В онлайн уходят не только музеи и галереи, но и продажи произведений современного искусства. «Культуромания» попробовала разобраться, как работает цифровой агрегатор TEO by Cosmoscow.
В онлайн уходят не только музеи и галереи, но и продажи произведений современного искусства. «Культуромания» попробовала разобраться, как работает цифровой агрегатор TEO by Cosmoscow.
Крупнейшая в России ярмарка современного искусства в этом году открыла новый проект – онлайн-платформу, на которой любой желающий может продать или купить произведение искусства. Проект получил название TEO в память о Тео Ван Гоге, который был арт-дилером и много лет оказывал своему брату-художнику финансовую поддержку.
Совладелец компании Анна Андронова рассказала «Культуромании», когда проект возник и как он будет развиваться.
- Мы созрели давно, года два назад разговаривали об этом с Маргаритой Пушкиной (основатель и директор ярмарки Cosmoscow. - Прим. ред.). У меня был раньше ритейл-бизнес, связанный с детской одеждой. Потом мы его продали, и я понимала, что за онлайн-торговлей будущее, это удобно, понятно и прозрачно. Мы просто долго раскачивались, все-таки продавать искусство – это не то, что одежду продавать. У многих галерей есть свои небольшие платформы. Но у нас цель покрыть весь рынок, выставить все то, что проходит экспертизу Cosmoscow, чтобы потребитель мог зайти и выбрать для себя что-то, не тратя время на поиски.
Нам приходят иногда запросы: «Мне нужна работа с телебашней. Или с машинами». Менеджер делает подборку. А если бы у нас не было такого ресурса, представляете, сколько времени человеку пришлось бы потратить на поиски нужных ему работ. Экономия времени, удобство.
Когда случился карантин, вся команда поняла, что такая платформа сейчас необходима, и мы быстро-быстро ее доделали. Хотя сейчас еще не все функции выведены, мы ее дорабатываем.
- Вы ориентируетесь на галереи, на дизайнеров, на коллекционеров или на случайного покупателя?
- Мы multispace агрегатор, работаем как агент, у нас продают галереи, авторы, есть вторичный рынок – можно из своей коллекции перепродать что-то, но пройдя через нашу экспертизу. Плюс у нас есть коллекционный дизайн, это тоже галереи или художники-прикладники. Еще у нас представлены музей «Гараж» со своим магазином сувенирной продукции и Винзавод – они будут курировать молодых художников.
- Как формируется цена на работы?
- Цена у нас точно такая же, что и в галерее. Мы не собственники товара, не делаем надбавку, просто договариваемся о наших взаимоотношениях с галереей или с автором, цена должна быть такая же как у них, иначе это не имеет смысла.
- Допустим, я автор, начала рисовать два года назад. Хочу выставить свою работу на продажу. Возможно ли это?
- Молодых авторов мы, конечно, выставляем, но есть предварительный отбор, так же как у Cosmoscow. Мы сейчас берем работы студентов Школы Родченко, молодых талантливых, перспективных, но они все равно должны пройти какой-то отбор. У нас есть команда, которая отсматривает работы.
- Тео ван Гог не только продавал произведения искусства, как торговый агент крупных компаний, но и поддерживал своего брата. Всю жизнь присылал ему деньги. Есть ли у платформы подобная задача – поддерживать художников, давать им возможность работать?
- Пока мы не занимаемся продвижением художников, может быть, в будущем. Но мы помогаем им в это трудное время продавать работы.
- Какие галереи уже заключили с вами договор?
- Все, кто участвует в Cosmoscow. Вы можете посмотреть список на нашем сайте. Но мы продолжаем заключать договоры.
- Можете назвать суммарную выручку, скажем, за последний месяц?
- У нас разные покупатели, кто-то покупает тиражную работу за 15-30 тысяч, а кто-то коллекционный дизайн за 20 тысяч евро, но все это люди, которые интересуются современным искусством. Продается 4- 5 работ в неделю.
- Как наполняется раздел коллекционного дизайна?
- Галерей, которые занимаются коллекционным дизайном, не так много – «Эритаж», «Мирра», «Палисандр». Активно продвигаются молодые авторы, которые делают коллекционный дизайн, например, Тарас Желтышев или Григорий Орехов. А у «Мирры» старые вещи с историей, с сертификатами. И понятно, почему такая цена.
- Как вы планируете развиваться?
- Мы собираемся выходить на западный рынок, уже сделали запуск английской версии, но пока ничего не делали для ее продвижения в связи с пандемией. Cosmoscow уже работает с иностранными галереями, соответственно у нас будет опция, чтобы они заходили к нам, и потом могли, если им захочется, участвовать в ярмарке.
- Предполагаются ли аукционы?
- Пока мы не планируем, но в будущем возможно, потому что это интересная форма общения, особенно актуальная для вторичного рынка. Мы скоро отберем пул наиболее серьезных работ, и с ними можем делать аукционы. Скорее всего, они будут без ведущего.
Своим мнением о проекте TEO by Cosmoscow поделились представители московских галерей.
Елена Белоногова, сооснователь Cube.Moscow.
- ТЕО — важный проект и стартовал он, безусловно, своевременно, когда все мировое сообщество массово перешло в онлайн. Многие из галерей Cube участвуют в проекте, их результаты разнятся, но все отмечали оживление во время и после COSMOSCOW.
Уверена, что сейчас мы будем видеть много новых интересных онлайн-проектов, их появлению способствует сама ситуация. Я возлагаю на этот процесс большие надежды, так как он приведет к большей прозрачности, в том числе и общему пониманию цен, что должно положительно сказаться на развитии рынка.
Пандемия привела на рынок нового покупателя, этот феномен отмечается во всем мире. Новые покупатели — молодые, образованные активные люди, желающие иметь качественное искусство, но не тратить на его приобретение много времени и денег. Это поколение покупателей воспитано на легком доступе к информации, и они хотят получать ответы на свои вопросы моментально. Так что у рынка просто нет выбора, кроме как адаптироваться к новой реальности.
Олеся Сидоренко, директор Музея печатной графики:
- Сайт сделан качественно, навигация удобная, дизайн актуальный. Идея создания такого сайта понятна и объяснима – ярмарка искусства проходит только раз в год, а так есть дополнительная возможность постоянного дохода. Что же касается наполнения, то тут больше вопросов, чем ответов. Начнем с того, что представлены только те галереи, которые выставлялись на предыдущих ярмарках. Понятно, что отбор участников руководителями проекта проводится по их внутренним критериям, и они не обязаны представлять всех желающих. Но тогда возникает вопрос: каковы эти критерии?
Знаю из общения с коллегами, что были отвергнуты очень серьезные галереи, с многолетней репутацией. Организаторы декларируют, что они за поддержку молодых, актуальных авторов. Это очень нужное и полезное дело, но тогда откуда эти огромные цены за участие? Где молодые и еще неизвестные художники и галереи берут такие деньги?
Безусловно, поражают цены на эти, во многом сырые, вторичные работы. Количество нулей в этих ценах вызывает усмешку у любого, кто хотя бы немного погружен в реалии сегодняшнего арт-рынка. Возможно, кого-то и удается уговорить приобрести картину молодого художника по цене с шестью нулями, но это уже относится больше к мистификации, чем к рынку.
Выставляться на этой платформе мы не планируем именно из-за ценовой политики сайта. Мы знаем, что цены на аналогичную тиражную графику в разы ниже. А вводить в заблуждение покупателей не хочется.
Татьяна Филиппова