Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов

Коллекционирование/Арт-рынок

Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов
10 Мая 2023, 09:53

Поедание «банановых инсталляций» демонстрирует абсурдность концепции «я так вижу»

В корейском музее Леум, созданном компанией «Самсунг» и специализирующемся на современном искусстве, на днях произошел неприятный инцидент. Один из посетителей, студент Сеульского университета, совершил акт вандализма по отношению к одному из экспонатов. Говоря простыми словами — съел его. 

Речь о наделавшей в свое время много шума «работе» итальянского художника-концептуалиста Маурицио Каттелана под названием «Комик», которая представляет собой банан, прикрепленный клейкой лентой к стене. «Работа» была оценена художником в 150 тысяч долларов после того, как Каттелан продал в 2019 году на арт-ярмарке в Базеле два других «издания» «Комика», каждое по цене 120 тысяч долларов. В настоящий момент в корейском музее проходит выставка, где можно увидеть 38 работ итальянца. Работу «Комик», привезенную в Корею, в 2020 году подарил нью-йоркскому музею Гуггенхейма анонимный благотворитель. 

Поглотивший «шедевр» корейский студент совершил это на камеру, запись потом была выложена в соцсети. Другими словами, «инсталляция породила перформанс». В качестве объяснения студент сообщил, что был голоден. Так же, по его словам, у данного экспоната не было звуковой сигнализации в отличие от всех остальных. 

Надо отметить, что поедание «Комика» — уже укоренившаяся традиция. Первый раз супердорогую «работу» употребил в пищу венгерский художник Давид Датуна, правда, с более благородной мотивацией. «Я посетил 67 стран мира и видел миллионы людей, умирающих от голода. А здесь покупают три банана на стене за полмиллиона долларов», — сказал он, окрестив свой протестный перформанс «Голодный художник». 

Сам Каттелан относится к поеданию собственных произведений философски: «Поедание банана не может уничтожить работу, так как банан — это просто идея». Другими словами, сгодится любой банан. В самом деле, через полчаса на стене висел уже другой банан. Обычно же персонал меняет фрукт каждые два-три дня — по естественным причинам. Главное — следовать рекомендации художника. Банан должен быть прикреплен на высоте 68 дюймов от пола под углом 37 градусов. 

По мнению многих, работы, подобные «Комику», демонстрируют пределы современного искусства. Является ли вообще произведением искусства то, что может быть создано кем угодно при наличии банана и скотча? Ведь традиционно искусством, напротив, было нечто уникальное и трудновоспроизводимое. Неудивительно, что итальянский художник судится со своим американским коллегой Джо Морфордом, который аналогичным образом прикреплял банан к стене (правда, под другим углом) еще в 2000 году. Но, видимо, публика к тому моменту еще не «созрела». Теперь же, после повального увлечения социальными сетями, наступило время подобных «шедевров». 

Известный куратор и искусствовед Кирилл Светляков так прокомментировал "Культуромании" эту новость: "Важный фактор сегодняшнего искусства —это медийность. Отсюда эти команды. Делай новость. Плюнь. Прыгни. Произведения должны очень ярко выглядеть, они должны запоминаться, чтобы циркулировать в системе линков в Интернете. Наклеиваем скотч на банан и вот этот банан обсуждаем год. Это уже не история искусства, а история курьезов, когда искусство оторвалось от конкретного носителя и стало свободно витающим имиджем".

Игорь Сирин

Фото: wirestock на Freepik

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов

<p> В корейском музее Леум, созданном компанией «Самсунг» и специализирующемся на современном искусстве, на днях произошел неприятный инцидент. Один из посетителей, студент Сеульского университета, совершил акт вандализма по отношению к одному из экспонатов. Говоря простыми словами — съел его.  </p> <p> Речь о наделавшей в свое время много шума «работе» итальянского художника-концептуалиста Маурицио Каттелана под названием «Комик», которая представляет собой банан, прикрепленный клейкой лентой к стене. «Работа» была оценена художником в 150 тысяч долларов после того, как Каттелан продал в 2019 году на арт-ярмарке в Базеле два других «издания» «Комика», каждое по цене 120 тысяч долларов. В настоящий момент в корейском музее проходит выставка, где можно увидеть 38 работ итальянца. Работу «Комик», привезенную в Корею, в 2020 году подарил нью-йоркскому музею Гуггенхейма анонимный благотворитель.  </p> <p> Поглотивший «шедевр» корейский студент совершил это на камеру, запись потом была выложена в соцсети. Другими словами, «инсталляция породила перформанс». В качестве объяснения студент сообщил, что был голоден. Так же, по его словам, у данного экспоната не было звуковой сигнализации в отличие от всех остальных.  </p> <p> Надо отметить, что поедание «Комика» — уже укоренившаяся традиция. Первый раз супердорогую «работу» употребил в пищу венгерский художник Давид Датуна, правда, с более благородной мотивацией. «Я посетил 67 стран мира и видел миллионы людей, умирающих от голода. А здесь покупают три банана на стене за полмиллиона долларов», — сказал он, окрестив свой протестный перформанс «Голодный художник».  </p> <p> Сам Каттелан относится к поеданию собственных произведений философски: «Поедание банана не может уничтожить работу, так как банан — это просто идея». Другими словами, сгодится любой банан. В самом деле, через полчаса на стене висел уже другой банан. Обычно же персонал меняет фрукт каждые два-три дня — по естественным причинам. Главное — следовать рекомендации художника. Банан должен быть прикреплен на высоте 68 дюймов от пола под углом 37 градусов.  </p> <p> По мнению многих, работы, подобные «Комику», демонстрируют пределы современного искусства. Является ли вообще произведением искусства то, что может быть создано кем угодно при наличии банана и скотча? Ведь традиционно искусством, напротив, было нечто уникальное и трудновоспроизводимое. Неудивительно, что итальянский художник судится со своим американским коллегой Джо Морфордом, который аналогичным образом прикреплял банан к стене (правда, под другим углом) еще в 2000 году. Но, видимо, публика к тому моменту еще не «созрела». Теперь же, после повального увлечения социальными сетями, наступило время подобных «шедевров».  </p> <p> Известный куратор и искусствовед Кирилл Светляков так прокомментировал "Культуромании" эту новость: "Важный фактор сегодняшнего искусства —это медийность. Отсюда эти команды. Делай новость. Плюнь. Прыгни. Произведения должны очень ярко выглядеть, они должны запоминаться, чтобы циркулировать в системе линков в Интернете. Наклеиваем скотч на банан и вот этот банан обсуждаем год. Это уже не история искусства, а история курьезов, когда искусство оторвалось от конкретного носителя и стало свободно витающим имиджем". </p> <p> <b>Игорь Сирин</b> </p> <p> <b>Фото: wirestock на Freepik</b> </p>

Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов

Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов

Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов

Съедено «произведение искусства» за 150 тысяч долларов

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Пикассо от старьевщика
10 октября 2024, 14:34

Коллекционирование/Арт-рынок

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: «Искусство может быть хорошей инвестицией в эмоцию»
18 октября 2024, 14:27

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30