Международный художественный салон ЦДХ-2018 «Снова вместе» возвращает своего посетителя на несколько десятилетий назад и знакомит с шедеврами искусства позднего СССР. Нет, это совсем не соцреализм, а живые, теплые работы, напоминающие о времени, когда воздух свободы всё больше будоражил художников, делал их более раскованными в своем творчестве.
Несколько залов салона вмещают 1,5 тысячи работ. В частности, часть из них посвящена полотнам из фондов Союза художников СССР. Представлены такие мастера, как Завен Аршакуни, Михаил Греку, Нил Яблонский, Антанас Гудайтис, Евсей Моисеенко и другие.
Кроме этого, салон сделал специальный проект «Чествуем ветеранов», который посвящен творчеству нескольких художников: Владимиру Переяславцу (в этом году ему исполняется 100 лет со дня рождения), Таиру Салахову и Валентину Сидорову (они отменят 90-летие), Сергею Алимову ( в честь 80-летия).
Салон показывает большое количество работ современных и молодых авторов, которых представляют Московский союз художников, Белорусский союз художников, Союз художников России, Санкт-Петербургский союз художников, Творческое объединение художников Узбекистана и другие объединения. Часть экспозиции отдана под скульптуру, графику и гобелены. В частности, отдельной темой представлена «Скульптура Санкт-Петербурга».
«Культуромания» поговорила об особенностях нынешнего салона с Татьяной Бойцовой, заслуженным деятелем искусств РФ, начальником отдела информации Союза художников России.
- Экспозиция салона организационно поделена на две части: это творчество 1960-80-х годов и современные авторы. Советские картины обращают на себя внимание особенно сильно. Как удалось собрать такую экспозицию?
- Картины, скульптуры, гобелены представлены фондами Союза художников СССР. Это всё шедевры, блиставшие на всесоюзных выставках. И они – уже в истории искусства.
- И представленные экспонаты совсем не похожи на поддерживаемый тогда властями соцреализм.
- Да, это уже совсем не соцреализм. Просто у многих осталось шаблонное представление об искусстве СССР. Соцреализм после 1960-х годов – это уже не соцреализм в привычном понимании. И мы видим это здесь на выставке.
Мир в середине XX века сильно изменился, стал другим. Потому что уже прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, прошла первая в СССР выставка Пабло Пикассо, работали международные творческие группы в доме творчества «Сенеж». Советские художники видели, как работают их коллеги из других стран, и это не могло не менять наших художников.
- Сколько работ выставлено на нынешнем салоне?
- Около 1,5 тысяч произведений. Их представляют порядка 600 авторов.
- И среди них очень много работ молодых художников.
- Этот салон существует больше 20 лет. И под разными девизами в составе этого салона всегда присутствовала молодежь. Это хорошая традиция, которую решили сохранять и дальше.
- Чем выделяется этот салон от своих предшественников?
- В этом году салон отличается тем, что в нем очень широко представлена скульптура, причем и признанных мастеров, и молодежи. И отдельный зал отдан под петербургскую скульптурную школу.
Вторая отличительная черта в том, что никогда на салоне не показывали такую большую коллекцию из фондов бывшего Союза художников СССР. Здесь сегодня – звёзды советского искусства XX века.
Эта выставка разрушает стереотип о том, что всё искусство в СССР до «перестройки» - это только соцреализм со всеми прикрепленными к нему характеристиками. Вы сами видите, что она абсолютно не кондовая. Представлены известные авторы, в частности, из Средней Азии, из Прибалтики. Посмотрите, какие здесь прекрасные гобелены того времени!
На предыдущих салонах было заметно, что немного стерлись различия художественных школ бывших союзных республик. А по представленным сегодня работам эти школы очень видны. Ведь грузинских художников никогда было не спутать со среднеазиатскими авторами, например. Потому что среднеазиаты такие солнечные, ослепительные. А грузины более суровые по колориту. Или можно вспомнить особенный стиль у прибалтийских художников. Все эти различия очень читались и вырабатывались в свои национальные школы.
Еще раз подчеркну, что на салоне широко представлены выдающиеся живописцы, которые внесли колоссальный вклад в развитие советского искусства.
- А можно ли приобрести работы молодых художников?
- Можно. Всё, что находится в залах с современными произведениями, продается по договоренности с авторами.
Конечно то, что представлено из фондов – это не продается.
- На открытии было много художников, начинавших работать еще в Советском Союзе. Все они очень увлеченно общались. Скажите, связь между ними сегодня поддерживается?
- Да. И она крайне необходима. Даже название «Снова вместе» призвано объединить художников. Ведь мы должны сохранять и развивать творческий потенциал наших стран, которые когда-то были единым целым. Художники не могут не общаться друг с другом.
Любовь Мартынова