Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета

Музеи и выставки

Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета
19 Июня 2019, 13:09
В Москве и в Санкт-Петербурге открываются две выставки, посвященные купцам-коллекционерам братьям Щукиным и братьям Морозовым. Беспрецедентно, что выставки посвящены им самим как важным фигурам в истории искусства

Похоже, мы становимся свидетелями настоящей музейной глобализации – причем, что самое интересное – глобализация эта связана с чествованием русских дореволюционных коллекционеров, благодаря которым не только Россия, но и мир, и Франция в том числе обрели величайшие шедевры французской модернистской живописи.


Итак, одновременно в Москве и в Санкт-Петербурге открываются две выставки, посвященные купцам-коллекционерам братьям Щукиным и братьям Морозовым. Не просто их величайшим коллекциям европейской живописи конца 19-начала 20 веков, но – что беспрецедентно – им самим как важным фигурам в истории искусства. Выставка «Щукин. Биография коллекции» – в ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» – в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Активное участие в процессе воздания исторической справедливости принимает и парижский Фонд Луи Вюиттона (Fondation louis Vuitton). Три года назад там с сенсационным успехом прогремела выставка коллекции Щукина. И вот в будущем году галерея примет гастроли коллекции современника и коллеги Щукина – Ивана Морозова. Судьбы двух этих невероятных людей, первыми разглядевших будущее искусства в революционных работах Пикассо, Матисса, Сезанна, Гогена, трагичны и блистательны одновременно. Две староверские купеческие семьи, что характерно, обе – ткацких магнатов, смогли воспитать детей настолько чуткими и восприимчивыми к искусству, что именно этим детям – братьям Щукиным и братьям Морозовым - на сломе эпох удалось заразить весь мир новым искусством. Именно они стали первыми в мире коллекционерами современного искусства, из которого вышел в том числе и русский авангард.

Спасенная от уничтожения при советской власти коллекция Сергея Щукина была разделена в 1948 году между музеем имени Пушкина и Эрмитажем. Как известно, Сталин приказал ликвидировать собрание музея на Волхонке, а все пространство здания оккупировали подарки вождю. Чтобы соединить коллекцию вновь, понадобилось тесное сотрудничество ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажа. По словам генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, эта выставка - настоящая музейная инновация. По сути - целый венок выставок, посвященных памяти Щукина и Морозова в Москве, Санкт-Петербурге и Париже.

- Это очень важный вклад в музейное дело - показать, как музеи вспоминают своих коллекционеров, – отметил он.

Помимо знаковых работ Пикассо – «Девочки на шаре» и «Мальчика с собакой» с берегов Невы в Москву привезли и знаменитый «Танец» Матисса. Мало кто знает, что эта эмблематичная работа, известная каждому европейцу, была написана по заказу Сергея Щукина для его московского дома. Размер полотна точно должен был соответствовать стене в лестничном пролете. Как сказала на открытии выставки директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак, не известно, как сложилась бы судьба Матисса, если бы не участие русского купца, который не просто десятками покупал картины совершенно никому не известного на тот момент художника, но и привез его в Москву, где тот был поражен русскими иконами и даже заявил, что в России уже в 14 веке знали все то, к чему он стремился всю жизнь.

- Кем был бы Матисс, если бы не Сергей Щукин? Как бы сложилась его судьба как художника? Безусловно, он все равно был бы гением, но какие были бы его творческие движения? Ведь очень многое было спровоцировано Сергеем Щукиным. Гениальный коллекционер и гениальный художник – это редкая связка, – отметила Марина Лошак.

В разговоре с «Культуроманией» Марина Лошак сказала, что после выставки 2016 года в Фонде Луи Вюиттона идея соединить щукинскую коллекцию в Москве витала в воздухе. Однако это иная по характеру выставка.

- Выставка 2016 год была первой данью памяти Сергея Щукина. Это была потрясающа выставка, которая собрала рекордные миллион двести пятьдесят тысяч зрителей. Для французов она стала открытием. Они узнали, что главные шедевры их современного искусства находятся в России. Здесь же очень интимный, очень строгий, очень эмоциональный и очень чувственный рассказ про московского купца, текстильного магната, чьи ткани развиваются во всем нашем здании как напоминание о том, откуда он вышел. Старообрядец, попечитель, человек огромного риска, блистательного ума.

В качестве приглашенного куратора выступил внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, только что получивший российский паспорт из рук Валентины Матвиенко. Он отметил, что в отличие от парижской выставки, где главным героем выступила сама коллекция Щукина, в Москве в центре внимания – сам коллекционер.

