«Внебюджетные доходы российских музеев федерального подчинения за последние пять лет увеличились на 125%», - объявил Владимир Мединский в ходе церемонии передачи архива семьи Романовых Государственному музею-заповеднику «Царское село» в августе. «Федеральные музеи являются одним из самых динамичных секторов не только российской культуры, но и российской экономики», - добавил глава ведомства. По его словам, такое увеличение – «прямой результат существенного роста посещаемости музеев и результат гибкой политики, ориентированной на посетителя, на зрителя». Как выяснилось, внебюджетные доходы федеральных музеев очень разнятся в зависимости от значимости памятника культуры, его отдаленности от крупных городов, а также от их популярности и “раскрученности”.
«Культуромания» выяснила, что тренд коснулся не только столичных музеев. Как рассказала нам заместитель директора "Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского "Щелыково” Нина Тугарина, внебюджетный доход музея-заповедника за последние пять лет увеличился на 20%. И это при том, что находится он на границе Костромской и Ивановской области, вдалеке от крупных населенных пунктов, поэтому основной приток посетителей обеспечивают дачники и люди, приезжающие в это место целенаправленно. Случайных посетителей здесь не бывает.
Сам Островский сравнивал это место “с лучшими местами Швейцарии и Италии”. Рост доходов в основном происходит за счет привлечения посетителей и расширения спектра услуг музея - проведения разнообразных мероприятий и праздников. “Например, мы проводим Щелыковскую усладу - это усадебный праздник на который традиционно съезжается много людей, проводим мастер-классы. Отчасти внебюджетный доход увеличивается за счет повышения стоимости билетов”, - отмечает Нина Тугарина.
Она добавляет, что в последнее время также стало больше внимания уделяться рекламе памятника культуры. Музей представлен в социальных сетях, доступно мобильное приложение, кроме того, реклама размещается на министерских сайтах, на радио и телевидении, областных порталах, публикуется в туристических журналах.
Внебюджетные доходы используются на культурно-образовательную деятельность и другие статьи расходов. “У нас есть летний абонемент для детей - мы проводим занятия, а потом организуем праздник со спектаклем, играми на воздухе. За этот абонемент взимается умеренная плата, но все же это приносит нам небольшой доход. Для таких занятий нам надо закупить расходные материалы - мы приобретаем их как раз на внебюджетные средства. Также мы проводим мастер-классы по изготовлению традиционной народной куклы и по набойке. Для этих занятий также закупаются ткани, трафареты, краски. Увеличивать доход нам довольно сложно из-за нашей территориальной удаленности, и весь внебюджет идет на развитие”, - рассказывает заместитель директора.
В крупных федеральных музеях дела обстоят еще лучше. Большой поток посетителей обеспечивает устойчивый рост внебюджетных доходов. Собеседник “Культуромании” - Элеонора Тян, заместитель директора по развитию Музея-усадьбы «Архангельское» - более 30 лет проработала в музеях, из них 2004 - 2013 годы - заведующей отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи, а с 2014 года - ведущим специалистом ГМИИ им. Пушкина и куратором программы “Друзья Пушкинского”. Она подтверждает, что в последние годы ситуация с внебюджетными доходами кардинально поменялась в лучшую сторону.
Главный фактор увеличения интереса к музеям - изменение отношения к посетителям. Музей перестал быть институцией, не учитывающей потребности конкретных людей, считает она.
“Посещаемость музеев растет, это, конечно, и общемировая тенденция, но, безусловно, и результат гораздо более активной работы с посетителями. Именно это тенденция получила развитие в последние годы. Музеи, не отказываясь от своих основных функций хранения и изучения экспонатов, стараются стать понятней, интересней, комфортней. Чем комфортнее, свободнее человек будет себя чувствовать в музее, тем чаще он будет ходить в него - очереди в музеи сейчас говорят сами за себя”, - отметила она.
Сегодня практически все музеи ведут лекционную работу, к выставками готовятся специальные образовательные программы, кураторские показы, круглые столы, паблик-ток с кураторами, художниками, историками.
С развитием гаджетов и аудиогидов появились новые формы работы - интерактивные экскурсии, экскурсии ориентированные на небольшие группы, активная работа с разными аудиториями: молодежной, подростковой. Ориентация на семейную аудиторию - тоже перспективный путь, потому что поход в музей с семьей или с друзьями становится все популярней. “Если раньше нельзя было заказать индивидуальную экскурсию, на троих или пятерых, то сейчас возможно. Таким образом мы привлекаем деньги и просвещаем, образовываем, помогаем приятно провести время. Такая гибкость, появление нестандартных форматов работы оказываются полезны всем сторонам. Все только выигрывают от этого”, - поясняет Элеонора Тян. Работа с детьми тоже приобретает новые формы. Помимо традиционных кружков, изостудий, появились квесты, приложения для гаджетов, используются новые технологи. Все это делает поход в музей очень живым, интересным, привлекательным мероприятием.
Помимо работы с посетителями, внебюджетная деятельность это также продажа музейной продукции - каталогов, изданий, связанных с музеем. Такие издания пользуются спросом, поскольку высокое качество полиграфии делает их интересными не только специалистам, но и широкой публике. Сувенирная продукция музеев стала очень разнообразна по ассортименту. Этот источник внебюджетного финансирования для музеев тоже важен и перспективен для музеев.
Заработанные внебюджетные средства музеи могут тратить на свое усмотрение, в зависимости от стратегии. В основном они идут на развитие музея - осуществление различных программ, в том числе, на работу со зрителями, привлечение лекторов, кураторов, исполнителей; закупку произведений, реставрацию и т.п.
Элеонора Тян рассказывает, что сейчас появилась еще одна очень перспективная форма работы с посетителями - общества друзей музеев. Они ориентированы как на привлечение средств, так и на создание широкого круга лояльно настроенной публики. “В Пушкинском музее в 2014 году мы создали программу, которая называется “Друзья Пушкинского” и за три года существования мы увидели насколько это востребовано, важно и интересно людям - каждый год программа дает кратный рост. Т.е. будучи практически стартапом и достаточно новой для государственных музеев программой, она зарекомендовала себя очень хорошо. Такие программы есть во всех мировых музеях, не только больших, но и малых. Постоянные посетители платя небольшие деньги, поддерживают музей и музей в благодарность дает им привилегии - бесплатное посещение экспозиций или выставок, или и того и другого, посещение без очереди или в закрытые для публики часы - у каждого музея свой набор таких привилегий. Программы «Друзей» не только привлекают внебюджетные средства, но, что еще важнее, позволяет музею создать вокруг себя постоянную аудиторию, которой интересны различные темы, связанные с музеем. Лояльная аудитория - безусловно, будущее музеев. Это очень перспективный путь и я думаю, что чем дальше, тем больше такие программы будут развиваться”, - убеждена она.
Автор статьи: Ольга Степанова