Суд принял решение в пользу аукционного дома, завершив долгое и бессмысленное разбирательство, где все было понятно с самого начала
Как и предсказывала в январе «Культуромания», судебное разбирательство российско-монакского миллиардера, экс-владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева и АД Sotheby's завершилось проигрышем г-на Рыболовлева. После трехнедельных слушаний судье понадобился всего лишь один день, чтобы вынести вердикт — и поставить таким образом точку в громкой истории, которая сотрясала арт-рынок почти девять лет.
Напомним, скандал разразился в далеком 2015 году. Г-н Рыболовлев, активно вывозивший капитал из России с целью скупки различных активов на Западе (в этом списке недвижимость, острова, футбольный клуб), в какой-то момент начал вкладываться в предметы искусства, наняв в 2003 году для их приобретения известного швейцарского дилера Ива Бувье. Десять лет спустя обнаружилось, что Бувье нашел для русского миллиардера 38 шедевров и прикарманил себе более миллиарда евро, приобретая предметы для коллекции Рыболовлева гораздо дешевле. Миллиардер долго судился с Бувье, а в 2018 году подал исковое заявление и на Sotheby's, обвинив аукционный дом в том, что тот помогал дилеру путем оценки и т.д. завысить цены на приобретенные Рыболовлевым через него предметы искусства.
Изначально юристы Рыболовлева упоминали 15 приобретенных с помощью Бувье предметов и требовали компенсацию в размере 380 млн долларов плюс проценты с этой суммы. Однако в ходе досудебного разбирательства год назад суд согласился оценивать покупку только четырех полотен. Это распиаренная картина «Спаситель мира», приписываемая частью экспертов Леонардо да Винчи, а также работы Рене Магритта, Амедео Модильяни и Густава Климта. Само судебное разбирательство со слушанием сторон было назначено на январь этого года.
Как отмечала «Культуромания», формулировки иска к Sotheby's изначально выглядели довольно неубедительно. Рыболовлев отмечал отсутствие у себя необходимых знаний о функционировании арт-рынка и утверждал, что аукционные дома, подобные Sotheby's, обязаны сделать этот рынок «прозрачнее», иначе любой крупный бизнесмен может стать жертвой подобных махинаций. Юристы Sotheby's строили свою позицию вокруг утверждения, что все упирается в вопрос личного выбора, и никто не заставлял г-на Рыболовлева покупать данные предметы. Более того, он якобы даже отказался попытаться снизить цену на полотно «Спаситель мира». Также АД якобы был не в курсе договоренностей Рыболовлева и Бувье.
Рыболовлев, помимо всего прочего, усложнил себе задачу тем, что в конце прошлого года пошел на мировую с Бувье, стороны договорились прекратить длившиеся много лет в разных юрисдикциях (Швейцарии, Сингапура, Монако и Гонконга) судебные разбирательства. В ноябре женевский суд закрыл иск Рыболовлева, как заявили юристы миллиардера, «стороны пришли к конфиденциальному соглашению в отношении всех своих разногласий и больше не имеют претензий друг к другу». После вынесения вердикта, истцы попытались сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что «разбирательство достигло цели, пролив свет на отсутствие прозрачности на арт-рынке».
Надо сказать, что история Рыболовлева, афера Бувье и последующие суды, выглядят как классическая схема «отъема капитала» Западом у «неЗапада» на примере одного конкретного бизнесмена и арт-рынка. Было очень сложно представить, что кто-то примет решение в пользу того, кто захочет поставить данную схему под сомнение. Итак, сначала Рыболовлева, по его же словам, обманули при продаже ему предметов искусства, потом западные суды фактически легализовали все случившееся — при том, что миллиардер наверняка потратил десятки миллионов, если не больше, на многолетние разбирательства. Рыболовлеву пришлось заплатить и в третий раз — после начала судебных разборок, он начал продавать пришедшие к нему через Бувье произведения искусства на открытых торгах, реализуя их с существенным для себя убытком. Например, как сообщало издание Forbes, Картина Гогена «Отахи одна» была продана за 50 млн долларов (ее он купил при посредничестве Бувье за 120 млн). Картина Густава Климта «Водяные змеи II» – за 170 млн (куплена за 183,8 млн). Скульптура Родена «Вечная весна» за 20,4 млн (48,1 млн). Некоторые полагали, что таким образом магнат собирает «доказательную базу» для судов. Дорогое, надо сказать удовольствие — только на этих трех лотах убыток составил более 100 млн долларов.
Характерно, что заработать г-ну Рыболовлеву удалось только на картине «Спаситель мира». Только потому, что, по слухам, он перепродал ее в 3,5 раза дороже другому богатому представителю «неЗапада» – саудовскому принцу.
Татьяна Филатова
Фото: картина «Спаситель мира», скриншот видео