Бенуа", две "Святых Анны", "Прекрасная Ферроньера", "Иоанн Креститель", "Голова женщины", "Святой Иероним", "Музыкант" -- основные живописные шедевры выставки. Чего нет? Самый очевидный пробел -- отсутствие "Дамы с горностаем". Власти Польши, выкупившие коллекцию Чарторыйских в Кракове, готовятся к открытию музея после реконструкции. И естественно, шедевр да Винчи -- главное сокровище. При такой интенсивности выставок скоро практика больших ретроспектив сойдет на нет, сокрушаются в Лувре. К тому же рост цен на арт-рынке привел к неимоверным затратам на страховки картин. Не удивительно, что организаторы выискивают новые способы привлечения внимания и компенсации отсутствия шедевров.
Так, после масштабного ремонта Зала государств 7 октября "Мона Лиза" вернулась на свое традиционное место - зал покрасили в голубой цвет и соорудили новый саркофаг для самой посещаемой картины в мире, ежедневно посмотреть на нее приходят около 20 тысяч человек. Поистине, не картина, а поп-идол. "Ничего с этим не поделаешь, ведь они приходят в Лувр только ради "Джоконды", разве можно их этого лишить?", - говорят сотрудники. Да и перемещать ее крайне не желательно. Трещина, которой "Джоконда" обязана еще Франциску I -- обожавший да Винчи монарх держал ее в собственной ванной -- уже достигла лба дамы. Но в Лувре придумали, как компенсировать отсутствие шедевра на юбилейной выставке. Решение это под стать массовой популярности картины. Партнеры музея разработали зал виртуальной реальности, где, надев шлем, можно встретиться с Моной Лизой тет-а-тет прямо в бельведере, где она чинно сидит, сложа руки. Жена торговца шелком оживает, встает, крутит головой, меняет выражение лица, а голос за кадром рассказывает подробности личной жизни дамы -- 24 года, пятеро детей -- и раскрывает детали ее образа и пейзажа за окном. Что касается последнего -- мир в момент создания, объясняет голос -- то увидеть его можно непосредственно с палубы летающей машины самого да Винчи. В общем выкрутились.
Выставка продлится до 24 февраля
Билеты только на сайте Лувра
Ксения Фокина
Париж