Российский арт-рынок в новых реалиях

Коллекционирование/Арт-рынок

Российский арт-рынок в новых реалиях
23 Марта 2022, 13:24
C 31 марта по 3 апреля 2022 года в Гостином Дворе пройдут крупнейшая ярмарка современного искусства и международный арт-форум Art Russia

C 31 марта по 3 апреля 2022 года в Гостином Дворе пройдут крупнейшая ярмарка современного искусства и международный арт-форум Art Russia, организатором которых выступает корпорация «Синергия». Масштабное мероприятие объединит 25 галерей, 65 независимых художников, скульпторов и фотографов, и 50 экспертов в области арт-индустрии. «Культуромания» побеседовала с сооснователем Art Russia Елизаветой Фроловой.

— Елизавета, какие вызовы ставит перед арт-индустрией нынешний момент?

— Нам приходится сейчас экстренно перенастраиваться на исключительно внутренний рынок. В последние годы российское проекты внимательно изучали международный рынок и задумывались о филиалах за рубежом, активно привлекали иностранных спикеров и иностранных коллекционеров. Сейчас приходится переориентироваться на русских художников, коллекционеров и спикеров.

Кто-то вообще не видит перспектив для русского искусства и арт-рынка в ближайшие пару лет, поэтому закрывает или замораживает арт-проекты и частные инициативы. Мы, напротив, не отменились, проводимся и считаем, что сейчас важно действовать, чтобы продолжить развитие.

При этом вызовов, вставших перед российскими представителями мира искусства, за последний месяц стало гораздо больше. Как формировать продажи, когда искусство является далеко не первой потребностью человека? Что будет с галерейным бизнесом в России в ближайшие несколько лет? И если галереи закроются, как художникам переориентироваться в новых реалиях? Что делать музеям в условиях, когда закрываются международные проекты и уходят международные инвесторы? И я говорю только о «верхушке айсберга».

— Про своих экспонентов расскажите, пожалуйста.

— С первого года возникновения Art Russia мы выбрали нестандартный формат для ярмарки современного искусства, объединив на одной площадке галереи и независимых художников. В этом году зрителей ожидает знакомство с более чем 100 участниками-экспонентами: галереями и художниками.

Среди участников третьей ярмарки современного искусства Art Russia заявлены такие арт-проекты, как Nikolskaya Gallery, Askeri Gallery, Planz.gallery, B-Gallery, Art It Easy. Персонально свое творчество представят независимые художники из России, Германии и Франции. Это Анна Немчинова, Александр Жерноклюев, Alla Smirnoff, Anna Bo, Frank Herfort и многие другие.

Художники представят зрителям работы, созданные в ходе переосмысления самых разных тем: природное и искусственное, миры в стиле new look, новые грани сюрреализма, женская природа и многих-многих других.

— Насколько у вас изменился состав форума, направления, может быть, темы?

— Состав изменился не очень значительно. Безусловно, к нам не смогут прилететь отдельные иностранные спикеры, но подтвердившиеся ранее будут выступать в онлайн. И это уже хорошо знакомый нам формат, так как в 2021 году все иностранные спикеры также были только в онлайн.

Что касается тем выступлений, те, что были актуальными, такими и остаются. Это новые медиа, NFT, экология. Есть темы, которые сейчас более остро звучат, например, доставка произведений искусства, представленность русских художников на международных онлайн-площадках, будущее музеев и частных арт-институций в России.

К ним добавились и новые: региональный арт-рынок и его развитие, будущее галерей и так далее. Все эти темы будут представлены в ходе трех дней форума и внимательно рассмотрены экспертами.

— А есть какие-то уже сейчас первые размышления на тему будущего российских художников и галерей? Кто каким путем собирается идти?

— Размышления есть, прогнозов нет. По разговорам с галеристами становится ясно, что продержатся не все. Галерея – это огромные вложения, и если ее клиентам в какой-то момент совсем не до искусства, а новых искать негде, то ситуация плачевная. Кроме того, крупные галереи активно работали с иностранными художниками и партнерами, участвовали в международных арт-событиях и в долгосрочной перспективе рассчитывали именно на международный арт-рынок и коллекционеров. Сейчас ситуация поменялась в корне: развиваться надо здесь, но, как мы знаем, российский арт-рынок пока еще очень слабый. А это значит, что выживут не все.

