Созданию коллекции предшествовала многолетняя исследовательская работа в фондах музеев и частных собраний - были изучены научная литература, письменные и иллюстративные источники XV-XVII веков, крой и технологии изготовления ранних этнографических подлинников. В результате этой кропотливой работы посетители музея смогут увидеть “высокое искусство”, которое сопровождало русского человека всегда и выражалось прежде всего в том, как была одета русская женщина. На втором этаже музея размещено девять костюмов из коллекции Студии «Русские начала», мастера которой на протяжении 18 лет занимаются изучением и воссозданием русского традиционного костюма. Преподаватели и мастера студии каждый год выезжают в этнографические экспедиции в разные районы России, работают в сельских и районных краеведческих музеях. Самых плодотворных были экспедиции в Каргопольский, Плесецкий, Мезенский и Приморский районы Архангельской области, в Вологодскую, Нижегородскую, Костромскую и Тверскую области.
“Мы занимаемся не совсем реконструкцией в том смысле слова, которое привычно в среде исторических реконструкторов. Мы не занимаемся археологией - создавая эти костюмы мы шли немного другим путем. Прежде чем мы осмелились на воспроизведение столь раннего костюма, подлинников которого сохранилось очень мало и нет серьезных изображений костюмных комплексов этого времени, мы пошли путем перемещения кроя и способов изготовления из времени которое мы очень хорошо знаем и на котором специализируемся - конце XVIII-XIХ, начале ХХ веков, во время более раннее. Мы продвинули наше понимание традиции на 100-150 лет вглубь веков. Когда мы работали в различных музейных фондах - Архангельского, Российского этнографического, Исторического музеев, с частными коллекциями, то увидели много архаичных черт в традиционных женских вещах 18-19 веков. И когда накопилось достаточное количество знаний и стало приходить понимание того, каким образом это могло было бы быть в XVII веке, мы решили создать эту коллекцию и вы можете увидеть наши соображения на этот счет”, - рассказала руководитель Студии “Русские начала” Татьяна Валькова.
Костюм среднестатистической богатой женщины состоял из двух рубах - нижней и красной, парчового сарафана, волосника, поверх него тафта. Длина рукавов рубахи была в те времена просто невероятный. Путешественники, которые побывали в московской земле, писали, что она могла достигать 12 локтей. Все это искуснейшим образом укладывалось в складки и ткань была настолько легкая и тонкая, что уложить ее без помощи рукавов нижней рубахи было просто невозможно - они служили для фиксации. Русские женщины никогда не выходили на улицу без ширинок - небольшого размера платка, искусно расшитого его владелицей. Кружево на представленных костюмах сплетено вологодскими мастерицами, которые тоже проделали большую исследовательскую работу, чтобы узнать как выглядело кружево, которое в то время украшало вещи. И конечно, костюм богатой горожанки дополняло большое количество украшений - обязательными были серьги, кольца и множество шитых украшений: накладные воротники - ожерелья, поручи, запястья или зарукавники. Вышивка на них была сделана в технике сажения по бели жемчугом.
“Мы видим опашень - одежду с ложным рукавом. Носили на опашь - отсюда и название. Кокошник - это переосмысленная реплика олонецкого кокошника, который хранится в Российском этнографическом музее. Форма такого кокошника рисуется иностранцами, побывавшими в Москве, поэтому мы включили его в эту коллекцию. У богатой горожанки было много жемчуга и нашего северного и заморского”, - отметила Татьяна Валькова.
В следующем зале - повседневные костюмы простых горожанок, в которых они отправились на улицу. “Создавая эти два костюма, мы представляли, что это московские жительницы. В те времена женщина не выходила без полотенчатого головного убора - головного полотенца или убруса, который по-разному мог повязываться. На рубахи надеты накладные шубки - так в 16-17 веках называли сарафан. Под ним рубаха очень интересного кроя. Сохранилось несколько женских рубах XVI-XVII века и они очень похожи между собой по принципу расположения плечевых вставок. Поэтому мы взяли за основу сохранившийся архаичный крой верхнеокской калужской рубахи. Дальше у нас однорядки - это демисезонная одежда. Здесь - наша реконструкция летника. Упоминаний этих элементов костюма очень много, но кроя всей этой одежды, бытовавшей в XVI-XVII веках не сохранилось. Нам приходилось брать элементы кроя из более поздних вещей XVIII века, поэтому прошу отнестись к нашей коллекции как к реконструкции. Мы не сможем подтвердить письменными источниками, что все это было именно так, как мы показали и полной научной достоверности добиться мы не можем. Но я занимаюсь этнографией очень давно и это позволяет мне какие-то моменты переселять в более раннее время, считать их более архаичными. Хочется показать как все было по-настоящему, пусть с нашей точки зрения, но тем не менее это художественно достоверно и все было именно так”, - считает Татьяна Валькова.
“Эта выставка - рубежное событие, потому что обычно мы видим музейные коллекции за стеклом - это что-то такое, что давно прошло и они не очень убеждаю нас ни своей новизной, ни настоящестью, - рассказал “Культуромании” посетитель выставки, профессор МГУКИ, одним из ведущих российских специалистов в области традиционной этнохореографии Алексей Шилин. - И это относится ко всей традиционной культуре. Она не может быть где-то далеко за стеклом - она может быть рядом и сейчас и нужно находить формы и возможности ее бытования. Если в обычной семье есть небольшая локальная подготовка, то люди могут собираться, петь красивые русские песни. И здесь тоже самое - богатство нашей традиции приблизилось к нам, как и ощущение, что все это находится рядом, а не где-то умерло и все. И это происходит не потому, что эти прекрасные костюмы не убраны в шкафы за стекло, а из-за того, что они свежие, они новые, их хочется потрогать, одеть. Представьте какова должна была быть психология женщин, которые ходили в этих костюмах - у них было совершенно другое мироощущение. Они и себя ощущали как произведение искусства. Меня давно занимает идея анализа человека как части гармоничного мира. И гармония здесь не примитивная - это богатство смыслов, которые выражаются в этих костюмах. Смыслов глубоких, если говорить о красоте в широком смысле этого слова. Такое ощущение, что это какая-то гармоничная часть богатого духовного мира. Потому что когда когда майка и джинсы, то и мир такой же. Нам это может быть не очень заметно. Но может быть сегодня и наша жизнь повернулась в сторону Красоты. Вспоминается Караваджо - в каждой картине богатство внутреннего ощущения. И это ощущение богатства не материального, а изобразительного мы увидели сегодня. Я думаю, это можно увидеть только здесь. И сами залы способствуют сочетанию идеи выставки и помещения наиболее полно”.
Выставка русского женского костюма второй половины XVII века «Расшиты шелком, жемчугом и златом» продлится в “Стрелецких палатах” до конца июня.
Ольга Степанова