Русское деревянное чудо

Коллекционирование/Арт-рынок

Русское деревянное чудо
22 Июня 2023, 10:38

Как искусство изготовления деревянной игрушки жило при СССР и что с ним происходит сейчас

Музей деревянной игрушки в Люблино существует около тринадцати лет. Он возник из уникальной коллекции, которую собрал основатель музея Максим Тюванов. Мы поговорили с ним о музее – и о том, какие времена сейчас переживает народное искусство изготовления русской деревянной игрушки.

-- С чего началась ваша коллекция?

-- Однажды я гулял с ребенком. На улице, с лотка, продавали движущиеся богородские деревянные игрушки: медведей, зайчиков, лисичек, мужиков с медведями.

Тогда я купил много разных игрушек – на все деньги, которые были с собой. Покупал их и позже. Увлекся всерьез, собрал целую коллекцию и захотел создать народный музей.

Я познакомился с теми, кто в нашем районе занимался организацией молодежного досуга и мог предоставить помещение для музея. Мне предложили заниматься с молодежью кружковой деятельностью и сказали, что будет можно выставить игрушки. Я оформил помещение, сделал полочки и создал экспозицию. А еще у нас были кружки рисования и резьбы по дереву.

Коллекция продолжала расти, в нее вошли не только богородские игрушки. Мы стали ездить на фестивали народных промыслов. Проехали всю нижегородчину, собрали игрушки всех промыслов нижегородского края. Побывали везде, где есть промыслы, связанные с деревянной игрушкой, в Тульской, Рязанской, Вологодской, Архангельской, Курской областях, были и на Камчатке, и на Ямале. Я знаком со всеми мастерами, чьи работы есть в нашей экспозиции.

У нас появилась программа с мастер-классом, посвященная богородской игрушке. Мы создали выездную программу, она пользуется большим спросом. У нас есть и игровой материал…

-- Отличаются ли игрушки различных регионов, к примеру, богородская от нижегородской?

-- Конечно. Богородская игрушка уникальна, приемы, использующиеся в ее резьбе, отточены в течение веков.

Двумя-тремя ударами топора делается зарубка, убирается все лишнее. Так появляется форма, потом она дорабатывается при помощи ножика. Это промысел, он предполагает зарабатывание денег. Поэтому здесь нужны приемы, позволяющие делать это очень быстро. И привлекательно: тут очень тонкая резьба, деревянная фигурка действительно похожа на медведя или на мужичка.

Нижегородская область больше славится токарной игрушкой. Это матрешка, округлая форма которой вытачивается на токарном станке. А в Городце, например, своя техника резьбы и росписи.

-- До 1917 года были целые династии мастеров, которых кормило изготовление деревянных игрушек. При СССР это тоже давало людям основной заработок. Что с этим сейчас?

-- Еще до революции династии мастеров стали объединяться в артели. Это было удобно: одни делают болванки, другие их детализируют, третьи раскрашивают. В советское время артели сохранились, кустарное производство имело большую поддержку. Потом их стали преобразовывать в фабрики. Богородская фабрика, фабрика в Жостово, Семеново – Хохломская роспись вышли из объединений кустарей-одиночек. Все вставало на промышленные рельсы, на произведения ставших фабриками артелей был большой спрос.   В советский период на Богородской фабрике в ее лучшие времена работало около 400 человек. Сейчас ничего подобного нет и в помине.

Когда началась перестройка, фабрики начали разваливаться, и все опять встало на кустарные рельсы. Нижегородские промыслы выжили только за счет кустарей, которые самостоятельно точили матрешки и возили их на вернисажи, а там они продавались иностранцам. Поддержки от государства не было никакой.

Сейчас все это тоже находится в частных руках. Люди начинают интересоваться деревянными игрушками, покупают станки, арендуют помещения и начинают работать. Таких мастерских очень много.

-- Но есть и династии?

-- Династий много, но много и тех, кто приходит в профессию со стороны.

-- И такая профессия может прокормить?

-- Тот, кто умеет продвигать свои работы в соцсетях и создает в интернете маркет-плейсы, будет получать заказы и отлично прокормится. Нужен паблик, благодаря ему преуспеет и не очень хороший мастер. А отличный мастер без него зачахнет. Я знаю потомственных, хороших мастеров богородской игрушки, у которых сейчас нет заработка. Люди уходят на производство, едут работать вахтовым способом.

Дело еще и в том, что большая часть деревянной игрушки в качестве сувениров уходила за границу, -- там ее знают и любят. Сейчас с этим сложнее. Все идет на внутренний рынок, а на нем многое зависит от умения себя подать.

-- Сколько может стоить коллекционная деревянная игрушка?

-- Работы хорошего мастера, сдающего свои работы в магазины, при его жизни стоят несколько тысяч рублей. С уходом мастера-игрушечника уходят и его сюжеты. После смерти большого мастера – я знаю такие примеры – сделанные им игрушки могут продаваться и за сто, и за двести тысяч.