- Здесь нет куратора. В Москве Сергей Иванович у себя дома и сам распоряжается своей коллекцией. Мы видим взгляд самих братьев Щукиных. Они происходили из семьи староверов и не получили художественного образования, но у них был наметанный глаз, внимательность, воспитанная родом деятельности, вниманием к деталям.

О том, с какой страстью Сергей Щукин скупал в Париже работы сначала Монэ и Ренуара, затем Сезана, Матисса и Пикассо, еще к 150-летию ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2012 году снял блестящий фильм Леонид Парфенов. Заметим, что каждому периоду увлечения тем или иным художникам сопутствовал очередной трагический поворот судьбы самого Щукина. Потеря брата, потеря жены, потеря сына. В Пушкинском впервые можно увидеть его знаменитый «иконостас» Гогена - такую развеску, плотную, во всю стену придумал сам Щукин. Ее воспроизвели по фотографиям. И кажется, только так и нужно смотреть Гогена, так он вернее действует – мгновенно, убийственно заливая цветом и светом. Не меньший эффект производит зал Пикассо – голубой период представлен самыми знаковыми работами, и зал Матисса – весь в розовом и салатовом сиянии ранних работ. «Танцу» отдан весь Белый зал. Так, чтобы не просто посмотреть на магический круг, но и попытаться войти в него там, где руки танцующих пригласительно расходятся – перед картиной предусмотрительно установлены дизайнерские скамьи для медитации.

Биография коллекции – это полный трагических, а иногда и трагикомических историй путь. В трех залах главного здания на Волхонке – коллекции четырех братьев, каждый из которых внес в конечном итоге вклад в нынешнее российское собрание великих произведений.

Заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина провел для «Культуромании» экскурсию по трем залам, где представлены истории трех братьев Сергея Щукина. В рамках образовательной составляющей выставки Вадим Анатольевич прочтет лекцию «Другие Щукины» о Дмитрии, Петре и Иване, остающихся в тени успеха своего брата Сергея.

Петр - коллекционер универсального плана, он создавал свою коллекцию по принципу кунсткамеры, своего рода ноевого ковчега. Он интересовался древней русской историей, Востоком – здесь и японские мечи, и резные шкатулки, причудливые дверные замки, пуговицы и конечно – ткани ручной работы, достойные особого внимания. Однако в коллекции Петра Ивановича оказывается и знаменитая картину раннего Ренуара «Сидящая обнаженная», которую после его скоропостижной смерти от перитонита выкупает Сергей, знавший толк в импрессионистах. Сам он к тому времени ими уже переболел, но прекрасно понимал, что ранняя работа Ренуара – ценнейшее приобретение. Для содержания своей коллекции Петр построил особняк в русском стиле на Малой Грузинской улице в Москве и подарил его Историческому музею.

Коллекция Дмитрия Ивановича легла в основу собрания старых мастеров Пушкинского – Кранах, единственный в России нежнейший Аверкамп, два прекрасных Гварди.

- Но нам хотелось показать, что Дмитрий коллекционировал не только живопись, но и скульптуру, фарфор, стекло. Его коллекцию фарфора (очень ранние образцы майсенского и севрского фарфора) при разделе художественных ценностей передали музею Кусково. У него также прекрасная коллекция мелкой бронзовой ренессансной пластики, которую мы с удовольствием по такому случаю извлекли из запасников.

Есть и курьезы. Из запасников достали «Амура со стрелой», с которым связана трагикомическая история. Дмитрий Щукин считал его шедевром Ван Дейка и за большие деньги купил у московского коллекционера Мусалова, а потом исследователи установили, что это лишь качественное подражание. Не узнал Дмитрий Иванович и о второй подделке. О том, что его «Вермеер» не настоящий, стало известно лет 20 назад, а до этого он красовался на стенах Пушкинского. Но по такому случаю его снова извлекли, ведь перед кураторами стояла задача показать личности коллекционеров. «Музицирующая», с подозрительной непропорциональной фигурой оказалась трафаретной копией картины некого немецкого живописца. Но тут другое – пусть это не Вермеер, а забытая всеми не самая удачная подделка, но как много она может нам рассказать об увлеченности и уязвимости русского коллекционера. В конце концов, понимаешь, что его, тряпичного магната привлекла в этой картине именно ткань – невероятно сияющий серебристый атлас юбки лютнистки. А ведь и настоящий Вермеер был у него, но обманули, вытянули, теперь он в «Метрополитене» - так ловко обхитрил русского купца голландский коллекционер Абрахам Бредиус. И тем трагичнее и острее портрет коллекционера на фоне цимбальной мощи коллекции Юсупова, подавляющей и качеством и количеством.

