Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA), запущенная 7 лет назад, объявила на днях об отмене намечавшейся на август своей третьей по счету выставки. Причиной стало давление со стороны русофобской части культурного сообщества Латвии, что обвинило RIBOCA в «связях с Россией».
После начала СВО вокруг биеннале, которая, по утверждению западных СМИ, во многом существует на деньги российского предпринимателя Геннадия Миргородского (основателем является его дочь Агния), началась настоящая истерика. Например, некая куратор Жаклин Леките в опубликованной в местной прессе статье обвиняла организаторов, что они недостаточно «покаялись» и, «заботясь об украинских беженцах, не возложили ответственность за войну на российское правительство».
В итоге RIBOCA все-таки «заклеймила вторжение» — но, как обычно и бывает в подобных случаях, ей это не помогло. Не помогло также и то, что после начала СВО программа биеннале и состав участников были серьезно изменены, а финансирование стало «поступать из швейцарских банков». Г-жа Миргородская уверяла в интервью, что якобы ведет дела на отчисления с бизнеса своего мужа, американского финансиста Роберта Покоры. «Похоже, состав нашего руководства, которое включает в себя не только латышей и литовцев, но и русских, является непреодолимым препятствие на фоне того, что российское вторжение на Украине усилило воспоминания об оккупации в прошлом», — объяснили менеджеры биеннале в заявлении об отмене мероприятия.
Как сообщает Forbes, бизнесмен Геннадий Миргородский, который, по данным западных СМИ, финансировал биеннале, является в России владельцем Северо-Западного рыбопромышленного консорциума, одного из крупнейших игроков на рынке добычи краба. В открытом доступе нет данных, имеет ли г-н Миргородский гражданство какой-либо другой страны. В сегодняшних условиях информация о том, что кто-то финансирует предприятие, которое «клеймит российскую агрессию», может стать, как минимум, причиной определенных проблем.
Стратегия «покупки влияния» на Западе через вывоз туда заработанных в России денег и создание неких культурных институций была крайне популярна у нашего олигархата. Например, всем известный Петр Авен в 2021 году сообщил, что откроет через четыре года в Риге музей, где будет выставлять свою художественную коллекцию (теперь, видимо, эти планы сильно скорректированы, так как г-н Авен попал в санкционный список). Кстати, засветился Авен и как грантодатель для рижской биеналле. Однако, как показывает практика, культурные вложения на потенциально враждебной территории (а Прибалтика все последние 30 лет была откровенно враждебна к России, хотя зарабатывала в основном только на транзите), это — весьма бессмысленная инвестиция.
Более того, судя по всему, Рижская биеннале была в свое время негативно воспринята местным сообществом художников и кураторов. По сути, она — единственное крупное и яркое событие на здешнем крайне скудном культурном небосклоне и, возможно, русофобия — во многом прикрытие для банального страха перед появлением конкурентов. Правда, закрытие RIBOCA под предлогом «наличия русских денег» — по сути, выстрел себе в ногу. Местных денег для проектов подобного масштаба тут нет и никогда не будет, финансирование из Европы тоже выглядит как некая фантастика ввиду отсутствия покупателей (а современному искусству нужны именно рынки).
Представители RIBOCA не ответили на запрос «Культуромании», вероятно потому, что в Латвии контакты с российской прессой могут стать причиной уголовного преследования.
Игорь Вовин
Фото: скриншот сайта RIBOCA