Алексей Филиппов

Фото: Максим Тюванов, печатается с разрешения правообладателя

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Русское деревянное чудо

<p> Музей деревянной игрушки в Люблино существует около тринадцати лет. Он возник из уникальной коллекции, которую собрал основатель музея Максим Тюванов. Мы поговорили с ним о музее – и о том, какие времена сейчас переживает народное искусство изготовления русской деревянной игрушки. </p> <p> <b>-- С чего началась ваша коллекция?</b> </p> <p> -- Однажды я гулял с ребенком. На улице, с лотка, продавали движущиеся богородские деревянные игрушки: медведей, зайчиков, лисичек, мужиков с медведями. </p> <p> Тогда я купил много разных игрушек – на все деньги, которые были с собой. Покупал их и позже. Увлекся всерьез, собрал целую коллекцию и захотел создать народный музей. </p> <p> Я познакомился с теми, кто в нашем районе занимался организацией молодежного досуга и мог предоставить помещение для музея. Мне предложили заниматься с молодежью кружковой деятельностью и сказали, что будет можно выставить игрушки. Я оформил помещение, сделал полочки и создал экспозицию. А еще у нас были кружки рисования и резьбы по дереву. </p> <p> Коллекция продолжала расти, в нее вошли не только богородские игрушки. Мы стали ездить на фестивали народных промыслов. Проехали всю нижегородчину, собрали игрушки всех промыслов нижегородского края. Побывали везде, где есть промыслы, связанные с деревянной игрушкой, в Тульской, Рязанской, Вологодской, Архангельской, Курской областях, были и на Камчатке, и на Ямале. Я знаком со всеми мастерами, чьи работы есть в нашей экспозиции. </p> <p> У нас появилась программа с мастер-классом, посвященная богородской игрушке. Мы создали выездную программу, она пользуется большим спросом. У нас есть и игровой материал… </p> <p> <b>-- Отличаются ли игрушки различных регионов, к примеру, богородская от нижегородской? </b> </p> <p> -- Конечно. Богородская игрушка уникальна, приемы, использующиеся в ее резьбе, отточены в течение веков. </p> <p> Двумя-тремя ударами топора делается зарубка, убирается все лишнее. Так появляется форма, потом она дорабатывается при помощи ножика. Это промысел, он предполагает зарабатывание денег. Поэтому здесь нужны приемы, позволяющие делать это очень быстро. И привлекательно: тут очень тонкая резьба, деревянная фигурка действительно похожа на медведя или на мужичка. </p> <p> Нижегородская область больше славится токарной игрушкой. Это матрешка, округлая форма которой вытачивается на токарном станке. А в Городце, например, своя техника резьбы и росписи. </p> <p> <b>-- До 1917 года были целые династии мастеров, которых кормило изготовление деревянных игрушек. При СССР это тоже давало людям основной заработок. Что с этим сейчас?</b> </p> <p> -- Еще до революции династии мастеров стали объединяться в артели. Это было удобно: одни делают болванки, другие их детализируют, третьи раскрашивают. В советское время артели сохранились, кустарное производство имело большую поддержку. Потом их стали преобразовывать в фабрики. Богородская фабрика, фабрика в Жостово, Семеново – Хохломская роспись вышли из объединений кустарей-одиночек. Все вставало на промышленные рельсы, на произведения ставших фабриками артелей был большой спрос.   В советский период на Богородской фабрике в ее лучшие времена работало около 400 человек. Сейчас ничего подобного нет и в помине. </p> <p> Когда началась перестройка, фабрики начали разваливаться, и все опять встало на кустарные рельсы. Нижегородские промыслы выжили только за счет кустарей, которые самостоятельно точили матрешки и возили их на вернисажи, а там они продавались иностранцам. Поддержки от государства не было никакой. </p> <p> Сейчас все это тоже находится в частных руках. Люди начинают интересоваться деревянными игрушками, покупают станки, арендуют помещения и начинают работать. Таких мастерских очень много. </p> <p> <b>-- Но есть и династии?</b> </p> <p> -- Династий много, но много и тех, кто приходит в профессию со стороны. </p> <p> <b>-- И такая профессия может прокормить?</b> </p> <p> -- Тот, кто умеет продвигать свои работы в соцсетях и создает в интернете маркет-плейсы, будет получать заказы и отлично прокормится. Нужен паблик, благодаря ему преуспеет и не очень хороший мастер. А отличный мастер без него зачахнет. Я знаю потомственных, хороших мастеров богородской игрушки, у которых сейчас нет заработка. Люди уходят на производство, едут работать вахтовым способом. </p> <p> Дело еще и в том, что большая часть деревянной игрушки в качестве сувениров уходила за границу, -- там ее знают и любят. Сейчас с этим сложнее. Все идет на внутренний рынок, а на нем многое зависит от умения себя подать. </p> <p> <b>-- Сколько может стоить коллекционная деревянная игрушка?</b> </p> <p> -- Работы хорошего мастера, сдающего свои работы в магазины, при его жизни стоят несколько тысяч рублей. С уходом мастера-игрушечника уходят и его сюжеты. После смерти большого мастера – я знаю такие примеры – сделанные им игрушки могут продаваться и за сто, и за двести тысяч. </p> <p> <b>Алексей Филиппов</b> </p> <p> <b>Фото: Максим Тюванов, печатается с разрешения правообладателя</b> </p>

Русское деревянное чудо

Русское деревянное чудо

Русское деревянное чудо

Русское деревянное чудо

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

«Элитное вино» оказалось подделкой
21 октября 2024, 14:27

Кино-театр

Главные фильмы октября 2024 по версии «Культуромании»
7 октября 2024, 13:03

Коллекционирование/Арт-рынок

Елена Белоногова, основательница арт-платформы Cube.Moscow: «Искусство может быть хорошей инвестицией в эмоцию»
18 октября 2024, 14:27