Достался зал и Ивану. Одиночка, западник, светский лев, прекрасно разбиравшийся в искусстве, собственно, именно он открыл импрессионистов своему брату – Сергею. Как напоминание об этом – в затемненном и занавешенном черными полотнами зале (Иван покончил с собой, не справившись с соблазнами парижской жизни) - знаменитая «Сирень» Клода Монэ. Та самая, которая так поразила русскую публику и вдохновила Осипа Мандельштама на хрестоматийные строки «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…». А еще Мандельштам говорил, что в комнате с картинами Манэ пахнет рекой. Коллекция Ивана после его смерти была продана с молотка на аукционе – именно из этих списков мы и знаем о том, какие там были жемчужины – Веласкес, Гойя, Эль Греко…

В поддержку идеи чествования коллекционера как фигуры, несущей свет искусства простым смертным, параллельно в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков открывается выставка «имени» Бернара Арно – богатейшего человека Европы, главы концерна LVMH, увлекающегося искусством и открывшего пять лет назад в Париже уже ставший знаковым Фонд Луи Вюиттона. Коллекционер нового времени, как бы продолжатель дела русских купцов в новых экономических трансконтинентальных условиях. Поскольку практически все собрание Щукина покинуло помещение Галереи Искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, где оно обычно располагается, два этажа особняка на Волхонке удачно заняли предметы и инсталляции из собрания Фонда Луи Вюиттона – «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Из 20 художников практически никто ранее не выставлялся в России. Привезли самых знаковых и фундаментальных. Джакометти, Уорхол, Баскиа. Настоящий ликбез по основам современного искусства.

Ксения Фокина

Выставка «Щукин. Биография коллекции» 19 июня – 15 сентября.

Выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» - 19 июня – 29 сентября.

Действует комплексный билет на два дня и обе выставке.

Выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» (Главный штаб Государственного Эрмитажа) – 21 июня – 6 октября.
Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета

<h2>Похоже, мы становимся свидетелями настоящей музейной глобализации – причем, что самое интересное – глобализация эта связана с чествованием русских дореволюционных коллекционеров, благодаря которым не только Россия, но и мир, и Франция в том числе обрели величайшие шедевры французской модернистской живописи. </h2> <br> <span style="font-size: 14pt;">Итак, одновременно в Москве и в Санкт-Петербурге открываются две выставки, посвященные купцам-коллекционерам братьям Щукиным и братьям Морозовым. Не просто их величайшим коллекциям европейской живописи конца 19-начала 20 веков, но – что беспрецедентно – им самим как важным фигурам в истории искусства. Выставка «Щукин. Биография коллекции» – в ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» – в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Активное участие в процессе воздания исторической справедливости принимает и парижский Фонд Луи Вюиттона (Fondation louis Vuitton). Три года назад там с сенсационным успехом прогремела выставка коллекции Щукина. И вот в будущем году галерея примет гастроли коллекции современника и коллеги Щукина – Ивана Морозова. Судьбы двух этих невероятных людей, первыми разглядевших будущее искусства в революционных работах Пикассо, Матисса, Сезанна, Гогена, трагичны и блистательны одновременно. Две староверские купеческие семьи, что характерно, обе – ткацких магнатов, смогли воспитать детей настолько чуткими и восприимчивыми к искусству, что именно этим детям – братьям Щукиным и братьям Морозовым - на сломе эпох удалось заразить весь мир новым искусством. Именно они стали первыми в мире коллекционерами современного искусства, из которого вышел в том числе и русский авангард.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Спасенная от уничтожения при советской власти коллекция Сергея Щукина была разделена в 1948 году между музеем имени Пушкина и Эрмитажем. Как известно, Сталин приказал ликвидировать собрание музея на Волхонке, а все пространство здания оккупировали подарки вождю. Чтобы соединить коллекцию вновь, понадобилось тесное сотрудничество ГМИИ им. А. С. Пушкина и Эрмитажа. По словам <b>генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского</b>, эта выставка - настоящая музейная инновация. По сути - целый венок выставок, посвященных памяти Щукина и Морозова в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Это очень важный вклад в музейное дело - показать, как музеи вспоминают своих коллекционеров, – отметил он.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Помимо знаковых работ Пикассо – «Девочки на шаре» и «Мальчика с собакой» с берегов Невы в Москву привезли и знаменитый «Танец» Матисса. Мало кто знает, что эта эмблематичная работа, известная каждому европейцу, была написана по заказу Сергея Щукина для его московского дома. Размер полотна точно должен был соответствовать стене в лестничном пролете. Как сказала на открытии выставки <b>директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак</b>, не известно, как сложилась бы судьба Матисса, если бы не участие русского купца, который не просто десятками покупал картины совершенно никому не известного на тот момент художника, но и привез его в Москву, где тот был поражен русскими иконами и даже заявил, что в России уже в 14 веке знали все то, к чему он стремился всю жизнь. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Кем был бы Матисс, если бы не Сергей Щукин? Как бы сложилась его судьба как художника? Безусловно, он все равно был бы гением, но какие были бы его творческие движения? Ведь очень многое было спровоцировано Сергеем Щукиным. Гениальный коллекционер и гениальный художник – это редкая связка, – отметила Марина Лошак. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В разговоре с «Культуроманией» Марина Лошак сказала, что после выставки 2016 года в Фонде Луи Вюиттона идея соединить щукинскую коллекцию в Москве витала в воздухе. Однако это иная по характеру выставка.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Выставка 2016 год была первой данью памяти Сергея Щукина. Это была потрясающа выставка, которая собрала рекордные миллион двести пятьдесят тысяч зрителей. Для французов она стала открытием. Они узнали, что главные шедевры их современного искусства находятся в России. Здесь же очень интимный, очень строгий, очень эмоциональный и очень чувственный рассказ про московского купца, текстильного магната, чьи ткани развиваются во всем нашем здании как напоминание о том, откуда он вышел. Старообрядец, попечитель, человек огромного риска, блистательного ума. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В качестве приглашенного куратора выступил <b>внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко</b>, только что получивший российский паспорт из рук Валентины Матвиенко. Он отметил, что в отличие от парижской выставки, где главным героем выступила сама коллекция Щукина, в Москве в центре внимания – сам коллекционер.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Здесь нет куратора. В Москве Сергей Иванович у себя дома и сам распоряжается своей коллекцией. Мы видим взгляд самих братьев Щукиных. Они происходили из семьи староверов и не получили художественного образования, но у них был наметанный глаз, внимательность, воспитанная родом деятельности, вниманием к деталям.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> О том, с какой страстью Сергей Щукин скупал в Париже работы сначала Монэ и Ренуара, затем Сезана, Матисса и Пикассо, еще к 150-летию ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2012 году снял блестящий фильм Леонид Парфенов. Заметим, что каждому периоду увлечения тем или иным художникам сопутствовал очередной трагический поворот судьбы самого Щукина. Потеря брата, потеря жены, потеря сына. В Пушкинском впервые можно увидеть его знаменитый «иконостас» Гогена - такую развеску, плотную, во всю стену придумал сам Щукин. Ее воспроизвели по фотографиям. И кажется, только так и нужно смотреть Гогена, так он вернее действует – мгновенно, убийственно заливая цветом и светом. Не меньший эффект производит зал Пикассо – голубой период представлен самыми знаковыми работами, и зал Матисса – весь в розовом и салатовом сиянии ранних работ. «Танцу» отдан весь Белый зал. Так, чтобы не просто посмотреть на магический круг, но и попытаться войти в него там, где руки танцующих пригласительно расходятся – перед картиной предусмотрительно установлены дизайнерские скамьи для медитации. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Биография коллекции – это полный трагических, а иногда и трагикомических историй путь. В трех залах главного здания на Волхонке – коллекции четырех братьев, каждый из которых внес в конечном итоге вклад в нынешнее российское собрание великих произведений. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина</b> провел для «Культуромании» экскурсию по трем залам, где представлены истории трех братьев Сергея Щукина. В рамках образовательной составляющей выставки Вадим Анатольевич прочтет лекцию «Другие Щукины» о Дмитрии, Петре и Иване, остающихся в тени успеха своего брата Сергея. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Петр - коллекционер универсального плана, он создавал свою коллекцию по принципу кунсткамеры, своего рода ноевого ковчега. Он интересовался древней русской историей, Востоком – здесь и японские мечи, и резные шкатулки, причудливые дверные замки, пуговицы и конечно – ткани ручной работы, достойные особого внимания. Однако в коллекции Петра Ивановича оказывается и знаменитая картину раннего Ренуара «Сидящая обнаженная», которую после его скоропостижной смерти от перитонита выкупает Сергей, знавший толк в импрессионистах. Сам он к тому времени ими уже переболел, но прекрасно понимал, что ранняя работа Ренуара – ценнейшее приобретение. Для содержания своей коллекции Петр построил особняк в русском стиле на Малой Грузинской улице в Москве и подарил его Историческому музею. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Коллекция Дмитрия Ивановича легла в основу собрания старых мастеров Пушкинского – Кранах, единственный в России нежнейший Аверкамп, два прекрасных Гварди. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> - Но нам хотелось показать, что Дмитрий коллекционировал не только живопись, но и скульптуру, фарфор, стекло. Его коллекцию фарфора (очень ранние образцы майсенского и севрского фарфора) при разделе художественных ценностей передали музею Кусково. У него также прекрасная коллекция мелкой бронзовой ренессансной пластики, которую мы с удовольствием по такому случаю извлекли из запасников. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Есть и курьезы. Из запасников достали «Амура со стрелой», с которым связана трагикомическая история. Дмитрий Щукин считал его шедевром Ван Дейка и за большие деньги купил у московского коллекционера Мусалова, а потом исследователи установили, что это лишь качественное подражание. Не узнал Дмитрий Иванович и о второй подделке. О том, что его «Вермеер» не настоящий, стало известно лет 20 назад, а до этого он красовался на стенах Пушкинского. Но по такому случаю его снова извлекли, ведь перед кураторами стояла задача показать личности коллекционеров. «Музицирующая», с подозрительной непропорциональной фигурой оказалась трафаретной копией картины некого немецкого живописца. Но тут другое – пусть это не Вермеер, а забытая всеми не самая удачная подделка, но как много она может нам рассказать об увлеченности и уязвимости русского коллекционера. В конце концов, понимаешь, что его, тряпичного магната привлекла в этой картине именно ткань – невероятно сияющий серебристый атлас юбки лютнистки. А ведь и настоящий Вермеер был у него, но обманули, вытянули, теперь он в «Метрополитене» - так ловко обхитрил русского купца голландский коллекционер Абрахам Бредиус. И тем трагичнее и острее портрет коллекционера на фоне цимбальной мощи коллекции Юсупова, подавляющей и качеством и количеством. </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> Достался зал и Ивану. Одиночка, западник, светский лев, прекрасно разбиравшийся в искусстве, собственно, именно он открыл импрессионистов своему брату – Сергею. Как напоминание об этом – в затемненном и занавешенном черными полотнами зале (Иван покончил с собой, не справившись с соблазнами парижской жизни) - знаменитая «Сирень» Клода Монэ. Та самая, которая так поразила русскую публику и вдохновила Осипа Мандельштама на хрестоматийные строки «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…». А еще Мандельштам говорил, что в комнате с картинами Манэ пахнет рекой. Коллекция Ивана после его смерти была продана с молотка на аукционе – именно из этих списков мы и знаем о том, какие там были жемчужины – Веласкес, Гойя, Эль Греко…</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> В поддержку идеи чествования коллекционера как фигуры, несущей свет искусства простым смертным, параллельно в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков открывается выставка «имени» Бернара Арно – богатейшего человека Европы, главы концерна LVMH, увлекающегося искусством и открывшего пять лет назад в Париже уже ставший знаковым Фонд Луи Вюиттона. Коллекционер нового времени, как бы продолжатель дела русских купцов в новых экономических трансконтинентальных условиях. Поскольку практически все собрание Щукина покинуло помещение Галереи Искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, где оно обычно располагается, два этажа особняка на Волхонке удачно заняли предметы и инсталляции из собрания Фонда Луи Вюиттона – «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Из 20 художников практически никто ранее не выставлялся в России. Привезли самых знаковых и фундаментальных. Джакометти, Уорхол, Баскиа. Настоящий ликбез по основам современного искусства.</span><br> <span style="font-size: 14pt;"> </span><br> <span style="font-size: 14pt;"> <b>Ксения Фокина</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Выставка «Щукин. Биография коллекции» 19 июня – 15 сентября.</b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» - 19 июня – 29 сентября. </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Действует комплексный билет на два дня и обе выставке. </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> </b></span><br> <span style="font-size: 14pt;"><b> Выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры» (Главный штаб Государственного Эрмитажа) – 21 июня – 6 октября.</b></span><br>

Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета

Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета

Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета

Русские коллекционеры, перевернувшие мир. Две важнейшие выставки лета