В новом году ГМИИ им. Пушкина продолжит традицию выставок-диалогов, главной идеей которых останется тема взаимных влияний русского и западного искусства
В новом году ГМИИ им. Пушкина продолжит традицию выставок-диалогов, главной идеей которых останется тема взаимных влияний русского и западного искусства. Весьма символично, что актуальная ныне грандиозная по уровню азарта и нетривиальности выставка «Передвижники и импрессионисты» продлится до середины февраля, как бы передавая миссианскую эстафету, проводимую руководством музея.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак в середине декабря представила основные выставки-блокастеры 2018 года. Любопытно, что львиная доля внимания достанется одному из влиятельнейших художников 20 века – столетию потрясений и в уходящем году было отдано не мало почестей – Пабло Пикассо. Ему будет посвящено как минимум три выставки. Причем одна из них уже открылась – в совершенно новом выставочном пространстве Нового Иерусалима. На огромной площади ультрасовременного комплекса (для наших регионов это большая редкость, уточнила Марина Лошак) представлена масштабная коллекция печатной графики Пикассо, созданной в жанре livre d’artiste («книга художника») в период с 1919 по 1969 год. В России в таком объеме печатная графика Пикассо представлена впервые. Выставка составлена таким образом, чтобы показать наиболее значительные работы художника в этом жанре. Это 13 изданий с офортами, литографиями и ксилографиями.
И, пожалуй, эта выставка, стоящая особняком и по географии, и по своему наполнению, единственная в серии, посвященной Пикассо, не будет отвечать идее диалога. Тем любопытнее увидеть другого Пикассо – тесно связанного с русскими художниками и русской музой. В мае в главном здании на Волхонке откроется выставка «Пикассо и Илья Зданевич». Это трогательная история дружбы в искусстве, показанная, в том числе, и с помощью вещей, предоставленных семьей Ильязда - поэта, футуриста и дизайнера, создававшего свои произведения также, как и Пикассо, в стиле livre d’artiste. Эта фигура, по словам Марины Лошак, «европейского звучания», которая во многом демонстрирует «европейскость русского искусства».
В сентябре имя Пикассо снова прозвучит в контексте русско-европейской дружбы в искусстве. 24 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков откроется выставка «Парижские вечера баронессы Этинген». Это история как раз того самого «русского следа на Монпарнассе», как выразился куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков Алексей Петухов. Роковая красавица баронесса Елена Миончинская приехала в Париж в 1910 году вместе с двоюродным братом - художником, большим знатоком и ценителем искусства Сергеем Ястребцовым, взявшим псевдоним Серж Фера. Созданный ими салон баронессы Этинген на Монпарнассе стал центром художественной жизни Парижа 1920-30х годов. Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, художники Парижской школы, поэт Гийом Аполлинер и Жан Кокто – весь цвет французского и европейского авангарда собирался у выходцев из России на бульваре Распай.
Выставка, организованная в сотрудничестве с французскими музеями, воссоздаст атмосферу того творческого бурления, которое происходило тогда. Будут представлены не выставлявшиеся ранее архивы семьи Руссо - наследников баронессы, которая в свое время открыла миру Анри Руссо. Покажут около 40 картин, полсотни рисунков, произведения прикладного искусства и дизайна. Нежно опекавшие авангардистов первой половины 20 века Этинген и Фера влияли не только на художников, но и на писателей. Именно они подарили Аполлинеру журнал «Парижские вечера», из которого поэт создал трибуну авангарда. На страницах этого издания в роковом 1917 впервые прозвучало слово «сюрреализм». Даже лишившись состояния в результате революции, Этинген не утратила своей способности открывать таланты и сама неустанно трудилась – писала стихи, активно сотрудничала с музыкантами знаменитой «Шестерки» и художниками Парижской школы, а в 1920-х занялась модой и дизайном одежды в эстетике ар-деко.
Логичным продолжением истории салона баронессы Этинген станет выставка «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова». Со своей русской музой и женой прекрасной танцовщицей «Русских сезонов» Пикассо познакомился как раз в 1917-м, работая над оформлением балета «Парад» на музыку Эрика Сати. Это выставка, которая, по словам Алексея Петухова, читается, как роман о жизни и искусстве, тоже содержит не только возвышенные образы, оставленные художником на стыке «Розового периода» и кубизма, но и вполне земные предметы из дорожного сундука Ольги Хохловой, сохранившегося у их с Пикассо внука – Бернара Пикассо, возглавляющего музей художника в Малаге. Эти вещи впервые окажутся в России после 1917 года.