Художники сейчас тоже находятся в непростом экономическом и эмоциональном состоянии. Многие уезжают, оставшиеся переживают, что не смогут зарабатывать на своем творчестве в России, если отмена русской культуры будет продолжаться.

С другой стороны, есть художники, которые начинают активнее смотреть в сторону азиатских и арабских стран, изучают местные рынки и верят в то, что все у них будет прекрасно. Я поддерживаю такую позитивную и проактивную позицию.

— Планируете ли вы какие-то проекты в российских регионах?

— Я думаю, что развитие в регионах возможно только при масштабной государственной поддержке, потому что покупательская способность регионов крайне слаба.

Мы знаем, что в регионах очень много художников, у них меньше возможностей, чем в Москве, и с точки зрения выставок, и с точки зрения количества галерей, представленных в регионах, поэтому, конечно, им нужны события, им нужны хорошие, качественные, масштабные проекты, которые будут позволять им показывать свое творчество, получать обратную реакцию на него, возможно, знакомиться с коллекционерами.

Но частная инициатива сегодня может реализовывать такие проекты только при поддержке государства. Поэтому хочется верить, что мы получим поддержку и сможем делать в регионах большие, интересные проекты. Точнее, я в это верю, а дальше — посмотрим.

Татьяна Филиппова

Фото предоставлено организаторами Art Russia

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни

Российский арт-рынок в новых реалиях

<h2> C 31 марта по 3 апреля 2022 года в Гостином Дворе пройдут крупнейшая ярмарка современного искусства и международный арт-форум Art Russia, организатором которых выступает корпорация «Синергия». Масштабное мероприятие объединит 25 галерей, 65 независимых художников, скульпторов и фотографов, и 50 экспертов в области арт-индустрии. «Культуромания» побеседовала с сооснователем Art Russia Елизаветой Фроловой. </h2> <p> <b>— Елизавета, какие вызовы ставит перед арт-индустрией нынешний момент?</b> </p> <p> — Нам приходится сейчас экстренно перенастраиваться на исключительно внутренний рынок. В последние годы российское проекты внимательно изучали международный рынок и задумывались о филиалах за рубежом, активно привлекали иностранных спикеров и иностранных коллекционеров. Сейчас приходится переориентироваться на русских художников, коллекционеров и спикеров. </p> <p> Кто-то вообще не видит перспектив для русского искусства и арт-рынка в ближайшие пару лет, поэтому закрывает или замораживает арт-проекты и частные инициативы. Мы, напротив, не отменились, проводимся и считаем, что сейчас важно действовать, чтобы продолжить развитие. </p> <p> При этом вызовов, вставших перед российскими представителями мира искусства, за последний месяц стало гораздо больше. Как формировать продажи, когда искусство является далеко не первой потребностью человека? Что будет с галерейным бизнесом в России в ближайшие несколько лет? И если галереи закроются, как художникам переориентироваться в новых реалиях? Что делать музеям в условиях, когда закрываются международные проекты и уходят международные инвесторы? И я говорю только о «верхушке айсберга». </p> <p> <b>— Про своих экспонентов расскажите, пожалуйста.</b> </p> <p> — С первого года возникновения Art Russia мы выбрали нестандартный формат для ярмарки современного искусства, объединив на одной площадке галереи и независимых художников. В этом году зрителей ожидает знакомство с более чем 100 участниками-экспонентами: галереями и художниками. </p> <p> Среди участников третьей ярмарки современного искусства Art Russia заявлены такие арт-проекты, как Nikolskaya Gallery, Askeri Gallery, Planz.gallery, B-Gallery, Art It Easy. Персонально свое творчество представят независимые художники из России, Германии и Франции. Это Анна Немчинова, Александр Жерноклюев, Alla Smirnoff, Anna Bo, Frank Herfort и многие другие. </p> <p> Художники представят зрителям работы, созданные в ходе переосмысления самых разных тем: природное и искусственное, миры в стиле new look, новые грани сюрреализма, женская природа и многих-многих других. </p> <p> <b>— Насколько у вас изменился состав форума, направления, может быть, темы?</b> </p> <p> — Состав изменился не очень значительно. Безусловно, к нам не смогут прилететь отдельные иностранные спикеры, но подтвердившиеся ранее будут выступать в онлайн. И это уже хорошо знакомый нам формат, так как в 2021 году все иностранные спикеры также были только в онлайн. </p> <p> Что касается тем выступлений, те, что были актуальными, такими и остаются. Это новые медиа, NFT, экология. Есть темы, которые сейчас более остро звучат, например, доставка произведений искусства, представленность русских художников на международных онлайн-площадках, будущее музеев и частных арт-институций в России. </p> <p> К ним добавились и новые: региональный арт-рынок и его развитие, будущее галерей и так далее. Все эти темы будут представлены в ходе трех дней форума и внимательно рассмотрены экспертами. </p> <p> <b>— А есть какие-то уже сейчас первые размышления на тему будущего российских художников и галерей? Кто каким путем собирается идти?</b> </p> <p> — Размышления есть, прогнозов нет. По разговорам с галеристами становится ясно, что продержатся не все. Галерея – это огромные вложения, и если ее клиентам в какой-то момент совсем не до искусства, а новых искать негде, то ситуация плачевная. Кроме того, крупные галереи активно работали с иностранными художниками и партнерами, участвовали в международных арт-событиях и в долгосрочной перспективе рассчитывали именно на международный арт-рынок и коллекционеров. Сейчас ситуация поменялась в корне: развиваться надо здесь, но, как мы знаем, российский арт-рынок пока еще очень слабый. А это значит, что выживут не все. </p> <p> Художники сейчас тоже находятся в непростом экономическом и эмоциональном состоянии. Многие уезжают, оставшиеся переживают, что не смогут зарабатывать на своем творчестве в России, если отмена русской культуры будет продолжаться. </p> <p> С другой стороны, есть художники, которые начинают активнее смотреть в сторону азиатских и арабских стран, изучают местные рынки и верят в то, что все у них будет прекрасно. Я поддерживаю такую позитивную и проактивную позицию. </p> <p> <b>— Планируете ли вы какие-то проекты в российских регионах?</b> </p> <p> — Я думаю, что развитие в регионах возможно только при масштабной государственной поддержке, потому что покупательская способность регионов крайне слаба. </p> <p> Мы знаем, что в регионах очень много художников, у них меньше возможностей, чем в Москве, и с точки зрения выставок, и с точки зрения количества галерей, представленных в регионах, поэтому, конечно, им нужны события, им нужны хорошие, качественные, масштабные проекты, которые будут позволять им показывать свое творчество, получать обратную реакцию на него, возможно, знакомиться с коллекционерами. </p> <p> Но частная инициатива сегодня может реализовывать такие проекты только при поддержке государства. Поэтому хочется верить, что мы получим поддержку и сможем делать в регионах большие, интересные проекты. Точнее, я в это верю, а дальше — посмотрим. </p> <p> <b>Татьяна Филиппова</b> </p> <p> <b>Фото предоставлено организаторами Art Russia</b> </p>

Российский арт-рынок в новых реалиях

Российский арт-рынок в новых реалиях

Российский арт-рынок в новых реалиях

Российский арт-рынок в новых реалиях

Интересное по теме

Коллекционирование/Арт-рынок

Агент Бэнкси устроил аукцион
8 ноября 2024, 10:30

Коллекционирование/Арт-рынок

Коллекционер Денис Арцинович: «Камнерезное искусство для нас с братом — не бизнес, а хобби, которое иногда приносит деньги»
31 октября 2024, 11:51

Коллекционирование/Арт-рынок

Миллион за пустоту
1 ноября 2024, 13:29