Среди других масштабных проектов музея в новом году – «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии». Впервые в России будут представлены уникальные фотоотпечатки в 1840-1846 годах. В это почти также сложно поверить, как в мифическую фотографию Пушкина, который не дожил до британского изобретения всего ничего. Между тем, имя Тальбота для искусства фотографии практически то же, что имя Александра Сергеевича для поэзии. Именно Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс, который позволил тиражировать изображения. Однако он ставил во главу своих поисков художественное, а не документальное отображение действительности. На выставке, которая откроется уже 6 февраля в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, можно будет увидеть около 150 фотографий из собрания Национального музея науки и медиа в Бредфорде и Музея Виктории и Альберта, в том числе снимки из альбомов «Карандаш природы» и «Солнечные картинки Шотландии».
- Эта выставка очень важна для понимания истоков искусства фотографии и по сути интересна всем, кто хочет понять эти истоки, - говорит куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии Ольга Аверьянова.
Фотографии очень хрупки, они нуждаются в особом режиме, и готовилась выставка целых шесть лет.
В классической серии – «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Эта выставка, в которую вошла нью-йоркская коллекция четы Капланов, собравших за последние 15 лет значительное число шедевров великих мастеров - среди 75 работ будут представлены принадлежащие паре 10 полотен Рембрандта и одно – Яна Вермеера Делфтского. По сути Томасу Каплану удалось приобрести все произведения великих голландцев, оказывавшиеся на арт-рынке с начала 2000-х.
Наконец, ценителей японского искусства порадует первая масштабная выставка в России живописи эпохи Эдо. Она откроется третьего сентября в Главном здании на Волхонке, 12 и станет главным событием перекрестного года России и Японии. По сути, нам впервые покажут всю палитру художественных течений японского искусства XVII-XIX веков, в том числе, произведения художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзе. Две из представленных работ обладают статусом «национального сокровища», десять – «особо ценных культурных объектов». Среди экспонатов будут и такие, которые впервые покинут пределы Японии.
- Это невероятный проект, - говорит Марина Лошак. – И по сути это две выставки в одной. Ведь работы могут выставляться не больше месяца в целях сохранности, поэтому один состав будет полностью заменен другим. Фактически эта выставка – хрестоматия истории искусства этого периода.
Помимо этой выставки в Пушкинском пройдут лекции и мастер-классы по различным аспектам японской культуры – от ландшафтного дизайна до искусства самурайских мечей.
Автор: Виктория Леблан
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной
жизни
С Новым Годом, годом Пикассо!
<h2>В новом году ГМИИ им. Пушкина продолжит традицию выставок-диалогов, главной идеей которых останется тема взаимных влияний русского и западного искусства. Весьма символично, что актуальная ныне грандиозная по уровню азарта и нетривиальности выставка «Передвижники и импрессионисты» продлится до середины февраля, как бы передавая миссианскую эстафету, проводимую руководством музея. </h2>
<br>
<span style="font-size: 14pt;">Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак в середине декабря представила основные выставки-блокастеры 2018 года. Любопытно, что львиная доля внимания достанется одному из влиятельнейших художников 20 века – столетию потрясений и в уходящем году было отдано не мало почестей – Пабло Пикассо. Ему будет посвящено как минимум три выставки. Причем одна из них уже открылась – в совершенно новом выставочном пространстве Нового Иерусалима. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> На огромной площади ультрасовременного комплекса (для наших регионов это большая редкость, уточнила Марина Лошак) представлена масштабная коллекция печатной графики Пикассо, созданной в жанре livre d’artiste («книга художника») в период с 1919 по 1969 год. В России в таком объеме печатная графика Пикассо представлена впервые. Выставка составлена таким образом, чтобы показать наиболее значительные работы художника в этом жанре. Это 13 изданий с офортами, литографиями и ксилографиями. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
И, пожалуй, эта выставка, стоящая особняком и по географии, и по своему наполнению, единственная в серии, посвященной Пикассо, не будет отвечать идее диалога. Тем любопытнее увидеть другого Пикассо – тесно связанного с русскими художниками и русской музой. В мае в главном здании на Волхонке откроется выставка «Пикассо и Илья Зданевич». Это трогательная история дружбы в искусстве, показанная, в том числе, и с помощью вещей, предоставленных семьей Ильязда - поэта, футуриста и дизайнера, создававшего свои произведения также, как и Пикассо, в стиле livre d’artiste. Эта фигура, по словам Марины Лошак, «европейского звучания», которая во многом демонстрирует «европейскость русского искусства». </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В сентябре имя Пикассо снова прозвучит в контексте русско-европейской дружбы в искусстве. 24 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков откроется выставка «Парижские вечера баронессы Этинген». Это история как раз того самого «русского следа на Монпарнассе», как выразился куратор выставки, старший научный сотрудник отдела искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков<b> Алексей Петухов</b>. Роковая красавица баронесса Елена Миончинская приехала в Париж в 1910 году вместе с двоюродным братом - художником, большим знатоком и ценителем искусства Сергеем Ястребцовым, взявшим псевдоним Серж Фера. Созданный ими салон баронессы Этинген на Монпарнассе стал центром художественной жизни Парижа 1920-30х годов. Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, художники Парижской школы, поэт Гийом Аполлинер и Жан Кокто – весь цвет французского и европейского авангарда собирался у выходцев из России на бульваре Распай. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Выставка, организованная в сотрудничестве с французскими музеями, воссоздаст атмосферу того творческого бурления, которое происходило тогда. Будут представлены не выставлявшиеся ранее архивы семьи Руссо - наследников баронессы, которая в свое время открыла миру Анри Руссо. Покажут около 40 картин, полсотни рисунков, произведения прикладного искусства и дизайна. Нежно опекавшие авангардистов первой половины 20 века Этинген и Фера влияли не только на художников, но и на писателей. Именно они подарили Аполлинеру журнал «Парижские вечера», из которого поэт создал трибуну авангарда. На страницах этого издания в роковом 1917 впервые прозвучало слово «сюрреализм». Даже лишившись состояния в результате революции, Этинген не утратила своей способности открывать таланты и сама неустанно трудилась – писала стихи, активно сотрудничала с музыкантами знаменитой «Шестерки» и художниками Парижской школы, а в 1920-х занялась модой и дизайном одежды в эстетике ар-деко. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Логичным продолжением истории салона баронессы Этинген станет выставка «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова». Со своей русской музой и женой прекрасной танцовщицей «Русских сезонов» Пикассо познакомился как раз в 1917-м, работая над оформлением балета «Парад» на музыку Эрика Сати. Это выставка, которая, по словам Алексея Петухова, читается, как роман о жизни и искусстве, тоже содержит не только возвышенные образы, оставленные художником на стыке «Розового периода» и кубизма, но и вполне земные предметы из дорожного сундука Ольги Хохловой, сохранившегося у их с Пикассо внука – Бернара Пикассо, возглавляющего музей художника в Малаге. Эти вещи впервые окажутся в России после 1917 года. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Среди других масштабных проектов музея в новом году – «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии». Впервые в России будут представлены уникальные фотоотпечатки в 1840-1846 годах. В это почти также сложно поверить, как в мифическую фотографию Пушкина, который не дожил до британского изобретения всего ничего. Между тем, имя Тальбота для искусства фотографии практически то же, что имя Александра Сергеевича для поэзии. Именно Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс, который позволил тиражировать изображения. Однако он ставил во главу своих поисков художественное, а не документальное отображение действительности. На выставке, которая откроется уже 6 февраля в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, можно будет увидеть около 150 фотографий из собрания Национального музея науки и медиа в Бредфорде и Музея Виктории и Альберта, в том числе снимки из альбомов «Карандаш природы» и «Солнечные картинки Шотландии». </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Эта выставка очень важна для понимания истоков искусства фотографии и по сути интересна всем, кто хочет понять эти истоки, - говорит куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии <b>Ольга Аверьянова</b>. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Фотографии очень хрупки, они нуждаются в особом режиме, и готовилась выставка целых шесть лет.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
В классической серии – «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Эта выставка, в которую вошла нью-йоркская коллекция четы Капланов, собравших за последние 15 лет значительное число шедевров великих мастеров - среди 75 работ будут представлены принадлежащие паре 10 полотен Рембрандта и одно – Яна Вермеера Делфтского. По сути Томасу Каплану удалось приобрести все произведения великих голландцев, оказывавшиеся на арт-рынке с начала 2000-х. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Наконец, ценителей японского искусства порадует первая масштабная выставка в России живописи эпохи Эдо. Она откроется третьего сентября в Главном здании на Волхонке, 12 и станет главным событием перекрестного года России и Японии. По сути, нам впервые покажут всю палитру художественных течений японского искусства XVII-XIX веков, в том числе, произведения художников школы Кано, Тоса, Римпа, Нанга, Маруяма-Сидзе. Две из представленных работ обладают статусом «национального сокровища», десять – «особо ценных культурных объектов». Среди экспонатов будут и такие, которые впервые покинут пределы Японии.</span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
- Это невероятный проект, - говорит <b>Марина Лошак</b>. – И по сути это две выставки в одной. Ведь работы могут выставляться не больше месяца в целях сохранности, поэтому один состав будет полностью заменен другим. Фактически эта выставка – хрестоматия истории искусства этого периода. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Помимо этой выставки в Пушкинском пройдут лекции и мастер-классы по различным аспектам японской культуры – от ландшафтного дизайна до искусства самурайских мечей. </span><br>
<span style="font-size: 14pt;"> </span><br>
<span style="font-size: 14pt;">
Автор: Виктория Леблан</span>
<p>
</p>
<br>